Урок биологии в 6 классе на тему «Плоды. Разнообразие плодов»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Плоды. Разнообразие плодов
Цели: сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения; познакомить с многообразием плодов и семян, со строением плодов, их функциями и различными приспособлениями к распространению, возникшими в процессе эволюции.
Оборудование и материалы: таблицы: «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений», «Типы плодов»; комнатные растения (по возможности с плодами), гербарии различных растений, коллекции сухих и сочных плодов, семян, муляжи плодов, соплодия ольхи, плоды яблока, томата, апельсина, киви и т. д.
Ключевые слова и понятия: плод, семя, соплодие, околоплодник, простые и сборные плоды, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, вскрывающиеся и невскрываю- щиеся плоды; яблоко, ягода, костянка, многокостянка, зерновка, семянка, орех, желудь, коробочка, боб, стручок, листовка, крылатка, тыквина, земляничина (фрага), гесперидий (померанец); способы распространения плодов и семян: при помощи ветра, воды, животных, человека, саморазбрасывания.
Рассказ учителя с элементами беседы
Каким органом растения является плод? (Это генеративный орган цветкового растения.)
Из каких частей цветка образуются плоды покрытосемянных растений? (Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков.)
Какое условие необходимо для образования плодов? (Опыление и оплодотворение.)
Какова основная функция плода? (В нем происходит образование и созревания семян.)
Как мы уже знаем, плод состоит из семян и околоплодника.
Какова основная функция околоплодника? (Он защищает формирующиеся семена от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды.)
Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосемянными.
В природе существует огромное разнообразие плодов. (Учитель демонстрирует изображения и коллекции плодов различных растений.)
Такое разнообразие плодов связано с образованием различных приспособлений у растений к распространению семян. Эти приспособления вырабатывались длительное время в процессе эволюции. Существует несколько классификаций плодов.
Рассмотрите плоды и их изображения. На какие группы можно разделить эти плоды? (Учащиеся отвечают, учитель подводит итог.)
По числу семян выделяют односеменные и многосеменные плоды.
От чего зависит количество семян в одном плоде? (Ответы учащихся.)
Количество семян в плоде зависит от количества семязачатков в завязи. Точнее, от числа оплодотворенных семязачатков, так как не все из них могут быть оплодотворены.
Приведите примеры растений с односемянными и много- семянными плодами. (Ответы учащихся.)
Кроме того, по характеру околоплодника плоды можно разделить на сухие и сочные.
Какая часть плода может быть сочной? (Ответы учащихся.)
Обычно у сочных плодов бывает сочный околоплодник. Но,
например, у клубники и земляники семена расположены на сочном разросшемся цветоложе.
Приведите примеры сухих и сочных плодов. (Ответы учащихся.)
Плоды могут быть вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися чаще всего бывают сухие плоды.
Если в цветке только один пестик, то плод, который развивается из этого цветка, называют простым. Если же в цветке несколько пестиков, то формирующийся в результате плод называют сложным, или сборным.
У некоторых растений, таких, как инжир, ананас, ольха, в результате срастания нескольких плодов из целого соцветия образуется соплодие.
Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу
Тип плода |
Название плода |
Особенности строения |
Примеры растений |
Сухие многосе- менные плоды |
Боб |
Вскрывающийся по двум швам одногнездный плод. Семена расположены на стенках плода |
Горох, фасоль, соя, чечевица, вика |
Стручок |
Вскрывающийся створками плод. Семена расположены на внутренней перегородке |
Капуста, редис, горчица, редька, пастушья сумка |
Коробочка |
Плод, вскрывающийся крышечкой, отверстиями или распадающийся на части |
Мак, тюльпан, дурман, белена, лен |
|
Листовка (много- листовка) |
Вскрывающийся по одному шву одногнездный плод |
Водосбор, купальница, дельфиниум, лютик |
|
Сухие односеменные плоды |
Орех (орешек) |
Невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником |
Лещина, липа, гравилат, лотос |
Желудь |
Невскрывающийся плод с кожистым околоплодником, погруженным в крышечку- плюску |
Дуб |
|
Крылатка (двукры- латка) |
Плод с кожистым околоплодником с выростом в виде крыла |
Вяз, береза, ясень, клен |
|
Сухие односеменные плоды |
Семянка |
Невскрывающийся одногнездный плод с кожистым околоплодником, часто имеющий различные выросты |
Подсолнечник, одуванчик, череда, василек |
Зерновка |
Невскрывающийся одно- гнездный плод с пленчатым околоплодником, близко прилегающим к семенной кожуре |
Пшеница, рожь, рис, кукуруза, ячмень |
|
Сочные односеменные плоды |
Костянка |
Плод с твердым, деревянистым внутриплодником, сочным околоплодником и пленчатым окрашенным внеплодником |
Вишня, абрикос, слива, персик, калина, манго |
Сочные мно- госе- менные плоды |
Многоко- стянка |
Сборный плод. Образуется из цветков, имеющих большое количество пестиков. Представляет собой сросшиеся между собой маленькие костянки |
Малина, ежевика, костяника, морошка |
Ягода |
Одногнездный или много- гнездный невскрывающийся плод |
Смородина, виноград, картофель, томат |
|
Яблоко (яблочко) |
Плоды с хрящевидным внутриплодником. Кроме завязи, в образовании плода участвуют и другие части цветка |
Яблоня, груша, рябина, боярышник |
|
Тыквина |
Плод с деревенеющим при созревании внеплодником. Кроме завязи в образовании плода участвует цветоложе |
Огурец, арбуз, дыня, тыква, кабачок |
|
Фрага (земляни чина) |
Многоорешек с разросшимся при созревании мясистым цветоложем |
Земляника, клубника |
|
Гесперидий (померанец) |
Многогнездный плод, состоящий из трех слоев: флаведо, альбедо и пульпы |
Апельсин, мандарин, лимон |
(После выполнения работы учитель проверяет качество заполнения таблицы, подводит итоги, вносит коррективы и дополнения.)
Классификация плодов
Плод. Разнообразие и значение плодов.AVI
Видеоурок по биологии "Плоды, виды плодов" 6 класс
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций