Урок с презентацией «Системы органов хордовых животных» (Биология, 7 класс)
Учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин
Класс: 7
Тема урока: «Системы органов хордовых животных»
Тип урока: отработка умений и рефлексия
Цель: повторить и обобщить ЗУН о системах органов хордовых животных
Задачи урока:
1.Обучающая: устанавливать сходства и отличия между системами органов хордовых животных, взаимосвязи между системами, обосновывать их; работать с обобщающими таблицами; решать творческие задания; контролировать знания и умения.
2.Развивающая: развивать мыслительную деятельность ученика: умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать; учиться применять полученные знания; обосновывать суждения; учиться делать выводы о системах хордовых животных; развивать творческое мышление учащихся.
3. Воспитывающая: понимание роли изучаемого материала в жизни человека, умение взаимодействовать в группах и с классом в целом.
Продолжительность урока: 40 минут
Формирование УУД (полный список к уроку и выбор для учителя):
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
Уважительное отношение к мнению другого человека. Продуктивное сотрудничество на уроке. Доброжелательность и отзывчивость, сопереживание. Самооценка на основе критериев. Учебная мотивация, нацеленная на повышение своих знаний по теме урока. Самостоятельность и ответственность за поведение и выполнение заданий в группе, классе. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Фиксировать свою деятельность в группе и классе, делать выводы. Умение планировать свои действия и регулировать их. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Устанавливать пошаговый контроль по результату. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений и осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Организация рабочего места, распределение времени. Умение корректировать свои действия и адекватно воспринимать предложения участников урока по исправлению ошибок, вносить необходимые дополнения и исправления. Предвидеть конкретный результат при решении задачи. Планировать способы решения задач. Выбирать рациональные способы решения. Определять конечную и промежуточные цели. Формулировать и удерживать учебную задачу. Составлять план последовательных действий. Ставить задачи в сотрудничестве с участниками урока. |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Использовать общие приёмы решения задач. Применять правила и пользоваться инструкциями. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Осуществлять рефлексию способов и условий действий. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Ставить, формулировать и решать проблемы. Самостоятельно составлять алгоритм деятельности при решении различных проблем, задач. Осознанно и произвольно строить сообщения в письменной и устной речи. Осуществлять смысловое чтение. Узнавать, называть и определять изучаемые объекты. Использовать схемы, таблицы для решения задач. Создавать и преобразовывать информацию с помощью схем, таблиц, рисунков. Моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать признаки объектов с целью решения задач. Поиск и выделение необходимой информации из разных источников. Составление и дополнение схем, таблиц новыми данными. Умение обрабатывать и анализировать информацию, проводить классификацию, делать выводы, переводить текстовую информацию в таблицу и наоборот. Умение передавать информацию устно и письменно. Применение и представление информации, готового продукта. Умение оценивать информацию. Умение анализировать, обобщать, сравнивать. Классифицировать по заданным критериям, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи. Строить рассуждение, доказательство, обоснование. Обобщать и давать определения понятиям. |
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении. Формировать биологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Уметь интегрироваться в группу, задавать вопросы, строить монологическое высказывание, вести письменный и устный диалог, слушать собеседника. Адекватно оценивать своё поведение и окружающих. Определять цели и задачи, функции участников, способы взаимодействий в группе, договариваться. Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, аргументировать свою позицию. Участвовать в выработке общего решения в совместной деятельности. Умение формулировать свои затруднения. Предлагать помощь и сотрудничество, проявлять активность. |
Основные понятия урока: кровеносная, выделительная, дыхательная, покровная системы и т.п.
Ресурсы урока: учебник, презентация учителя, раздаточный материал (схемы, таблицы, эталоны ответов), инструкционная карта. Компьютер, планшеты, мобильные устройства, интернет.
Ход урока
Этап урока. Время. |
Ресурсы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые способы деятельности УУД |
Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности 1 мин. |
Слайд 1 |
1.Сравните две системы органов. 2.Чьи системы представлены? Обоснуйте. 3.Сформулируйте затруднения. 4.Какая форма работы вам поможет корректировать знания? 5.Сформулируйте тему урока. |
Фронтально. 1.Сравнивают. 2.Обосновывают. 3.Формулируют затруднения. 4.Предлагают фронтальную, парную, групповую форму работы. Направления: «Хочу» узнать. «Надо» точно знать. «Могу» узнать. 5.Формулируют тему урока. |
Готовность к реализации нормативных требований коррекционной деятельности |
Этап актуализации и пробного учебного действия. 1 мин |
Инструкция: «Последовательность работы на уроке по теме» |
Задание: Выполните первый и второй пункты инструкции: поставьте цели по теме, сформулируйте проблемный вопрос (или гипотезу), поставьте задачи для достижения цели. |
Индивидуально. Выполняют задание: формулируют цели, ставят проблемный вопрос, задачи. |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Определять конечную и промежуточные цели. Формулировать и удерживать учебную задачу. |
Этап локализации индивидуальных затруднений 3 мин |
Раздаточный материал: Таблица №1 «Термины и понятия» |
Для коррекции знаний вам необходимо: 1.Всем вместе повторить определения понятий. 2.Уточнить затруднения и наметить пути решения. Подумайте: «Зачем это нужно сделать?» |
1.Фронтально. Повторяют понятия. Уточняют затруднения и пути решения. Отвечают о значимости задания. |
Подготовка мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Строить рассуждение, доказательство, обоснование. Обобщать и давать определения понятиям. |
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений 2 мин. |
Составьте план действий для решения задач урока. Как может составленный план помочь вам в работе на уроке? |
Предлагают средства, способы решения задач, называют последовательность этапов плана работы по теме. Отвечают на вопрос. |
Умение планировать свои действия и регулировать их. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
|
Этап реализации построенного проекта. 15 мин |
1.Третий и 4 пункты инструкции. 2.Раздаточный материал: Таблица №2 «Особенности систем органов классов типа Хордовые». 3.Информационные источники: учебники, энциклопедии, мобильные устройства, планшеты, интернет. |
1.Индивидуально. Прочитайте третий и четвёртый пункты инструкции. 2.Работая группами, выполните задания таблицы. В каждой группе Таблица №2 с заданиями для письменного и устного ответа (на вопрос к заданию). Используйте разные информационные источники. 3.Работаем в группе: -напишите краткие ответы к заданиям; -устно ответьте на вопросы к заданиям; -зафиксируйте затруднения, сделайте вывод. Организация: распределите обязанности в группе и задания Таблицы №2. |
1.Индивидуально. Читают и выполняют третий и четвёртый пункты инструкции. 2.Работа в группах. Используют разные информационные источники. Распределяют обязанности и задания Таблицы №2 3.Группа: -пишут в таблице краткие ответы на задания; -отвечают устно на вопросы к каждому заданию; -формулируют затруднения, делают выводы. |
Письменная и устная коммуникация. Составление схем, дополнение таблиц новыми данными. Систематизация, обобщение, классификация. Умение обрабатывать и анализировать информацию, проводить классификацию, делать выводы, переводить текстовую информацию в таблицу и наоборот. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Строить рассуждение, доказательство, обоснование. Работать с информационными источниками. Самостоятельность и ответственность за поведение и выполнение заданий в группе, классе. |
Этап обобщения затруднений во внешней речи. Самопроверка по эталону ответов. 5 мин |
1.Инструкция, пункт 5 и 6. 2.Таблица №3 «Эталон ответов на задания» |
1.Выступают с результатами. Озвучивают затруднения. 2.Откройте образец ответов Таблицы №3 и самостоятельно проверьте свои ответы. Ликвидировались ли ваши затруднения? Сделайте выводы. |
Групповая работа. 1.Проверяют по эталону ответов. Исправляют или дополняют ответы групп. 2.Осуществляют самопроверку по эталону. Высказывают мнение по ликвидации затруднений. Делают выводы. |
Умение формулировать свои затруднения. Предлагать помощь и сотрудничество, проявлять активность. Дополнение схем, таблиц новыми данными. Уважительное отношение к мнению другого человека. Продуктивное сотрудничество на уроке. Доброжелательность и отзывчивость, сопереживание. Умение корректировать свои действия и адекватно воспринимать предложения участников урока по исправлению ошибок, вносить необходимые дополнения и исправления. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 7 мин |
1.Инструкция, пункт 5 и 6. 2.Презентация Слайды 2-9 3.Лист «Мои ответы» |
1.Индивидуально выполните 7 заданий на слайдах. 2.Откройте: Лист «Мои ответы», в него заносите ответы по ходу выполнения заданий. После каждого выполненного задания сразу проводите самопроверку по ответам на слайде. 3.В каждой таблице ставьте число правильно выполненных заданий. 4.Оцените свою работу в последней таблице листа. 5.Положительные оценки будут выставлены в журнал. |
Индивидуально. 1.Выполняют задания и проводят самопроверку по ответам на слайдах презентации. 2.Оценивают. 3.Сдают листы учителю. |
Умение обрабатывать и анализировать информацию, проводить классификацию, делать выводы, переводить текстовую информацию в таблицу и наоборот. Умение оценивать информацию. Устанавливать пошаговый контроль по результату. Строить рассуждение, доказательство, обоснование. |
Этап включения в систему знаний и повторения. 5 мин |
1.Инструкция, пункт 3 и 4. 2.Презентация Слайды 10-13 |
Работа в парах. 1.Смотрим анимационные процессы: кровообращение млекопитающих, дыхание птиц и комментируем их. 2.Отвечаем на вопросы слайдов 12 и 13. 3.Что узнали нового? Где вам пригодятся полученные знания? |
В парах. 1.Комментируют процессы. 2. Отвечают на вопросы слайдов 3. Делают выводы и отвечают на вопрос. |
Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, аргументировать свою позицию. Участвовать в выработке общего решения в совместной деятельности. Формировать биологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Строить рассуждение, доказательство, обоснование. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Этап рефлексирования и преодоления затруднений в собственных учебных действиях. 1 мин |
1.Инструкция, пункты 6, 7. 2.Таблица рефлексии. 3.Таблица итогового оценивания. Слайд 14 |
1.Оцените свою работу на уроке в таблице рефлексии. 2.Ответьте на вопросы: Как вы выполнили поставленные для себя цели? Ответил ли на проблемный вопрос? Подтвердилась ли гипотеза (или опровергли её)? Какие сделали выводы? 4.Слайд 14 – итоги работы - будет представлено на следующий урок. |
Индивидуально 1.Каждый учащийся заполняет таблицу рефлексии. 2.Проводит балловую самооценку. 3.Устно отвечают на вопросы. |
Осознанно и произвольно строить сообщения в письменной и устной речи. Осуществлять рефлексию способов и условий действий. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. |
Управление презентацией:
Переход на следующий слайд по гиперссылке, фигура
Проверить ответ в таблице, фигура
Решить задачи: текст и ответ, фигуры ,
Круги кровообращения (анимация) запускаются фигурой
Анимация двойного дыхания птиц запускаются: ,
Системы органов хордовых
PPTX / 1.25 Мб
Инструкция для ученика
DOCX / 11.71 Кб
Лист "Мои ответы"
DOCX / 14.36 Кб
Таблица №1 "Термины и понятия"
DOCX / 11.37 Кб
Таблица №2 "Задания"
DOCX / 16.01 Кб
Таблица №3 "Ответы к заданиям"
DOCX / 1.69 Мб
Таблица "Рефлексия"
DOCX / 11.7 Кб
Медведева Татьяна Александровна
Чухрий Вера Васильевна
Уманец Ольга Алексеевна
Чухрий Вера Васильевна
Жукова Надежда Николаевна
Чухрий Вера Васильевна
Буньков Андрей Владимирович