Урок обобщения и систематизации знаний по биологии на тему «Тип Членистоногие» (7 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний
Тема: "Тип Членистоногие", 7 класс
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии членистоногих, их строении, особенностях жизнедеятельности, их значении в природе и жизни человека;
- Развивать умения обобщать, логически мыслить, сравнивать, делать выводы, развивать познавательный интерес у учащихся;
- Воспитывать бережное отношение к природе; осуществлять экологическое образование и воспитание, формировать культуру общения во время групповой работы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Выявлять характерные признаки классов типа Членистоногие, черты более высокой организации по сравнению с кольчатыми червями.
Определять представителей классов Ракообразные, Паукообразные и Насекомые на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.
Устанавливать взаимосвязь строения членистоногих с условиями среды его обитания.
Описывать роль членистоногих в водных экосистемах и жизни человека.
Личностные:
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в природе;
Формирование бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Оборудование: таблицы, дидактический материал, карточки, презентации «Power Point» («Жалящие членистоногие Крыма», «Памятники насекомым»)
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
Форма урока: Нестандартный (работа в группах)
Ход урока
I.Мотивация учебной деятельности
Эпиграфами к сегодняшнему уроку я взяла следующие слова:
«Cкажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» (Народная мудрость)
«Недостаточно лишь получать знания; надо найти им применение. Недостаточно только желать, надо творить» (И.В Гете)
Как вы думаете, почему? (Беседа с учащимися)
Кто же станет объектом вашего творчества? Вы должны отгадать. Я прочту загадку, а вы в конце хором скажете ответ.
«У всех животных этих, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – на сегменты, сегменты – тоже тело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Всё это признаки животных многих,
Относящихся к типу _______________ .»
II) Обобщение и систематизация знаний (работа в группах)
Урок у нас сегодня нестандартный. Мы работаем в группах. Напоминаю правила работы в группах:
1) Вспомнить свои обязанности в группе :
а) командир – организует работу в группе, ведет учет ответов
б) таймер – контроль времени
в) секретарь – запись идей
г) докладчик – чётко и быстро отвечает на вопрос
2) Соблюдать дисциплину
3) Работать, не мешая другим
4) По окончании времени обсуждение прекращать
5) При обсуждении задания разговаривать шепотом
6) Внимательно слушать отвечающего, не перебивать его
7) Желающим ответить или исправить ошибку поднимать руку, не выкрикивать
8) Не спорить с командиром группы по поводу заполнения карточки ответов
I) Вставь пропущенные слова:
Каждой группе даны тексты. Надо дополнить характеристику животных, вставляя пропущенные слова. Время – 2 минуты.
(Каждое слово – 1 балл, max к-во – 13 баллов, т.к. 13слов)
I. Дополните общую характеристику типа Членистоногие вставляя пропущенные слов:
Многоклеточные животные, симметрия тела ________. Покров тела __________, выполняет функции ____________ и _______. Тело сегментировано. Конечности имеют ____________строение. Полость тела ________. Пищеварительная система начинается _________ и заканчивается__________. Кровеносная система _____________. Нервная система __________типа, в переднем отделе имеет вид __________кольца, через все тело проходит ____________ нервная цепочка. Растут неравномерно, периодически происходит ___________.
II. Дополните общую характеристику Высших раков, вставляя пропущенные слова:
Многоклеточные животные, среда обитания в основном __________. Тело сегментировано, поделено на отделы ___________ и _________. Ходильных ног _____ пар. На голове расположены _____ пары усиков и ________ глаза Кровеносная система __________ сердце ___________. Органы дыхания _________. Органы выделения ___________. Оплодотворение ________, развитие ____________. Речные раки по питанию ____________.
III. Дополните общую характеристику Паукообразных, вставляя пропущенные слова:
Многоклеточные животные, среда обитания в основном _____________. Тело сегментировано, поделено на отделы _____________ и ____________. Ходильных ног ________ пары. Наличие усиков (есть, нет) __________. На голове _________ глаз. Сердце имеет вид ___________ . Органы дыхания ___________ и ____________. Органы выделения ____________. Оплодотворение ___________, развитие __________.
IV. Дополните общую характеристику Насекомых, вставляя пропущенные слова:
Многоклеточные животные, среда обитания____________. Тело сегментировано, поделено на отделы _________, _________, ____________. Ходильных ног __________ пары. У большинства насекомых ____________ пары крыльев. На голове __________ пара усиков и ____________ и ______________ глаза. Органы дыхания _____________. Сердце _____________. Органы выделения ______________. Оплодотворение ____________, развитие __________.
2). Слушай, не зевай.
Каждой группе даются бланки, на которых указаны названия классов: Раки, Пауки, Насекомые.
Я читаю признаки, учащиеся должны по ходу чтения распределить признаки (их номера) соответственно классам. Затем обмениваются листочками, проводят взаимопроверку.
(Каждая цифра – 0,5 баллов, признаков 28, max баллов — 14)
1. Покров хитиновый;
2. 2 отдела тела: головогрудь и брюшко;
3. 3 отдела тела: голова, грудь и брюшко;
4. Брюшко членистое;
5. Брюшко нечленистое;
6. 3 пары ног;
7. 4 пары ног;
8. 5 пар ног;
9. 2 пары усиков;
10. 1 пара усиков;
11. Глаза простые;
12. Глаза сложные;
13. Органы дыхания – жабры;
14. Органы дыхания – трахеи;
15. Органы дыхания – легочные мешки и трахеи;
16. Кровеносная система незамкнутая;
17. Имеют крылья;
18. Имеют брюшные ножки;
19. Органы выделения – мальпигиевы сосуды;
20. Органы выделения – зеленые железы;
Ракообразные: 1, 2, 4, 8, 9, 12, 13, 16, 18, 20
Паукообразные: 1, 2, 5, 7, 11, 15, 16, 19
Насекомые: 1, 3, 4, 6, 10, 12, 14, 16, 17, 19
3). Конкурс эрудитов
Каждой группе предлагается по 2 вопроса на карточках. После обсуждения учащиеся дают ответы. Время обсуждения 1 минута. (За один вопрос – 3 балла, max — 6 баллов за конкурс).
I. а) Как вы объясните яркую окраску божьей коровки?
б) Почему во время линьки рак не питается? (У него заменяется и внутренний, хитиновый слой мускульного желудка, следовательно, нет возможности перетирания пищи.
II. а) Вы врач – анестезиолог, даете пациенту наркоз. Как при помощи ваты и медицинского эфира вы усыпите пчелу? (Обмотать брюшко пчелы ватой, смоченной в эфире).
б) Почему у пауков, сооружающих ловчую сеть зрение развито хуже, по сравнению с теми видами, которые ловят добычу без её помощи?
III. а) Почему желудок пауков называют сосущим?
б) Почему большинство дневных бабочек во время отдыха складывают крылья? (Для маскировки).
IV. а) Прогуливаясь в лесу, вы обнаружили на ноге присосавшегося клеща. Ваши действия? Какие меры предосторожности вы предпримите во время следующей прогулки?
б) Каких насекомых называют общественными? Почему?
4) Семафор (Да – нет)
Работаю одновременно со всем классом. Читаю утверждения. У учащихся на столе двухцветные сигнальные карточки. Если утверждения верны, они поднимают зеленую карточку, если нет – красную. (Утверждение 0,5 балла, утверждений 14,max 7 баллов)
1.В типе членистоногие 2 подтипа (нет).
2.У членистоногих покров выполняет функции скелета (да).
3.Время от времени членистоногие линяют (да)
4.У речного рака 1 пара сложных глаз (да)
5.У членистоногих ходильные ноги расположены на брюшке (нет)
6.Кровеносная система членистоногих замкнутая (нет)
7.Выделительная система рака – пара зеленых желез (да)
8.Все пауки строят ловчую сеть (нет)
9.В теле насекомых 3 отдела тела (да)
10.Насекомые дышат всей поверхностью тела (нет)
11.У паука на головогруди 4 пары ходильных ног (да)
12.Орган выделения насекомых – мальпигиевы сосуды (да)
13.В теле рака выделяют голову, грудь, брюшко (нет)
14.Пауки по способу питания – хищники (да)
5). Кто быстрее?
Работаю с группами по очереди. Загадываю загадки о членистоногих. Учащиеся должны назвать животное, сказать к какому подтипу, классу и отряду относится животное. Отвечает тот, кто быстрее поднял руку.
(Если названо все, то 2 балла, если что-то одно, то 0,5 б)
12 загадок, группе 3 загадки, баллов 6
1. Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Жук. П/т трахейнодышащие, кл. Насекомые, отряд жесткокрылые)
2. Зимой спит, летом жужжит,
над водой, над садами летает,
сладкий нектар собирает.
(Пчела. П/т трахейнодышащие, кл. Насекомые, отряд перепончатокрылые)
3. Все мои друзья – на суше,
ну а я – живу в пруду.
