Урок биологии в 10–11 классе «Обобщение знаний. Учение о клетке»
Методические разработки уроков 10-11класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;
-умения давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности
Задачи:
Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем
УУД
Личностные результаты обучения биологии:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Метапредметные результаты обучения биологии:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Учащиеся овладевают законом о согласованном и закономерном действии множества систем, обеспечивающим превращение материи и освобождение энергии (связь органоидов клетки, клетка как структурная единица живого).
Формируем научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией.
Проверяем и оцениваем не столько знания фактов, сколько владение системой понятий, умениями устанавливать связи между понятиями, объяснять биологические явления (единство и противоположность пластического и энергетического обмена).
Базовые знания
основные положения клеточной теории
химические соединения клетки и их роль в жизнедеятельности клетки
роль ферментов в обмене веществ
строение гена как единицы наследственной информации
генетический кОд и биосинтез белка
основные структуры клетки, связь их строения и функции
особенности клеток прокариот и эукариот; автотрофных и гетеротрофных клеток; строение вирусов
метаболизм в клетке: энергетический и пластический обмены
- фотосинтез — пластический обмен у растений
Выводы
Клетка является структурной и функциональной единицей, также единицей развития всех живых организмов, обитающих на Земле, (прокариот и эукариот).
Клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу, что свидетельствует о едином происхождении всего живого.
Вся информация о структуре и деятельности клеток, о всех признаках клетки заключена в ДНК — носителе и хранителе генетической информации
Генетический код един для всех живущих на Земле существ (от бактерий до человека). Одни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты.
Вне клетки жизни нет. Свободно живущих неклеточных форм жизни (вирусов) не существует, так как все вирусы — облигатные паразиты.
Темы рефератов
Автотрофы, фотосинтез и жизнь па Земле
Функции белков в живом организме
Проблема пищевого белка
Вирусные заболевания
Вода и жизнь клетки
Ферменты — биологические катализаторы
Вопросы
.Докажите, что живая клетка является откры стемой. Можно ли провести ее сравнение с ко. том и чем интересно такое сравнение для науюПри интенсивной деятельности нужна глюкоза. Участникам лыжных пробегов в пути дают сахар .С какой целью?
Согласно распространенной теории симбиогенеза митохондрии клеток произошли от симбиотических бактерий, а пластиды — от симбиотических водорослей. Какие факты вы можете привести за и против этого предположения?
В клетке всегда имеется много ферментам разрушающих нуклеиновые кислоты. Почему деятельность не нарушает нормального функционирования клеточных ДНК и РНК?
По формуле 20 подсчитайте, сколько быть видов белков. Что означает цифра 20п? мономеров в белке (от 100 до 1000 и более) , молекулы белка в среднем 100 нм. Хватит ли жизни, чтобы на сверхзвуковом самолете пролететь. вдоль цепочки, составленной из молекул всех возможных белков?
Как организм человека защищается от возбудителей инфекционных заболеваний? Какие клетки и ткани и как участвуют в защите?
Отличаются ли значительно по размерам клетки одних и тех же тканей слона и мыши? Ответ поясните.
Тесты
1.Какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов, единство органического мира?
А.Каждая клетка возникает из клетки, путем; деления исходной.
Б. Клетка представляет собой основную едини1 строения всех живых организмов.
В. В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой функции и образуют ткани.
Г. В клетках одноклеточных и многоклеточных ганизмах сходный обмен веществ. ■
2. Отрезок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного определенного белка, называется:
А. Хроматидой. Б. Нуклеотидом. В. Пептидом Г. Геном.
Группа чрезвычайно простых организмов, способных жить и размножаться только в живых организмах относятсяк:
А. Бактериям. Б. Вирусам. В. Эукариотам. Г.Цианеям.
4.Необходимейшим веществом в клетке, участвующим почти во всех химических реакциях является:
А. Полинуклеотид. Б. Полисахарид, В. Полипептид. Г. Вода.
5.Как называются органоиды, присутствующие в клетках всех организмов, состоящие из двух неодинаковых по размеру частиц, имеющие микроскопические размеры?
А. Лейкопласты. Б. Рибосомы. В. Лизосомы. Г. Хромосомы.
6.Молекулы белков, связывающие и обезвреживающие чужеродные клетки и вещества, выполняют функцию:
А. Энергетическую. Б. Транспортную. В. Каталитическую. Г. Защитную.
7.Хроматиды каждой хромосомы начинают расходиться к противоположным полюсам клетки в процессе:
А. Метафазы. Б. Телофазы. В. Анафазы. Г. Профазы.
8.Какая структура клетки образует своеобразный барьер, через тонкие каналы этой части клетки осуществляется транспорт веществ в клетку и обратно?
А. Эндоплазматическая сеть В. Цитоскёлет
Б. Плазматическая мембрана Г. Пластиды
9.Для какой фазы важнейшего процесса, протекающего в зеленых растениях, характерно образование углеводов в результате последовательных превращений воды и углекислого газа?
А. Фазы транскрипции. Б. Темновой. В. Световой. Г. Энергетического обмена.
Процесс нарушения природной структуры одного из важнейших соединений клетки называется:
А. Полимеризацией. Б. Конденсацией. В. Денатурацией. Г. Редупликацией.
Вода — основа жизни:
Она может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном):
Б. В клетках зародыша ее большее 90%
Является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из неё продуктов обмена
Г. Охлаждает поверхность при испарении
12. Биоэлементами называют химические элементы
А- Входящие в состав живой и неживой природы Б. Участвующие в жизнедеятельности клетки
В. Входящие в состав неорганических молекул Г. Являющиеся главным компонентом всех органически х соединений клетки
13.Белки — биологические полимеры, мономерами которых являются:
А. Нуклеотиды. Б. Аминокислоты. В. Пептиды. Г. Моносахариды.
14.Ферменты:
А. Являются основным источником энергии.
Б. Ускоряют химические реакции и имеют белковую природу.
В. Транспортируют кислород.
Г. Участвуют в химической реакции, превращаясь в другие вещества.
15.Понятие «гомеостаз» характеризует:
А.Состояние динамического равновесия природной системы, поддерживаемое деятельностью регуляторных систем,
Б. Процесс разрушения клеток путем их растворения.
В.Общее снижение жизнеспособности организма.
Г. Процесс расщепления углеводов в отсутствии кислорода.
16.Иммунологическую защиту организма обеспечивают:
А.Белки, выполняющие транспортную функцию.
Б. Углеводы.
В.Различные вещества в составе крови.
Г. Особые белки крови—антитела.
17.Генетический код един для всех живущих на Земле существ и представляет собой:
А.Способность воспроизводить себе подобных
Б. Доклеточные образования, обладающие некоторыми свойствами клеток
В.Систему «записи» наследственной информации в молекулах ДНК
Г. Процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических
18.Метаболизм складывается из двух взаимосвязанных й противоположно направленных процессов:
Жизни и смерти. Б. Синтеза и распада.
Возбуждения и торможения. Г. Поглощения, кислорода и выделения углекислого газа.
19.Хлоропласта характерны для клеток: ,
А. Покровной ткани. Б. Животных. В. Растений и животных, Г. Только растений.
20.Биологическое: значение митоза:
А,Поддерживается постоянство числа хромосом в клеточных поколениях.
Б. Происходит перекомбинация наследственной информации.
В.При слиянии клеток образуется новый организм.
Г. В результате деления образуется многоядерная
клетка.
Правильные ответы
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Б |
Г |
Б |
Г |
Б |
Г |
В |
В |
Б |
В |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
В |
Г |
Б |
Б |
А |
Г |
В |
Б |
Г |
А |
Выберите правильные утверждения
1.Единственная молекула ДНК бактерий имеет кольцевую форму.
2.Все живые организмы состоят только из клеток.
3.Для живых организмов характерны обмен веществ, раздражимость, размножение, наследственность и изменчивость.
4.В живых организмах обнаружены все элементы таблицы Менделее- ва.
5.Осмосом называют растворение веществ в воде.
6.Белки составляют большую часть веществ клетки.
7.Жиры не растворяются в воде.
8.В состав белков входят аминокислоты, прочно связанные между собой водородными связями.
9.При расщеплении одинакового количества жира и углеводов выделяется равное количество энергии.
10.Пептидной называют связь между углеродом карбосильной группы и азотом аминогруппы в молекуле белка.
11.ДНК имеется в клетке только в ядре.
12.Основная функция рибосом — участие в биосинтезе белка.
13.В состав вирусов обязательно входит ДНК.
14.В неделящейся клетке нет хромосом.
15.Количество митохондрий и пластид может увеличиваться только путем деления этих органоидов.
16.Вакуоли имеются только в растительных клетках.
17.По принципу комплементарности А-У и Г-Ц.
18.Спиртовое брожение может проходить только в отсутствие кислорода.
19.Ассимиляция и диссимиляция составляют энергетический обмен в организме.
20.Мейоз происходит в семенниках человека в зоне размножения.
Правильные ответы
1, 3, 7, 10, 12, 15, 17.
Кроссворд
1.Голландский ботаник, предложивший название «вирус».
2.Белковая оболочка вируса.
3.Вирусы, используемые человеком для борьбы с болезнетворными бактериями.
4.Внутриклеточный паразит.
5.Болезнь, вызванная вирусом эпидемического паротита.
6.Особая группа вирусов, которая заражает бактериальные клетки.
7.Болезнь, вызываемая вирусом гепатита.
Клеточная теория и микроскопия - биология, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
ЦИТОЛОГИЯ. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ. СТРОЕНИЕ МЕМБРАНЫ.
ЦИТОЛОГИЯ к ЕГЭ. ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ
Цитология. Органоиды | ЕГЭ | Биология
Ресурсы
В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .
А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» .
Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности.
Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.
Биология в схемах, терминах, таблицах" М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. "Феникс"
Наглядный справочник. Биология. 10-11 классы. Красильникова
Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki
Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9
Природа мира
https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let
FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций