Урок биологии в 7 классе «Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные»
Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами биологии 7класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Задачи:
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Систематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.
Планируемые результаты
Предметные
понимать смысл биологических терминов;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
приводить примеры животных разных систематических групп;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
Метапредметные УУД
Познавательные:
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Регулятивные:
организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
Коммуникативные:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные УУД
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия
Многообразие животного мира; многообразие Хордовых, их широкое распространение по Земле, освоение ими различных сред обитания, понятие «хорда»; классификация типа; характеристика класса Ланцетники и класса Круглоротые
Ход урока
Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.
К каким существам относятся беспозвоночные?
одноклеточным
многоклеточным
могут относиться и к тем, и к другим
2. На какие группы делят многоклеточных?
позвоночные и безпозвоночные
кишечнополостные и черви
членистоногие и молюски
3. Где обитают кишечнополостные?
в водной среде
в воздушно-наземной среде
в почвенной среде
4. Как называется самый известный представитель червей?
гидра
дафния
дождевой червь
5. Чем моллюски отличаются от других беспозвоночных?
наличием раковины
живут в воде
удлиненное вытянутое тело
6. К какому типу беспозвоночных относятся насекомые?
моллюски
черви
членистоногие
7. К какому типу беспозвоночных относятся ракообразные?
членистоногие
кишечнополостные
иглокожие
8. Какие беспозвоночные могут менять твердость своих покровов?
иглокожие
моллюски
членистоногие
9. К какому типу беспозвоночных относят медуз?
кишечнополостные
черви
моллюски
10. Что объединяет всех беспозвоночных?
отсутствие скелета
среда обитания
способ передвижения
Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)
ПОДТИПЫ: БЕСЧЕРЕПНЫЕ И ЧЕРЕПНЫЕ, ИЛИ ПОЗВОНОЧНЫЕ
1.Какие характерные особенности имеют животные, относящиеся к типу хордовых?
2.Что отличает ланцетника от беспозвоночных животных?
3.Чем круглоротые отличаются от ланцетника?
4.Чем характеризуются Бесчерепные и Черепные хордовые?
Общая характеристика. К типу хордовых относятся двусторонне-симметричные животные с внутренним скелетом, который представлен прочным осевым стержнем — хордой. Низшие хордовые — ланцетник, минога, миксина имеют хорду в виде упругого эластичного тяжа, расположенного на спинной стороне тела от головного отдела к хвостовому.
Высшие хордовые — рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (включая человека) имеют хорду в зародышевом состоянии. С ростом и развитием этих организмов она заменяется хрящевым или костным позвоночником. Хорда или позвоночник являются опорой для прикрепления мускулатуры.
Нервная система представлена трубчатымтяжем, лежащим над хордой. У высших хордовых нервная трубка в передней части расширяется и превращается в головной мозг. Пищеварительная система в виде трубки находится под хордой. Наземные хордовые имеют жаберные щели на ранних периодах зародышевого развития. Кровеносная система у хордовых замкнутая. Хордовые преимущественно свободно живущие организмы.
В типе хордовых мы рассмотрим подтип Бесчерепные и подтип Черепные, или Позвоночные.
Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники
Общая характеристика. К подтипу бесчерепных относится только один класс — Ланцетники. Это полупрозрачные, рыбообразные морские животные, длиной от 1 до 8 см (рис. 79). Форма тела напоминает хирургический инструмент ланцет (отсюда их название). К настоящему времени известно около 30 видов ланцетников, обитающих в умеренных и теплых морях. Они распространены у берегов Атлантического, Индийского и Тихого океанов.
Обычно ланцетники живут на глубине от 10 до 30 м. Они зарываются в песок, выставив наружу переднюю часть тела с ротовым отверстием, окруженным щупальцами.
Ланцетники фильтруют воду. Пищей им служит планктон — взвешенные в воде одноклеточные животные и водоросли. Ланцетники беззащитны и имеют много врагов. Потревоженные, они мгновенно покидают убежище, переплывают на другое место и быстро вновь зарываются в грунт. Наиболее активны в ночное время.
