Урок с презентацией «Системы органов хордовых животных» (Биология, 7 класс)

13
7
Материал опубликован 12 November 2017 в группе

Учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин

Класс: 7

Тема урока: «Системы органов хордовых животных»

Тип урока: отработка умений и рефлексия

Цель: повторить и обобщить ЗУН о системах органов хордовых животных

Задачи урока:

1.Обучающая: устанавливать сходства и отличия между системами органов хордовых животных, взаимосвязи между системами, обосновывать их; работать с обобщающими таблицами; решать творческие задания; контролировать знания и умения.

2.Развивающая: развивать мыслительную деятельность ученика: умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать; учиться применять полученные знания; обосновывать суждения; учиться делать выводы о системах хордовых животных; развивать творческое мышление учащихся.

3. Воспитывающая: понимание роли изучаемого материала в жизни человека, умение взаимодействовать в группах и с классом в целом.

Продолжительность урока: 40 минут

Формирование УУД (полный список к уроку и выбор для учителя):

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Уважительное отношение к мнению другого человека.

Продуктивное сотрудничество на уроке.

Доброжелательность и отзывчивость, сопереживание.

Самооценка на основе критериев.

Учебная мотивация, нацеленная на повышение своих знаний по теме урока.

Самостоятельность и ответственность за поведение и выполнение заданий в группе, классе.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Фиксировать свою деятельность в группе и классе, делать выводы.

Умение планировать свои действия и регулировать их.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Устанавливать пошаговый контроль по результату.

Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений и осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Организация рабочего места, распределение времени.

Умение корректировать свои действия и адекватно воспринимать предложения участников урока по исправлению ошибок, вносить необходимые дополнения и исправления.

Предвидеть конкретный результат при решении задачи.

Планировать способы решения задач.

Выбирать рациональные способы решения.

Определять конечную и промежуточные цели.

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Составлять план последовательных действий.

Ставить задачи в сотрудничестве с участниками урока.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Использовать общие приёмы решения задач.

Применять правила и пользоваться инструкциями.

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Ставить, формулировать и решать проблемы.

Самостоятельно составлять алгоритм деятельности при решении различных проблем, задач.

Осознанно и произвольно строить сообщения в письменной и устной речи.

Осуществлять смысловое чтение.

Узнавать, называть и определять изучаемые объекты.

Использовать схемы, таблицы для решения задач.

Создавать и преобразовывать информацию с помощью схем, таблиц, рисунков.

Моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать признаки объектов с целью решения задач.

Поиск и выделение необходимой информации из разных источников.

Составление и дополнение схем, таблиц новыми данными.

Умение обрабатывать и анализировать информацию, проводить классификацию, делать выводы, переводить текстовую информацию в таблицу и наоборот.

Умение передавать информацию устно и письменно.

Применение и представление информации, готового продукта.

Умение оценивать информацию.

Умение анализировать, обобщать, сравнивать.

Классифицировать по заданным критериям, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи.

Строить рассуждение, доказательство, обоснование.

Обобщать и давать определения понятиям.

Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

Формировать биологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Уметь интегрироваться в группу, задавать вопросы, строить монологическое высказывание, вести письменный и устный диалог, слушать собеседника.

Адекватно оценивать своё поведение и окружающих.

Определять цели и задачи, функции участников, способы взаимодействий в группе, договариваться.

Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, аргументировать свою позицию.

Участвовать в выработке общего решения в совместной деятельности.

Умение формулировать свои затруднения.

Предлагать помощь и сотрудничество, проявлять активность.

Основные понятия урока: кровеносная, выделительная, дыхательная, покровная системы и т.п.

Ресурсы урока: учебник, презентация учителя, раздаточный материал (схемы, таблицы, эталоны ответов), инструкционная карта. Компьютер, планшеты, мобильные устройства, интернет.

Ход урока

Этап урока. Время.

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые способы деятельности УУД

Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности

1 мин.

Слайд 1

1.Сравните две системы органов.

2.Чьи системы представлены? Обоснуйте.

3.Сформулируйте затруднения.

4.Какая форма работы вам поможет корректировать знания?

5.Сформулируйте тему урока.

Фронтально.

1.Сравнивают.

2.Обосновывают.

3.Формулируют затруднения.

4.Предлагают фронтальную, парную, групповую форму работы.

Направления:

«Хочу» узнать.

«Надо» точно знать.

«Могу» узнать.

5.Формулируют тему урока.

Готовность к реализации нормативных требований коррекционной деятельности

Этап актуализации и пробного учебного действия.

1 мин

Инструкция: «Последовательность работы на уроке по теме»

Задание:

Выполните первый и второй пункты инструкции: поставьте цели по теме, сформулируйте проблемный вопрос (или гипотезу), поставьте задачи для достижения цели.

Индивидуально. Выполняют задание: формулируют цели, ставят проблемный вопрос, задачи.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Определять конечную и промежуточные цели.

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Этап локализации индивидуальных затруднений

3 мин

Раздаточный материал: Таблица №1 «Термины и понятия»

Для коррекции знаний вам необходимо:

1.Всем вместе повторить определения понятий.

2.Уточнить затруднения и наметить пути решения.

Подумайте: «Зачем это нужно сделать?»

1.Фронтально. Повторяют понятия.

Уточняют затруднения и пути решения.

Отвечают о значимости задания.

Подготовка мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Строить рассуждение, доказательство, обоснование.

Обобщать и давать определения понятиям.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

2 мин.

 

Составьте план действий для решения задач урока.

Как может составленный план помочь вам в работе на уроке?

Предлагают средства, способы решения задач, называют последовательность этапов плана работы по теме.

Отвечают на вопрос.

Умение планировать свои действия и регулировать их.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Этап реализации построенного проекта.

15 мин

1.Третий и 4 пункты инструкции.

2.Раздаточный материал: Таблица №2 «Особенности систем органов классов типа Хордовые».

3.Информационные источники: учебники, энциклопедии, мобильные устройства, планшеты, интернет.

1.Индивидуально. Прочитайте третий и четвёртый пункты инструкции.

2.Работая группами, выполните задания таблицы. В каждой группе Таблица №2 с заданиями для письменного и устного ответа (на вопрос к заданию).

Используйте разные информационные источники.

3.Работаем в группе:

-напишите краткие ответы к заданиям;

-устно ответьте на вопросы к заданиям;

-зафиксируйте затруднения, сделайте вывод.

Организация: распределите обязанности в группе и задания Таблицы №2.

1.Индивидуально. Читают и выполняют третий и четвёртый пункты инструкции.

2.Работа в группах. Используют разные информационные источники. Распределяют обязанности и задания Таблицы №2

3.Группа:

-пишут в таблице краткие ответы на задания;

-отвечают устно на вопросы к каждому заданию;

-формулируют затруднения, делают выводы.

Письменная и устная коммуникация.

Составление схем, дополнение таблиц новыми данными.

Систематизация, обобщение, классификация.

Умение обрабатывать и анализировать информацию, проводить классификацию, делать выводы, переводить текстовую информацию в таблицу и наоборот.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Строить рассуждение, доказательство, обоснование. Работать с информационными источниками.

Самостоятельность и ответственность за поведение и выполнение заданий в группе, классе.

Этап обобщения затруднений во внешней речи. Самопроверка по эталону ответов.

5 мин

1.Инструкция, пункт 5 и 6.

2.Таблица №3 «Эталон ответов на задания»

1.Выступают с результатами. Озвучивают затруднения.

2.Откройте образец ответов Таблицы №3 и самостоятельно проверьте свои ответы. Ликвидировались ли ваши затруднения? Сделайте выводы.

Групповая работа.

1.Проверяют по эталону ответов. Исправляют или дополняют ответы групп.

2.Осуществляют самопроверку по эталону. Высказывают мнение по ликвидации затруднений. Делают выводы.

Умение формулировать свои затруднения.

Предлагать помощь и сотрудничество, проявлять активность.

Дополнение схем, таблиц новыми данными.

Уважительное отношение к мнению другого человека.

Продуктивное сотрудничество на уроке.

Доброжелательность и отзывчивость, сопереживание.

Умение корректировать свои действия и адекватно воспринимать предложения участников урока по исправлению ошибок, вносить необходимые дополнения и исправления.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

7 мин

1.Инструкция, пункт 5 и 6.

2.Презентация Слайды 2-9

3.Лист «Мои ответы»

1.Индивидуально выполните 7 заданий на слайдах.

2.Откройте: Лист «Мои ответы», в него заносите ответы по ходу выполнения заданий.

После каждого выполненного задания сразу проводите самопроверку по ответам на слайде. 3.В каждой таблице ставьте число правильно выполненных заданий.

4.Оцените свою работу в последней таблице листа.

5.Положительные оценки будут выставлены в журнал.

Индивидуально.

1.Выполняют задания и проводят самопроверку по ответам на слайдах презентации.

2.Оценивают.

3.Сдают листы учителю.

Умение обрабатывать и анализировать информацию, проводить классификацию, делать выводы, переводить текстовую информацию в таблицу и наоборот.

Умение оценивать информацию.

Устанавливать пошаговый контроль по результату.

Строить рассуждение, доказательство, обоснование.

Этап включения в систему знаний и повторения.

5 мин

1.Инструкция, пункт 3 и 4.

2.Презентация Слайды 10-13

Работа в парах.

1.Смотрим анимационные процессы: кровообращение млекопитающих, дыхание птиц и комментируем их. 2.Отвечаем на вопросы слайдов 12 и 13.

3.Что узнали нового?

Где вам пригодятся полученные знания?

В парах.

1.Комментируют процессы.

2. Отвечают на вопросы слайдов

3. Делают выводы и отвечают на вопрос.

Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, аргументировать свою позицию.

Участвовать в выработке общего решения в совместной деятельности.

Формировать биологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Строить рассуждение, доказательство, обоснование.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Этап рефлексирования и преодоления затруднений в собственных учебных действиях.

1 мин

1.Инструкция, пункты 6, 7.

2.Таблица рефлексии.

3.Таблица итогового оценивания.

Слайд 14

1.Оцените свою работу на уроке в таблице рефлексии.

2.Ответьте на вопросы:

Как вы выполнили поставленные для себя цели?

Ответил ли на проблемный вопрос?

Подтвердилась ли гипотеза (или опровергли её)?

Какие сделали выводы?

4.Слайд 14 – итоги работы - будет представлено на следующий урок.

Индивидуально

1.Каждый учащийся заполняет таблицу рефлексии.

2.Проводит балловую самооценку.

3.Устно отвечают на вопросы.

Осознанно и произвольно строить сообщения в письменной и устной речи.

Осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Управление презентацией:

Переход на следующий слайд по гиперссылке, фигура

Проверить ответ в таблице, фигура

Решить задачи: текст и ответ, фигуры ,

Круги кровообращения (анимация) запускаются фигурой

Анимация двойного дыхания птиц запускаются: ,


Системы органов хордовых
PPTX / 1.25 Мб

Инструкция для ученика
DOCX / 11.71 Кб

Лист "Мои ответы"
DOCX / 14.36 Кб

Таблица №1 "Термины и понятия"
DOCX / 11.37 Кб

Таблица №2 "Задания"
DOCX / 16.01 Кб

Таблица №3 "Ответы к заданиям"
DOCX / 1.69 Мб

Таблица "Рефлексия"
DOCX / 11.7 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вера Васильевна, добрый вечер! Очень интересная оригинальная работа! Материал урока и формы его проведения способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, развивая их творческое мышление.

2 December 2017

Спасибо, Татьяна Александровна.

5 December 2017

Татьяна Александровна! Спасибо за качественную работу! Очень интересно...продуктивно...универсально...материал можно использовать на уроке и на факультативе.

5 December 2017

Спасибо, Ольга Алексеевна, только я Вера Васильевна. Замечательно, что материал урока пригодится и для факультатива.

6 December 2017

Добрый день, Вера Васильевна! Замечательный ресурс для повторения в 11 классе при подготовке к ЕГЭ и ВПР: ароморфозы, сравнение, ход эволюции и пр.! Огромнейшее спасибо! С уважением, Жукова Н.Н

23 February 2018

Надежда Николаевна, спасибо за комментарий.

24 February 2018

Какая стройность, логика, подробность ресурса!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

12 February 2019