Урок экологии в старших классах «Сельскохозяйственное загрязнение»

1
1
Материал опубликован 7 February 2018 в группе
 

Методическое пособие разработки уроков 10-11класс

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

Личностные:

- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

Информация

Сельскохозяйственное загрязнения

Бытовые, сточные, промышленные воды, навозная жижа агро­комплексов и вымытые с полей удобрения приносят в реки и озера большое количество органических веществ. При их расщеплении в водоемах увеличивается количество фосфора, азота и других биоген­ных элементов, что приводит-к разрастанию быстро размножающих­ся водорослей и высших растений. Такое обогащение водоема био­генными веществами называется эвтрофикацией.

Эвтрофикация - повышение биологической продуктивности в результате накопления в воде биогенных элементов под действием антропогенных или естественных факторов.

Благоприятные абиотические факторы наряду с эвтрофикацией водоема приводят к быстрому размножению зеленых водорослей и цианобактерий, называемому цветением воды.

Цветение воды-это основной признак эвтрофикации, имеющей очень неприятные последствия. Вода приобретает грязно-зеленый цвет и такой вкус и запах, что не может использоваться в быту без специальной обработки. Донные камни обрас-
тают нитчатыми водорослями, а растительные остатки, прибитые ветром и волнами к берегу, начинают гнить, выделяя при этом ядовитый газ сероводород, имеющий запах тухлых яиц. Некоторые цианобактерии также выделяют ядовитые, вредные для гидробионтов (организмов, обитающих в водной среде) и человека
вещества.

Масштабы сельскохозяйственного загрязнения

В то время как проблема негативного влияния промышленности на биосферу изучена достаточно хорошо, о сельскохозяйственном загрязнении окружающей среды известно гораздо меньше. Однако даже того, что известно, достаточно, чтобы считать угрозу реальной.

Например, совершенно очевидно, что пестициды, активно используемые лишь со второй половины прошлого века, уже стали мощным фактором, оказывающим значительное влияние на состояние внешней среды. Ежегодно аграрии по всему миру применяется более 1 млн. т пестицидов и масштабы их использования постоянно растут.

Практически любое поле, которое активно обрабатывается пестицидами, является источником их распространения на несколько километров вокруг за счет грунтовых вод, в которые просачивается химия. И хотя такие источники загрязнения являются относительно локальными, в сельскохозяйственных регионах, где под сельхозугодья распахано более половины всей имеющейся земли, зона поражения де-факто охватывает весь регион в целом.

Сельскохозяйственное загрязнение среды приобретает совсем не локальный характер, когда пестициды и химудобрения с полей попадают в ручьи и реки. В этом случае загрязнению подвергается не только небольшая площадь вокруг поля, но, по сути, весь рукав реки ниже по течению. При этом концентрация химии в воде с каждым следующим километром лишь повышается, поскольку притоки приносят всё новые и новые порции опасных веществ с других полей. И это без учета промышленного загрязнения, которое также вносит свою лепту.

Наконец, что касается загрязнения воздуха, то здесь ситуация более оптимистичная. Если пренебречь выбросами выхлопных газов от сельхозтехники, больше всего атмосферу загрязняет крупный рогатый скот, как бы странно это ни звучало. Метан, выделяемый пищеварительной системой коров, является одним из самых опасных парниковых газов. А с учетом того, что поголовье КРС в мире постоянно растет, нагрузка на атмосферу в этом плане также постоянно увеличивается.

Методы борьбы с загрязнением среды

Снижение нагрузки на экосистему должно происходить, прежде всего, за счет снижения количества используемых агрохимикатов, поскольку именно они — основные источники сельскохозяйственного загрязнения. При этом речь не идет о полном отказе от них; предлагается по мере возможности заменять их альтернативными средствами, которые не наносят столь серьезного вреда природе.

В частности можно использовать:

Нехимические средства защиты растений. В природе экологический баланс достигается за счет того, что одни организмы сдерживают чрезмерное распространение других. По сути, появление вредителей на полях и в садах — это и есть стремление природы сдержать культурные растения, искусственно размноженные человеком. Но вместо того, чтобы травить вредителей химией, на них можно напустить другой вид организмов, который сдержит уже их.

Натуральные удобрения. Синтетические удобрения отличаются от натуральных (биологических) лишь тем, что содержат питательные вещества для растений в более концентрированном и быстроусвояемом виде. В остальном же принцип действия у них одинаков с той лишь разницей, что натуральные удобрения не вызывают загрязнение сельскохозяйственных земель, в отличие от синтетических.

Нехимические методы истребления вредителей

Насекомые и грызуны являются самыми древними вредителями в сельском хозяйстве. С тех пор как человек научился обрабатывать землю и сеять культурные растения, он вел изнурительную борьбу с ними. В XX веке, казалось бы, достигнута решительная победа: вредителей можно легко и быстро истреблять пестицидами. Однако химия на поверку оказалась куда более опасной.

К счастью, эффективные методы борьбы с вредителями может предложить не только химическая промышленность, но и биологическая наука. Биологические методы борьбы с организмами, снижающими урожайность сельхозкультур, подразумевают использование своего рода биологического оружия против них — хищных насекомых, клещей и нематод, вирусов, грибков и даже птиц. И всё это дает нулевое загрязнение сельскохозяйственных угодий.

Сегодня в России применяется около дюжины видов хищных насекомых для борьбы с двумя десятками вредителей растений. Например, очень эффективны рыжие лесные муравьи, которые, будучи агрессивными хищниками, практически полностью истребляют насекомых-вредителей.

Довольно широкое применение находят и бактериальные препараты. Например, дендробациллин используется против гусениц сибирского шелкопряда, уничтожающих хвойные деревья.

Не стоит недооценивать и диких птиц. В период выкармливания птенцов пара синиц или трясогузок приносит своим подопечным несколько десятков тысяч насекомых и их личинок. Соответственно, предприняв определенные усилия для привлечения этих птиц (развесив кормушки, оборудовав искусственные гнезда), можно эффективно и недорого защитить поле от вредителей. И при этом загрязнение земель сельскохозяйственного назначения полностью отсутствует.

В целом, биологическое истребление вредителей является очень перспективным направлением, но ввиду того, что речь идет без преувеличения о биологическом оружии, использовать его следует крайне осторожно. Опыт Австралии и других регионов показал, насколько опасными могут быть интродуцированные виды для неподготовленной к ним экосистемы. Поэтому прежде, чем внедрять тот или иной биологический метод, следует тщательно изучить все межвидовые взаимоотношения с их участием в рамках данной экосистемы.

Принципиально альтернативным способом борьбы с вредителями является не их уничтожение, а предотвращение их массового размножения. Во-первых, здесь поможет более тщательный подбор здорового посевного/посадочного материала. Во-вторых, в полеводстве следует более строго придерживаться правил севооборота, который является абсолютно безопасным и в то же время весьма эффективным методом сдерживания роста популяции вредителей.

Натуральные удобрения

На роль удобрений для сельскохозяйственных растений подходит любая органика. Распадаясь под воздействием микроорганизмов на исходные элементы, она становится той питательной средой, в которой отлично растут культурные растений. Гумус, процентное содержание которого, является одним из важнейших показателей плодородности почвы, формируется именно из биологических остатков погибших растений и животных. Внося на поля биологические удобрения, мы просто повторяем то, что делает сама природа.

Помимо питательности натуральные удобрения оказывают и другие виды благотворного влияния на состояние посевов. В частности они улучшают насыщенность прикорневых слоев почвы водой и воздухом, помогают развиваться почвенным бактериям, живущим в симбиозе с корневой системой растений. И все это не производит сельскохозяйственные загрязнения природной среды.

Натуральные удобрения хороши еще и тем, что на их роль подходят практически любые органические остатки, в том числе различный мусор, непригодный ни для каких иных целей.

Основными видами биологических удобрений являются:

1.Навоз сельскохозяйственных животных. Любое животноводческое хозяйство генерирует огромное количество навоза, который охотно используют растениеводческие предприятия. Примечательно, что у разных животных химический состав навоза существенно отличается, поэтому можно регулировать дозировку необходимых растениям микроэлементов, используя разный навоз.

2.Птичий помёт. По сути, это тот же навоз, но только не от скота, а от домашней птицы. По качеству считается одним из лучших биологических удобрений.

3.Торф. Это вещество представляет собой полуразложившиеся спрессованные отложения болотного мха. Хотя содержание питательных элементов в нем не очень велико, он значительно и улучшает структуру почвы.


 

4. Ил. Расцвет древнеегипетской цивилизации состоялся именно благодаря илу, который река Нил намывала во время паводков на прибрежные сельхозугодья, тем самым удобряя их. Ил содержит много азота, калия и фосфора, но отнюдь не в той форме, которая могла бы вызвать сельскохозяйственное загрязнение воды и почвы.

5. Опилки и древесная кора. Являясь почти бесполезным отходом деревообрабатывающей промышленности, они дешевы и при этом способны значительно повысить плодородность почвы, ее воздухопроницаемость и влагоёмкость. Однако вносятся опилки не в свежем, а в перепревшем виде.

6. Сидераты. Специально посеянные высокостебельные травянистые растения (горох, вика, бобы, рапс) на пике их роста и массы запахивают в землю. Такое удобрение по своей эффективности лишь немного уступает свежему навозу.

7. Компосты. Любой органический мусор, например, неиспользуемые остатки растений, отходы овощей и фруктов, сложенные в кучу и переложенные несколькими слоями дерна или торфа за несколько месяцев превращается в качественное удобрение.

8. Комплексные органические удобрения. Нечто среднее между чистой органикой и химическими удобрениями. Представляют собой особым способом обработанную органику.

Отходы фермы крупнорогатого скота угрожают загрязнением реки Барги

 

 

 

На каком расстоянии от жилых домов строить ферму. Санпин

 

 

 

«Водный форум БРИКС»: секция «Сельскохозяйственное водопользование»

 

 

 

Охрана и защита почвы

 

 

Вопросы и задания

1.Что называется эвтрофикацией водоема и отчего она возникает?

2.Назовите основные признаки эвтрофикации?

Ресурсы

Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.

Сельхоз портал

https://сельхозпортал.рф

Словарь геоэкологических понятий

http://allrefrs.ru/1-57748.html

Основные понятия экологии человека

https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная работа. Спасибо.

7 February 2018