Видеоурок по окружающему миру №25 «Великий круговорот жизни» (3 класс)
Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Проблема. Что такое круговорот жизни?
Задачи:
научатся объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ, моделировать круговорот веществ и использовать модель для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
Предметные результаты
Научатся характеризовать организмы- производители, организмы- потребители и организмы- разрушители;
-обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе.
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей; узнавать, называть и определять объекты, выделять группы существенных признаков этих объектов с целью решения познавательных задач.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные результаты
Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы; освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде.
Основные понятия и определения
Организмы- производители, потребители и разрушители
.Проверка готовности к усвоению нового материала
Наверное, ты знаешь знаменитый мультфильм «Король Лев» или такую книгу. Помнишь, что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?
«Он сказал:
Надо уважать все живые существа — от ползающих Муравьёв до несущихся антилоп!
Но ведь мы едим антилоп! — воскликнул Симба.
Верно. Но дай мне объяснить, — сказал Муфаса. — Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»
Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни, или круговорот веществ, действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой.
Изучение нового материала
Основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов: производители, потребители и разрушители.
Организмами-производителями учёные-экологи называют растения. Ведь только они способны, используя энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа и воды.
Животные потребляют вещества, производимые растениями, поэтому их называют организмами-потребителями
Бактерии и грибы разрушают мёртвые остатки растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается с образованием необходимых растениям солей. Вот почему учёные называют бактерии и грибы организмами-разрушителями.
Огромную роль в круговороте веществ играет почва. В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения.
Итак, все живые организмы и почва — участники единого круговорота веществ на Земле.
Осмысление и понимание полученных знаний
Придумайте и изготовьте модель, демонстрирующую круговорот веществ. Сравните с моделями, предложенными другими ребятами. Выберите лучшую из них.
Обсудим. Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота веществ. Опишите, что будет происходить, если исчезнут: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва
Вывод
Все живые организмы и почва — участники единого круговорота веществ на нашей планете.
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
1.Перечисли звенья круговорота веществ. 2. Почему растения названы производителями, а животные — потребителями? 3. Какие организмы названы разрушителями? Какова их роль в круговороте веществ? 4. Какова роль почвы в круговороте веществ?
Задание для домашней работы По схеме в учебнике или модели научись рассказывать о круговороте веществ на Земле
Пищевые связи между организмами
Невидимые нити природы
Цепи питания
Пищевые цепи питания в экологии
Энергия в живой и неживой природе.
Экологические системы и их охрана.
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html