Урок экологии в 10–11 классах на тему «Пылевое загрязнение»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Пылевое загрязнение
Одним из наиболее неблагоприятных факторов внешней среды на предприятиях города является загрязнение воздуха пылью. Источниками образования пыли являются технологические про- ‘ цессы и производственное оборудование, связанное с размельчением перерабатываемых материалов и их транспортировкой. Действие пыли зависит от ее физико-химических свойств: химического состава, концентрации в воздухе, дисперсности (размеров частиц), формы пылинок, их твердости и т. д. Пыль вызывает профессиональные заболевания легких, в первую очередь в различных модификациях
Из всех видов пыли наиболее опасна пыль оксида кремния (IV), массовая доля которой в той или иной смешанной пыли нередко является одним из факторов, определяющих степень ее агрессивности по отношению к организму.
Способность пыли вызывать развитие фиброза* легочной ткани в значительной степени определяется физико-химическими свойствами вдыхаемой пыли. Большое значение, в частности, имеет дисперсность пыли. Доказано,- что наиболее опасна для организма мелкодисперсная пыль с диаметром частиц от 2 до 5 мкм. Такие пылевые частицы находятся во взвешенном состоянии во вдыхаемом воздухе и проникают в более глубокие отделы дыхательных путей.
Краткие сообщения о пылевых болезнях легких впервые встречаются в литературе древних и средних веков. В древнегреческой и римской литературе (У1-1У вв. до н. э.) имеются указания на болезнь горнорабочих серебряных и золотых рудников, сопровождающуюся давлением в груди и тяжелой одышкой. В своих трудах Гиппократ указывал на болезнь горнорабочих, протекающую с тяжелой одышкой, болями в груди, бледностью. Повидимому речь шла о пневмокониозе
В 1565 г. Парацельс опубликовал работу, где подробно описал «чахотку рудокопов». В' русской литературе указания на заболевания легких от вдыхания пыли у рудокопов имеются в произведении М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел» (1763 г.). Впервые патолого-анатомические изменения в легких у каменотесов описал в 1761 г. Морганьи, обратив внимание на вредные последствия вдыхания пыли. Однако отождествление туберкулеза легких с пневмокониозом сохранялось еще много лет. Термин «пневмокониоз» является собирательным в отношении легочных фиброзов, развивающихся вследствие вдыхания различных видов пыли.
Существуют следующие основные виды пневмокониозов: силикоз, силикатозы, антракоз, прочие пневмокониозы (алюминоз, апатитоз, пневмокониозы от воздействия органической пыли и др.). Кратко охарактеризуем некоторые из этих заболеваний:
Силикоз - заболевание, возникающее в результате вдыхания пыли, содержащей свободный оксид кремния (IV) (кремнезем). Для силикоза характерна триада жалоб: одышка, боли в грудной клетке, кашель.
Силикатозы - пневмокониозы, развивающиеся в результате вдыхания пыли силикатов. Наиболее распространенными видами силикатов, обусловливающих развитие силикатозов, являются асбест, тальк, нефелин и др. Клиническая картина силикатозов довольно типична: прогрессирующая одышка, кашель, боли в грудной клетке, общая слабость, недомогание.
Асбестоз - один из наиболее тяжело протекающих силикатозов. В развитии его играет роль не только химическое действие пыли, но и механическое повреждение легочной ткани асбестовыми волокнами, имеющими размеры 10-12 мкм и более. У больных с выраженным асбестозом отмечаются тяжелые нарушения общего состояния: колющие боли в груди, сильный кашель, головная боль, общая слабость, повышенная утомляемость, нередко желудочные расстройства. Часто наблюдается особый сероземлистый цвет лица и легкий цианоз (синюшность) губ.
Вопросы и задания
1.В чем заключаются особенности пылевого загрязнения окружающей среды и его воздействия на человека?
2.Какие основные виды пневмокониозов вы знаете?
Загрязнение воздуха. 02.08.2017.
Очистки Воздуха и Устранение пыли
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций