Урок по биологии в 7 классе «Кровеносная система у беспозвоночных животных»
Урок биологии 7 класс
Тема: Кровеносная система у беспозвоночных животных .
Цель: формирование ключевых компетенций у учащихся: умение решать проблему, поставленную в ходе урока;
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, значением кровеносной системы.
Воспитательные: формирование умения работать в группах; чувства коллективизма и ответственности за свою работу на уроке для получения оптимального результата.
Развивающие: развитие логического мышления; речевой деятельности.
Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока.
Орг. Момент.
Проверка домашнего задания
Устный терминологический диктант.
Пищеварение - это …. (процесс измельчения, расщепления и всасывания пищи)
Хищные – это….(животные, которые охотятся за своей жертвой – плотоядные)
Всеядные – это…. (животные, которые могут питаться и растительной и животной пищей)
Травоядные – это….(животные, питаются только растительной пищей)
Паразиты – это…(животные, которые питаются живыми органическими веществами)
Дыхание – это…(процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа)
К пищеварительной системе млекопитающих относят… (ротовое отверстие, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник)
Ферменты – это….(биологические катализаторы, регулирующие реакции обмена веществ)
Есть три основных способа передвижения животных – это…(амебоидное движение; движение при помощи жгутиков и ресничек; движение с помощью мышц)
В шейном отделе у рыб позвонков…(нет)
В шейном отделе у земноводных позвонков … (один)
В шейном отделе у млекопитающих позвонков …(семь)
Кожа это…(покров позвоночных животных)
Перечисли кости задней конечности млекопитающих….(бедро, голень, стопа)
Наружный скелет встречается у ….(моллюсков, членистоногих)
Киль есть у… (птиц)
Альвеолы это… (легочные пузырьки)
Органы дыхания рыб – это… (жабры)
Органы дыхания земноводных… (легкие, кожа)
Органы дыхания млекопитающих... (легкие)
Органы дыхания птиц….(легкие, воздушные мешки)
Изучение нового материала. Слайд 1.
На собрание зверей
Встал вопрос: «А что важней?»
Прыгать, бегать и летать
Видеть, слышать, иль дышать?
Все задумались и вдруг
Встал медведь и всем вокруг
Огласил сию загадку,
Требуя тотчас отгадку:
- В организме у зверей,
Та система всех важней
Силу органам вселяет,
Кислородом их питает…
А отгадку для зверей,
Дайте Вы и поскорей!
Итак, ребята, медведь поставил перед нами проблему: выяснить значение кровеносной системы и ответить на вопрос: действительно ли кровеносная система самая важная из всех систем организма животных?
Вопрос учителя: Вспомните, ребята, какие типы кровеносной системы встречаются у животных? Слайд 2
Замкнутая – кровь движется только по сосудам и не выливается в полость тела.(кольчатые черви, хордовые)
Незамкнутая – кровеносные сосуды изливают кровь в пространство между клетками органов. Затем кровь вновь собирается в сосуды и поступает в жабры или легкие.(моллюски, членистоногие)
- Каково строение кровеносной системы? Слайд 3
Пояснение учителя: запишем в тетрадь тему урока и новые термины. Слайд 4
Аорта - самая крупная артерия в организме. Несет артериальную кровь.
Артерии – сосуды, которые идут от сердца.
Вены - сосуды, которые идут к сердцу.
Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.
Незамкнутая система - кровеносные сосуды изливают кровь в пространство между клетками органов.
Замкнутая система- кровь движется только по сосудам и не выливается в полость тела.
Ребята, обратите свое внимание на то, что у простейших, кишечнополостных, плоских и круглых червей кровеносной системы нет! Слайд 5
Слайд 6 Тип Кольчатые черви
Впервые кровеносная система появляется у кольчатых червей. Она замкнутого типа с 1 кругом кровообращения, сердца нет – роль сердца выполняют крупные кольцевые сосуды. В крови находится железосодержащий белок, близкий к гемоглобину.
Слайд 9 Тип Моллюски
Кровеносная система моллюсков
незамкнутая, Есть сердце с желудочком (Ж) и предсердием(П).
Схема движения:
Ж – артерии – в полость тела - вены – жабры или легкие - предсердие.
Слайд 10
Кровеносная система большинства моллюсков незамкнутая, у двужаберных головоногих – почти замкнутая. Кровь циркулирует по сосудам и лакунам. Скорость движения крови обеспечивается работой сердца. Оно у большинства моллюсков состоит из непарного желудочка (за исключением примитивных двустворчатых) и пары предсердий (в сердце четырехжаберных моллюсков, асимметричных брюхоногих – одно). Кальмары, каракатицы, осьминоги, аргонавты имеют хорошо развитую систему капилляров во всем теле, и лишь небольшие лакуны в отдельных участках.
Слайд 14 Тип Членистоногие.
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
У всех кровеносная система незамкнутая (кровь(гемолимфа) выходит из сосудов, омывает полость тела, отдает питательные вещества и собирается в сосуды , есть сердце на спинной части тела ( имеет трубчатое строение) и сосуды.
У насекомых гемолимфа не участвует в переносе кислорода, так как трубочки трахеи доставляют кислород к каждому органу.
Итак, ребята, мы изучили с вами строение и функции крови, кровеносной системы у беспозвоночных животных. А теперь вернемся к проблеме, поставленной медведем в начале урока: действительно ли кровеносная система самая важная в организме животных?
Давайте посмотрим на таблицу «Сравнительная характеристика кровеносной системы»
Слайд 18
Сравнительная характеристика кровеносной системы
Систематическое положение |
Кровеносная система |
Тип Простейшие |
Нет. |
Тип Кишечнополостные |
Нет. |
Тип Плоские черви |
Нет. |
Тип Круглые черви |
Нет. |
Тип Кольчатые черви |
Замкнутая кровеносная система, продольные, кольцевые сосуды, «сердца». |
Тип Моллюски |
Незамкнутая кровеносная система, двухкамерное сердце. |
Тип Членистоногие |
Незамкнутая кровеносная система, сердце, кровеносные сосуды. |
Слайд 19
ВЫВОД: Каждая система органов важна для организма и только благодаря их согласованной деятельности организм работает как единое целое.
Оценка за урок выставляется каждому ученику
Домашнее задание.
§41, вопросы после параграфа.
Надежда Алексеевна Паршукова
Марина Александровна Акопян