Технологическая карта урока «Отделы водорослей их многообразие и значение в природе и жизни человека»
Технологическая карта урока по биологи:
«Отделы водорослей их многообразие, и значение в природе и жизни человека.»
Цель и задачи для ученика (планируемые результаты соответствуют требованиям к результатам освоения ООП) |
Цель и задачи для учителя (соответствуют требованиям к результатам освоения ООП) |
Формируемые на уроке УУД |
|||
Цель: Изучить различные группы водорослей и их значение в природе и в жизни человека |
Цель: Сформировать у учащих представление о различных группах водорослей и изучить их значение в природе и жизни человека. |
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Личностные |
Задачи: - на знание: называть группы водорослей |
Задачи: -образовательные (предметные): •Охарактеризовать различные группы водорослей • Познакомить учащихся со строением водорослей. |
Поиск и выделение информации |
Высказывание своей точки зрения. |
||
-на понимание: Характеризует строение водорослей |
Работать в соответствии поставленной целью |
Развитие самостояте льности. |
|||
-на анализ: Рассуждает о значение водорослей в природе и жизни человека |
-развивающие (метапредметные): •Рассказать о значении водорослей в природе и жизни человека •Сделать вывод о том, что водоросли населяют все среды живых организмов. •Показать значение водорослей в жизни человека и природы. |
Формирова-ние интеллек-туальных умений. |
|||
- на синтез: Делает вывод о том, что водоросли населяют все среды живых организмов - на оценку: Оценивает значение водорослей в жизни человека и природы |
|||||
Умение высказывать предположение и его доказать |
Умение общаться и взаимодействовать друг с другом. |
||||
- воспитательные (личностные): •Воспитывать бережное отношение к природе. |
Бережное отношение к природе |
2. Время урока: 45 минут
3. Тип урока: изучение нового материала
4. Вид урока: урок-игра
5. План урока:
Этапы урока |
Время |
Методы обучения |
Средства обучения |
Организационный |
1 минута |
Вступление |
|
Проверка домашнего задания |
3 минуты |
Письменные ответы учащихся |
Тест на 3 вопроса (приложение 1) |
Постановка цели и темы урока |
4 минуты |
Объяснение. |
|
Этап предложения игры |
4 минуты |
Объяснение учителя |
|
Этап разбивки на команды |
2 минуты |
Объяснение учителя |
|
Этап развития игровой ситуации |
26 минут |
Взаимодействие учителя и учащихся |
|
Этап анализа и обсуждения проведения игры |
3 минуты |
Взаимодействие учителя и учащихся |
|
Сообщение домашнего задания |
2 минуты |
Объяснение |
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Формируемые УУД |
Организа- ционный |
Создать благоприятную атмосферу в классе и настроить учащихся на работу. |
–Здравствуйте ребята. –Скажи, пожалуйста, все ли присутствуют сегодня на уроке? –Хорошо, спасибо. |
Здравствуйте. Да, на уроке присутствует весь класс. |
Личностные: самоопределение Коммуникативные: сотрудничество с учителем. |
Проверка домашнего задания |
Воспроизведение учащимися знаний, которые были получены на предыдущем уроке. |
Личностные: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию |
||
Постановка темы и цели урока |
Постановка темы и цели урока для учащихся |
– Ребята, мы с вами на прошлом уроке изучали группу отделов водоросли. –Как вы уже знаете это древнейшие представители растительного мира. –Ребята скажите пожалуйста какой тип питания имеют водоросли? –Молодцы. –Ребята а как вы думаете какую тему мы будем сегодня изучать на уроке? –Ты почти прав, сегодня тема урока у нас будет многообразие водорослей. –А исходя из темы попробуйте сформулировать цель урока. –Молодцы! |
Учащиеся внимательно слушают учителя. Автотрофное Виды водорослей. Учащиеся слушают учителя и записывают тему урока в тетрадь. Изучить многообразие водорослей. |
Познавательные: определяют важность для перемещения организмов в пространстве Регулятивные: самостоятельно выдвигают цель урока |
Этап предложения игры |
Возбудить у учащихся интерес к игре |
–Ребята, сегодняшний урок мы проведем в виде игры. Хотите поиграть? –Наша игра будет называться Многообразие водорослей. –В ходе игры вы изучите многообразие водорослей и их значение в жизни природы и человека. –В нашей игре будет 3 командных конкурса и один конкурс для капитанов, –Жюри будет оценивать результаты в баллах и выиграет та команда у которой будет большее количество баллов. –Правила нашей игры очень просты, чья команда первой поднимет руку та и будет отвечать, руку от команды поднимает капитан. |
Да, хотим!!! Учащиеся внимательно слушают учителя и осмысливаю суть и правила игры. |
Личностные: обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению, осознают ответственность за общее дело. |
Этап разбивки на команды |
Разбиться на команды и определить роли участников команды. |
–Сейчас мы с вами разделимся на три команды, две команды будут играть, а одна команда будет жюри. –Молодцы разделились. Первая команда у нас будет называться Красные водоросли Вторая команда Зеленые водоросли. –Ребята, сейчас каждая команда должна выбрать капитана группы. |
Учащиеся слушают учителя и делятся на команды. Выбирают капитана. |
Личностные: обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. |
Этап развития игровой ситуации |
–Ребята, наша игра будет осуществлять на материале, который вы прочитали дома. –Первый конкурс у нас Первый конкурс «Красный-зеленый» (5б) –Ребята ваша задача состоит в том, что вам нужно отвечать на вопросы, которые я буду вам задавать, чтобы ответить на вопрос капитан команды должен будет поднять руку с карточкой определенного цвета, если да, то карточка зеленая, а если нет, то карточка красная. – А жюри будет следить, кто первый поднял руку, и записывать баллы. –Каждой команде я раздаю по две карточки зеленую и красную (Приложение 2) –Молодцы ребята, справились. –Второй конкурс нашей игры называется «Кто ты?»(5б) – Теперь вам предстоит определить, к какому отделу относится водоросль, назвать ее и дать краткую характеристику, ответив на вопросы в карточке. Каждая команда получает карточку, включающую фотографию водоросли и 5 вопросов. –Вам понятно задание? –Теперь капитан каждой команды отчитывается о своей работе. –Молодцы все сделали правильно, жюри выставляет баллы. –Следующий конкурс маленько не обычный, он называется «Видеозагадка» (5б) Вам нужно определить, водоросль, о каком процессе идет речь в сюжете, назвать способы размножения и дать им характеристику (Приложение 4) –Понятно задание? –И сейчас мы проведем с вами последний конкурс, это конкурс для капитанов и называется он «Вопрос-ответ» (3б) (приложение 5) Я буду задавать капитанам вопросы о значении водорослей в жизни человека и природы, а капитан долен ответить в какой области и для чего применяется эта водоросль. –Капитаны вам понятно задание? –Молодцы с испытанием справились. |
Слушают учителя. Учащиеся внимательно слушают учителя и осмысливают правила конкурса. Принимают карточки от учителя. Выполнение задания. Учащиеся внимательно слушают учителя и осмысливают заданное им задание. Да нам все понятно. Капитаны отчитываются о свой работе в команде. Слушают учителя и осмысливают предстоящую работу. Да! Слушают учителя. Да! |
Коммуникативные: высказывание своей точки зрения. Личностные: обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. Регулятивные: ищут ответы на те, вопросы, которые задет учитель в период конкурса. |
|
Этап анализа и обсуждения проведенной игры |
Подвести итог игры |
–Молодцы ребята, со всеми заданиями справились, а сейчас нам жюри скажет, кто победил. –Молодцы ребята вы отлично изучили дома материал и отлично сыграли в игру. –Ребята вам понравился наш сегодняшний урок? –Я очень рада, что вам понравилось играть. –Я хочу поблагодарить всех за сотрудничество, за активное участие в уроке. |
Жюри говорит, что победила дружба. Да очень понравилось было здорово. |
Личностные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности |
Домашнее задание. |
Сообщение д/з. |
–Дома прочитать учебник на страницах 42-45. –А так же вам нужно в рабочей тетради выполнить задания 24, 27, 29, 30 на странице 20-23. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Познавательные: привлечение дополнительных источников информации |
Вывод по уроку:
Водоросли – это группа растений, включающая отделы бурых, красных и зеленых водорослей. Размножаются водоросли, как половым, так и бесполым способом. Водоросли населяют все водоемы планеты, живут в почве, на поверхности земли и даже в воздухе. Они имеют очень важное значение в жизни природы и человека.