Тело ланцетников сжато с боков, заострено с обоих концов, лишено обособленной головы. У них отсутствует череп, головной мозг не сформирован, нет парных плавников. Имеется непарный спинной плавник, который тянется вдоль спины, переходит в хвостовой плавник и заканчивается на брюшке. Снаружи ланцетники покрыты кожей, имеющей большое количество железистых клеток, обильно смачивающих тело слизью. Мышечный слой этого животного расположен по бокам тела и разделен перегородками на 50—80 сегментов. Внутренний скелет состоит из хорды, над ней располагается нервная трубка со светочувствительными клетками. Органы чувств развиты очень слабо. Хорда и нервная трубка покрыты общей оболочкой. Ланцетники — раздельнополые организмы. В ночное время при благоприятных для размножения условиях половозрелые особи выметывают мелкую икру и сперматозоиды. Оплодотворение икры наружное. Личинки, выходящие из икры, плавают в толще воды в течение 3 месяцев. Половозрелыми становятся на 2—3 году жизни, живут 3—4 года.
Ланцетики служат хорошим кормом для многих водных позвоночных животных. Азиатский ланцетик служит объектом специального промысла. Местные жители Юго-Восточной Азии употребляют ланцетников в пищу в жареном, вареном и сушеном виде. Ежегодно вылавливают до 35 т ланцетников, что соответствует 280 млн особей этих животных.
Подтип Бесчерепные
"Тип Хордовое. Класс Головохордовые"
Подтип Черепные, или Позвоночные
Общая характеристика. Позвоночные — группа животных, имеющая скелет головы, или череп, и позвоночник, состоящий из позвонков. Череп и позвоночник защищают головной и спинной мозг, который образовался из нервной трубки бесчерепных.
У позвоночных усложняются органы чувств. Особенно совершенствуются органы слуха и зрения. Многочисленные группы мышц обеспечивают значительную подвижность животным, осуществляемую в основном при помощи парных конечностей. Есть сердце, которое гонит кровь по замкнутой кровеносной системе. Дыхание водных животных происходит с помощью жабр, а наземных — с помощью настоящих легких.
Позвоночных насчитывают около 40—45 тыс. видов. Живут в воде, на суше, часть из них приспособлена к полетам и подземному образу жизни. К подтипу позвоночных, или черепных, относятся классы: Круглоротые, Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
Класс Круглоротые
Общая характеристика. Круглоротые представляют наиболее примитивную группу современных позвоночных. К этому классу относятся миноги и миксины. У них нет костной ткани в скелете и в течение всей жизни сохраняется хорда. Рот круглый, имеет форму присасывательной воронки. Есть роговые зубы и мощный язык (рис. 81). Круглоротые не имеют челюстей и конечностей. По бокам головы находятся недоразвитые глаза, в отличие от всех позвоночных орган обоняния у круглоротых открывается на переднем конце одной ноздрей (рис. 80). Такое вооружение используется для прикрепления к твердым предметам и прокусывания кожных покровов жертв. В воде круглоротые передвигаются, совершая червеобразные движения. Голая кожа обильно смачивается слизью. Миноги и миксины живут в морях и пресных водоемах. К настоящему времени описано около 45 их видов.
Первые настоящие позвоночные животные - круглоротые
Образ жизни скрытый. Эти круглоротые предпочитают находиться на дне водоемов, способны зарываться в грунт, но могут свободно плавать как у поверхности, так
и на глубине.
Миксины — морские животные. По форме тела они напоминают больших
червей. Миксины охотятся на морских беспозвоночных и рыб. Нападая на
рыбу, миксина прогрызает тело жертвы, а затем попадает внутрь. От рыбы оста-
ется только кожа и скелет.
Морские чудовища - минога
Миноги. Внешне миноги отличаются от миксины наличием спинного плавника. Обитают в морях, реках, ручьях. Большинство миног — паразиты рыб.
Личинка миног — пескоройка настолько отличается от взрослых животных,
что ее до XIX в. выделяли в самостоятельный род.
Рубрика «Знаете ли вы, что…»
Ланцетник был впервые описан в XVIII в. Первооткрыватель ланцетника российский ученый П. С. Паллас принял его за моллюска и назвал ланцетовидным слизнем. Лишь спустя 60 лет была выяснена принадлежность ланцетика к хордовым. Содержание жира в теле миноги перед ходом на нерест 34%, а возле мест нереста — 1%.
Самостоятельная работа
Ответить на вопросы
1.Каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозво- »■ ночных животных?
2.Перечислите черты приспособленности ланцетника к жизни в воде.
3.Каких ранее изученных животных напоминает по своему облику ланцетник?
4.Можно ли утверждать, что круглоротые — исключительно вредные животные?
5.Докажите, что круглоротые не относятся к беспозвоночным животным
6.Обитают ли представители круглоротых в вашей местности?
Ресурсы
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учреждений/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»
Природа мира
https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let
Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций