12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72100
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами  биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Общая характеристика типа Кишечнополостные, понятия: лучевая симметрия, двуслойность, эктодерма, энтодерма, кишечная полость, регенерация, ее значение; образ жизни кишечнополостных; понятия: полип, медуза; систематика типа: класс Гидроидные, класс Сцифоидные, класс Коралловые полипы; значение кишечнополостных.

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Дайте характеристику образа жизни губок.

Где обитают?

Чем отличаются друг от друга?

Как защищаются от врагов.

Какие классы входят в тип Губки? Чем они отличаются? В чем их сходство? Заполните таблицу.

Характеристика

Класс

     

Скелет (из чего состоит)

     

Размеры, прочность тела

     

На какой глубине обитают

     

Колониальный или одиночный образ жизни

     

Какова роль губок в природе?

Как их использует человек?

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Тип Кишечнополостные. КЛАССЫ: ГИДРОИДНЫЕ, СЦИФОИДНЫЕ, КОРАЛЛОВЫЕ ПОЛИПЫ

1.Где обитают кишечнополостные?

2.Чем кишечнополостные похожи на губок?

Общая характеристика. К типу кишечнополостных относятся многоклеточные животные, имеющие лучевую симметрию, кото­рая позволяет провести несколько плоскостей через тело животного, поделив его каждой плоскостью на равные части (рис. 15). Тело у кишечнополостных, как у губок, состоит из двух слоев клеток, между которыми находится студенистое неклеточное вещество. Свое название эти животные получили за то, что их тело образует кишеч­ную полость, где происходит переваривание пищи. Эта полость имеет одно отверстие — рот (см. рис. 15). Клетки тела, омываемые водой снаружи и изнутри, обеспечиваются кислородом и выделяют продукты обмена, которые уносятся этой же водой. Почти все ки­шечнополостные — хищники: питаются мелкими животными.

Наружный слой клеток — эктодерма. В ней расположены раз­ные клетки, в том числе нервные и стрекательные. Все нервные клетки соединены между собой в сетевидное нервное сплетение. Нервные, стрекательные и половые клетки формируются из проме­жуточных клеток, которые обеспечивают замену старым клет­кам, выполнившим свою функцию и затем выпавшим из эктодер­мального слоя.

Энтодерма — внутренний слой клеток, состоящий из желези­стых, выделяющих пищеварительный секрет, и эпителиально- мускульных, обеспечивающих сокращение или растяжение всего тела и отдельных его частей. Клетки энтодермы имеют жгутики. Пищевые частицы захватываются и перевариваются внутри клеток.

У кишечнополостных хорошо развита регенерация — способ­ность восстанавливать поврежденные части своего тела.

Размножение кишечнополостных происходит половым и беспо­лым путем. При половом размножении после оплодо­творения яйцеклетки они образуют подвижную личиночную стадию. Личинка перемещается в толще воды, а затем, прикрепившись ко дну, превращается в неподвижную стадию полип. У колониальных полипов на теле скоро образуются и отпочковываются другие поли­пы. Так возникает колония. Другие полипы, не способные сами к половому размножению, отпочковывают медуз, которые размно­жаются половым путем.

Чередование поколений — си­дячего (полипы) и свободноплаваю­щего (медузы), внешне совершенно непохожих друг на друга, — интерес­ная особенность, впервые отмечаемая у кишечнополостных.

Образ жизни. Примерно из 10 тыс. видов кишечнополостных лишь немногие обитают в пресных во­дах, остальные — в морях и океанах. Самые мелкие представители это­го типа имеют длину около 1 мм, а са­мые крупные, такие как медуза циа- нея, имеют щупальца длиной до 30 м. Кишечнополостные ведут или колони­альный, или одиночный образ жиз­ни. Колонии организмов, имеющих известковый скелет, образуют рифы. Другие колониальные кишечнополо­стные могут плавать (физалия). Оди­ночные особи существуют в форме полипа или медузы. Полипы малопод­вижны, часто ведут сидячий образ жизни. Медузы свободно плавают в толще воды. Стрекательные клетки кишечнополостных помогают им за­щищаться от врагов и парализовать добычу.

В типе кишечнополостных 3 класса

Класс Гидроидные. К нему отно­сятся преимущественно мелкие поли­пы, напоминающие морские растения, имеющие, как правило, щупальца (от

до 380). Щупальца служат для за­хватывания пищи, а в некоторых слу­чаях, как у пресноводной гидры, и для передвижения (рис. 18). У некоторых гидроидных щупалец нет.

Тип кишечнополостные. Класс Гидроидные


 

 

 

 


 

Класс Сцифоидные. Представители его — медузы, среди кото­рых наиболее крупная — цианея, диаметром до 2 м. Сцифоидные в основном свободноплавающие, но есть среди них и группа живот­ных, ведущих сидячий образ жизни. Обитают медузы как в холод­ных, так и в теплых морях.

Сцифоидные медузы и коралловые полипы

 

 

 


 

Класс Коралловые полипы. В этот класс входят одиночные и колониальные полипы (рис. 19). Некоторые из них прирастают к грунту, другие способны передвигаться по дну. Многие коралло­вые полипы имеют роговой или известковый скелет, у других его нет, например у актинии.

Коралловый полип и кораллы

 

 

 


 

Значение кишечнополостных. Особое значение имеют коралло­вые полипы, образующие рифы. Здесь не только создаются условия для жизни самых различных обитателей морей, но иногда из корал­лов образуются целые острова — атоллы, со своим животным и растительным миром.

Подводные рифы опасны для мореплавания. Рифообразующие кораллы постепенно отмирают. Из этих отложений получают высококачественную известь. Из давно отмерших шаровидных коралловых колоний готовят строительный материал, используемый для строи­тельства зданий. Известковый скелет кораллов применяют для запол­нения водопроводных фильтров, для полировки и шлифовки деревян­ных и металлических изделий. Некоторые кораллы применяют для декоративного оформления жилищ, садов, парков, есть кораллы, ко­торые используют для изготовления ювелирных изделий.

Многообразие кишечнополостных

 

 

 

В восточных странах, например в Японии и Китае, из некото­рых медуз готовят съедобные блюда.

К сожалению, прекрасный мир кораллов находится под угрозой уничтожения. Загрязнение океана бытовыми отходами, нефтепро­дуктами и сточными водами промышленных предприятий приводит к быстрой гибели поселений коралловых полипов. Ненормируемая добыча кораллов для производства извести быстро уничтожает коло­нии, существовавшие не одну тысячу лет.

Некоторые полипы поселяются на подвижных животных. На­пример, актиния и рак-отшельник. Перемещаясь, рак способствует улучшению газообмена у актинии, она же, в свою очередь, прикре­пившись к его раковине, защищает его своими стрекательными клет­ками и поедает остатки его пищи.

Известны среди кишечнополостных и паразитические формы.

Действие стрекательных клеток некоторых кишечнополостных опасно даже для человека. Например, медуза корнерот, коралло­вый полип актиния, физалия (португальский кораблик) вызыва­ют жжение кожи и отравление, сопровождающееся повышенной тем­пературой, в отдельных случаях — долго не заживающие язвы или поражение дыхательного центра.

Наиболее опасные кишечнополостные обитают в тропических морях. Среди них медуза морская оса. При прикосновении к ней человек ощущает острую боль, как от удара хлыстом, и сильное жжение. Часто болевой шок приводит потерпевшего к потере соз­нания. Затем появляются симптомы отравления: сухость во рту, затрудненное дыхание, в некоторых случаях может наступить смерть.

Морские кишечнополостные

 

 

 

Рубрика «Знаете ли вы, что…»

Все рифообразующие кораллы очень чувствительны к солености воды. Некоторое повышение ее они еще могут вынести,но уменьшение солености губительно для них. Даже сильные ливни, опресняющие морскую воду, могут вызвать отмирание
кораллов.

Коралловые рифы встречаются лишь там, где температура
воды не ниже +20,5 °С. Есть одно исключение — холодноводный коралл лофелия, обитающий в Норвежском море.

У полипов образуются годичные кольца роста, а в некоторых
случаях можно обнаружить и суточные кольца.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Объясните, почему кишечнополостные получили такое название.

По каким признакам животное можно отнести к этому типу?

2.Докажите, что коралл, медуза и гидра относятся к одному типу
животных.

3.Каково значение кишечнополостных в природе?

4.Как появилась колониальная форма жизни?

 

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»

http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.