Когда надо дом воздушный
Под водою возведу.
(Паук серебрянка. П/ т хелицеровые, кл. Паукообразные, отряд пауки)
4. Солнце светлое приметив,
В поле выбрались с утра.
Только мы на белом свете
Опыляем клевера.
(Шмели. П/т трахейнодышащие, кл. Насекомые, отряд перепончатокрылые)
5. Не брожу в полях и рощах,
Не топчу земных дорог,
Хоть имею, между прочим,
Очень много цепких ног.
(Рак. П/т жабродышащие, кл. Ракообразные, отряд десятиногие).
6. Никогда – ни днем, ни ночью
Жить без дела не хочу:
Я из тутовых листочков
Золотую нить сучу.
(Тутовый шелкопряд. П/т трахейнодышащие, кл. Насекомые, отряд чешуекрылые).
7. Неприметный в чаще леса я малыш,
Но в нужный час
Больше собственного веса
Поднял груз в 109 раз.
(Муравей лесной. П/т трахейнодышащие, кл. Насекомые, отряд перепончатокрылые)
8. Всегда готов к прыжку,
Зеленый чудный конь.
Поймай его попробуй
В открытую ладонь.
(Кузнечик. П/т трахейнодышащие, кл. Насекомые, отряд прямокрылые).
9. Две белых, две желтых – 4 салфетки
Сорвались с цветка и уселись на ветке.
Салфеточки белые в желтый горошек –
Чудесные крылья порхающих мошек.
(Бабочка. П/т трахейнодышащие, кл. Насекомые, отряд чешуекрылые)
10. На своем паучьем свете
Неумейка, так сказать.
Не вязал ни разу сети
И не думаю вязать.
(Паук-волк. П/т хелицеровые, кл. Паукообразные, отряд пауки)
11. Из болота прилетел, позвонил и на нос сел.
Надоедливый вампир, на носу устроил пир.
(Комар. П/т трахейнодышащие, кл. Насекомые, отряд двукрылые).
12. Лапками-лопатками, работая как крот,
Злое насекомое в земле прорыло ход.
Погибла картошка и лук пожелтел.
Кто у растений корни объел?
(Медведка. П/т трахейнодышащие, кл. Насекомые, отряд прямокрылые).
6). Угадай-ка
Презентация «Ядовитые членистоногие Крыма».
Каждой группе предлагается по 2 «немых» слайда членистоногих. Задача учащихся назвать животное и его класс, сказать, какую опасность для человека представляет его укус.
(За 1 животное – 2 балла, max – 4 балла)
1 гр. а) Сколопендра кольчатая (кл. Многоножки)
Укусы болезненны, появляется сильный отек, высокая температура, лихорадка, плохое самочувствие. Болезнь длится 2 суток.
б) Шершень ( кл. Насекомые)
Укус болезнен, появляется сильное воспаление. Аллергические реакции на укус могут привести к смерти.
2гр а) Каракурт (кл. Паукообразные)
Укус безболезнен, но вскоре появляется боль во всем теле, которая сопровождается резким ухудшением самочувствия и может привести к смерти.
б) Оса обыкновенная (кл. Насекомые)
Т.к. жало не оставляют, то могут жалить несколько раз. Укус болезнен, сопровождается отеком. Особенно опасны поражения слизистых оболочек носа, рта. Отеки сохраняются несколько часов. Аллергические реакции могут привести к смерти.
3 гр. а) Тарантул среднерусский (кл. Паукообразные)
Укус болезнен, после него появляется покраснение и отек. Боль сохраняется несколько часов или сутки.
б) Шмель (класс Насекомые)
Шмели не агрессивны. Укусы болезненны, ощущается пекучая боль, покраснение, отек, может сохраняться несколько дней.
4гр. а) Скорпион крымский (кл. Паукообразные)
Наносит укус при помощи иглы на конце брюшка. Для человека он не смертелен. Появляется боль, покраснение, повышение температуры, интоксикация, тошнота, рвота, иногда судороги. Выздоровление – через несколько дней.
б) Пчела медоносная (кл. Насекомые)
Могут напасть роем. Жало зазубренное, отрывается вместе с члеником брюшка и продолжает вводить яд автоматически. Появляется пекучая боль, покраснение, отек, которые длятся несколько часов.
Массовые укусы в случае нападения роем могут быть смертельны.
Вопросы к классу (после презентации) (дополнит. 2 балла за ответ)
1).Первая помощь при укусах перепончатокрылых?
а) удалить жало;
б) на ранку наложить примочку из нашатырного спирта с водой;
в) у кого есть склонность к аллергии – обратиться к врачу).
2). Первая помощь при укусе паукообразных?
а) место укуса немедленно прижечь спичками;
б) наложить повязку, смоченную в крепком растворе марганца;
в) обеспечить потерпевшему обильное теплое питье;
г) в случае укуса каракурта (а также у кого склонность к аллергии) потерпевшего надо немедленно отправить в больницу, ему введут спец. сыворотку).
7). Найди ошибки
Каждой группе дан текст с ошибками. Учащиеся за 2 минуты должны исправить ошибки (устно), обязательно пояснив суть ошибки. (1 ошибка – 1 балл); (max – 4 балла).
1 гр. Однажды летом дети работали на огороде. Работы было много: пололи свеклу, поливали огурцы, вытягивали жуков из кустов картофеля, чтобы они их не объедали. После работы на почве пошли мыть руки с мылом, чтобы не попали яйца вшей и клещей. А однажды бабушка увидела на своей капусте колорадских жуков, которые объедали листья. Бабушка собрала жуков и окучила капусту, чтобы корни не объели клещи.
2 гр. Ребята пошли на речку ловить раков. Солнце припекало. Ребята сели на берегу, закинули удочки и сразу поймали рака, который плавал недалеко. Он был красным. Наловив раков, ребята пошли домой. Сумку с раками они положили на траву, решив сварить их позже. Когда ребята вернулись к сумке, то увидели интересную картину: их раков ели пауки, а остатки шершни закапывали в землю.
3 гр. Яркий солнечный свет разбудил бабочку. «Ох, как хочется есть, — подумала она. — Погрызу-ка я листья картофеля – любимую еду майского жука. Нет, я испорчу фигуру. А может поесть листья шелковицы? Может я тогда, как бабочка шелкопряда, начну выделять шелковую нить? А это кто промчался мимо в такую рань? А, это медведка. Тоже мне, герой детских страшилок! Передние ноги, как лопаты, они же ей мешают».
«Дорогая, — прервала её мысли подруга, — летим на соседнее поле, там много капусты. Пора пообедать её листьями».
4 гр. Ученик 8 класса Николай написал рассказ о комнатной мухе.
«Муху относят к отряду Перепончатокрылые, у неё крылья с продольными и поперечными жилками, прозрачные. Первая пара крыльев хорошо развита, а вторая превращена в жужжальца. Мухи быстро бегают, благодаря прочно соединенным членикам ног, и хорошо летают. Мухи едят все, что и люди, и жидкую, и твердую пищу. Они откладывают яйца, из которых выходят гусеницы, а из них вырастают взрослые мухи. Мухи переносят много микробов, поэтому их надо уничтожать».
8). Домашнее задание
Каждой группе заранее было дано задание, состоящее из 2-х частей:
а) найти и рассказать об одном памятнике, поставленном человеком насекомому (название насекомого, населенный пункт, за что поставили). Памятники проектируются на экран. (max — 3 балла)
б) найти народные приметы о явлениях природы, предсказанных насекомыми. Желательно – каждый участник группы (примета — 1 балл)
III. Рефлексия
Каждому учащемуся дана анкета.
Анкета
1.Тебе понравился урок?
а) да, очень; б) не очень; в) нет.
2. Если урок понравился, попробуй определить, чем именно. Для этого в приведенном перечне подчеркни 5 факторов, которые обусловили твое позитивное отношение.
Проведенный урок мне понравился, потому что на нем:
а) я чувствовал себя уверенно и спокойно;
б) было интересно;
в) мы учились самостоятельно применять знания;
г) мы овладели умением ставить цель, оценивать свою работу;
д) вырабатывались умения работать в группе;
е) развивались умения защищать свою мысль, аргументировано спорить;
ж) крепко усваивался программный материал;
з) были известны цели, требования к оцениванию и учащиеся могли определить уровень знаний;
и) каждый развивал собственные способности.
IV. Домашнее задание
Повторить №33 с.88 (фильтраторы), №32 (симметрия, вторич. полость тела), типы нервной системы изученных типов животных.
V. Подведение итогов
Словесная оценка работы учащихся на уроке, сбор таблиц оценивания результатов (баллы каждому учащемуся будут выставлены на следующем уроке).
Шкала оценивания: 15-13б. – «5», 12-9 б. – «4», 8-5 б. – «3».