Приложения к уроку
Приложение 1
Вопросы:
Сколько лет назад возникли водоросли: а) 2,55 млрд лет назад б) 2,5 млрд лет назад в) 3 млрд лет назад
Как размножаются водоросли: а) половым путем б) половым и бесполым путем в) бесполым путем
Водоросли могут быть: а) одноклеточными б) одноклеточными и многоклеточными в) многоклеточными
Ответы:
Б
Б
Б
Приложение 2
«Красный-зеленый»
Карточки:
Нет
Да
Вопросы:
Водоросли – это низшие растения?
Бурые водоросли обитают только в арктических морях?
Водоросли древнейшие представители растительного мира?
На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?
Все зеленые водоросли имеют микроскопические размеры?
Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?
По способу питания водоросли автотрофы?
Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья?
Окраска водорослей определяется пигментами?
Встречаются ли водоросли в почве?
Ответы:
Да
Нет
Да
Да
Нет
Да
Да
Нет
Да
Да
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, каждая команда может набрать в этом конкурсе по 5 баллов.
Приложение 3
«Кто ты?»
Карточка №1
Вопросы:
Назовите изображенную водоросль.
Где она обитает?
Особенности строения.
Какие пигменты содержатся в ее клетках?
Какое вещество получают из этих водорослей? Где его используют?
Ответы:
Это филлофора
Она обитает в морях тропического и субтропического поясов.
Слоевище имеет вид кустиков
Красные – фикоэритрины, синие – фикоционины
Агар-агар, используется в составе питательных сред для микроорганизмов, добавляют в хлеб и другие мучные изделия, что они не черствели.
Карточка №2
Вопросы:
Назовите изображенную водоросль.
Где она обитает?
Особенности строения.
Как размножается эта водоросль?
Значение водорослей этого отдела в природе и жизни человека?
Ответы:
Ламинария
Обитает в прибрежных районах северных морей.
Слоевище в виде пластинки, прикрепляется ризоидами.
Размножается бесполым и половым путем.
Употребляют в пищу, но корм скоту и для промышленной переработки, из нее получают альгинат.
Каждый правильный ответ пункта оценивает жюри в 1 балл, максимально можно набрать 5 баллов.
Приложение 4
«Видеозагадка»
У нитчатой водоросли улотрикса в одном организме одновременно можно видеть деление клетки надвое (бесполое размножение) и образование половых клеток, которые, сливаясь, образуют зиготу (половое размножение). При бесполом размножении образуются две дочерние клетки (зооспоры) с четырьмя жгутиками каждая. Покинув материнский организм, они дают начало новой нитчатой особи. В других частях тела улотрикса в клетке образуется много (более 200) очень мелких двужгутивовых дочерних клеток – это гаметы. Покидая родительский организм, они свободно плавают, а встретившись с гаметами других особей улотрикса, соединяются в пары, сливаются и образуют зиготы. Так происходит половое размножение.
Если ответ полный и написан правильно, то задание оценивается в 5 баллов, если наполовину описано половое и наполовину бесполое размножение, то такой ответ оценивается в 3 балла, а если описано только половое или бесполое размножение то 1 балл.
Приложение 5
«Вопрос-ответ»
Вопросы:
Где используют ламинарию?
Какую водоросль из-за ее способности активно размножаться и выделять свободный кислород используют в космических кораблях и на подводных лодках?
Как используют водоросль хондрус, которая живет в северных морях?
Какие водоросли участвуют при образовании дерна?
При заболачивании озер и прудов участвуют?
Какие животные используют фитопланктон в качестве пищи?
Ответы:
Употребляют в пищу, но корм скоту и для промышленной переработки, из нее получают альгинат.
Хлорелла
Как лекарственное средство при заболевании дыхательных путей
Диатомовые
Зеленые водоросли
Раки, китовые акулы, некоторые киты.
Каждый ответ оценивается в 1 балл, таким образом максимальное количество баллов каждый капитан может набрать 3, т.к каждый капитан команды должен ответит на 3 вопроса
Таким образом, максимально количество баллов, которое может набрать каждая команда будет 18б.
18-17б – оценка 5
16-14б – оценка 4
13-10б – оценка 3
Ниже 9б – оценка 2.