12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Болотова Ирина Евгеньевна34
Россия, Свердловская обл., Нижний Тагил
2

Технологическая карта урока «Отделы водорослей их многообразие и значение в природе и жизни человека»

Технологическая карта урока по биологи:

«Отделы водорослей их многообразие, и значение в природе и жизни человека.»

Цель и задачи для ученика (планируемые результаты соответствуют требованиям к результатам освоения ООП)

Цель и задачи для учителя (соответствуют требованиям к результатам освоения ООП)

Формируемые на уроке УУД

Цель:

Изучить различные группы водорослей и их значение в природе и в жизни человека

Цель:

Сформировать у учащих представление о различных группах водорослей и изучить их значение в природе и жизни человека.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Задачи:

- на знание: называть группы водорослей

Задачи:

-образовательные (предметные):

Охарактеризовать различные группы водорослей

Познакомить учащихся со строением водорослей.

Поиск и выделение информации

 

Высказывание своей точки зрения.

 

-на понимание: Характеризует строение водорослей

 

Работать в соответствии поставленной целью

 

Развитие самостояте льности.

         

-на анализ:

Рассуждает о значение водорослей в природе и жизни человека

-развивающие

(метапредметные):

Рассказать о значении водорослей в природе и жизни человека

Сделать вывод о том, что водоросли населяют все среды живых организмов.

Показать значение водорослей в жизни человека и природы.

     

Формирова-ние интеллек-туальных

умений.

- на синтез:

Делает вывод о том, что водоросли населяют все среды живых организмов

- на оценку:

Оценивает значение водорослей в жизни человека и природы

       
 

Умение высказывать

предположение и его доказать

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

 
 

- воспитательные (личностные): •Воспитывать бережное отношение к природе.

     

Бережное отношение к природе

2. Время урока: 45 минут

3. Тип урока: изучение нового материала

4. Вид урока: урок-игра

5. План урока:

Этапы урока

Время

Методы обучения

Средства обучения

Организационный

1 минута

Вступление

 

Проверка домашнего задания

3 минуты

Письменные ответы учащихся

Тест на 3 вопроса (приложение 1)

Постановка цели и темы урока

4 минуты

Объяснение.

 

Этап предложения игры

4 минуты

Объяснение учителя

 

Этап разбивки на команды

2 минуты

Объяснение учителя

 

Этап развития игровой ситуации

26 минут

Взаимодействие учителя и учащихся

 

Этап анализа и обсуждения проведения игры

3 минуты

Взаимодействие учителя и учащихся

 

Сообщение домашнего задания

2 минуты

Объяснение

 

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организа-

ционный

Создать благоприятную атмосферу в классе и настроить учащихся на работу.

Здравствуйте ребята.

Скажи, пожалуйста, все ли присутствуют сегодня на уроке?

Хорошо, спасибо.

Здравствуйте.

Да, на уроке присутствует весь класс.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем.

Проверка домашнего задания

Воспроизведение учащимися знаний, которые были получены на предыдущем уроке.

   

Личностные:

создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию

Постановка темы и цели урока

Постановка темы и цели урока для учащихся

Ребята, мы с вами на прошлом уроке изучали группу отделов водоросли.

Как вы уже знаете это древнейшие представители растительного мира.

Ребята скажите пожалуйста какой тип питания имеют водоросли?

Молодцы.

Ребята а как вы думаете какую тему мы будем сегодня изучать на уроке?

Ты почти прав, сегодня тема урока у нас будет многообразие водорослей.

А исходя из темы попробуйте сформулировать цель урока.

Молодцы!

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Автотрофное

Виды водорослей.

Учащиеся слушают учителя и записывают тему урока в тетрадь.

Изучить многообразие водорослей.

Познавательные: определяют важность для перемещения организмов в пространстве

Регулятивные: самостоятельно выдвигают цель урока

Этап предложения игры

Возбудить у учащихся интерес к игре

Ребята, сегодняшний урок мы проведем в виде игры. Хотите поиграть?

Наша игра будет называться Многообразие водорослей.

В ходе игры вы изучите многообразие водорослей и их значение в жизни природы и человека.

В нашей игре будет 3 командных конкурса и один конкурс для капитанов,

Жюри будет оценивать результаты в баллах и выиграет та команда у которой будет большее количество баллов.

Правила нашей игры очень просты, чья команда первой поднимет руку та и будет отвечать, руку от команды поднимает капитан.

Да, хотим!!!

Учащиеся внимательно слушают учителя и осмысливаю суть и правила игры.

Личностные: обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению, осознают ответственность за общее дело.

Этап разбивки на команды

Разбиться на команды и определить роли участников команды.

Сейчас мы с вами разделимся на три команды, две команды будут играть, а одна команда будет жюри.

Молодцы разделились.

Первая команда у нас будет называться Красные водоросли

Вторая команда Зеленые водоросли.

Ребята, сейчас каждая команда должна выбрать капитана группы.

Учащиеся слушают учителя и делятся на команды.

Выбирают капитана.

Личностные: обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Этап развития игровой ситуации

 

Ребята, наша игра будет осуществлять на материале, который вы прочитали дома.

Первый конкурс у нас Первый конкурс «Красный-зеленый» (5б)

Ребята ваша задача состоит в том, что вам нужно отвечать на вопросы, которые я буду вам задавать, чтобы ответить на вопрос капитан команды должен будет поднять руку с карточкой определенного цвета, если да, то карточка зеленая, а если нет, то карточка красная.

А жюри будет следить, кто первый поднял руку, и записывать баллы.

Каждой команде я раздаю по две карточки зеленую и красную (Приложение 2)

Молодцы ребята, справились.

Второй конкурс нашей игры называется «Кто ты?»(5б)

Теперь вам предстоит определить, к какому отделу относится водоросль, назвать ее и дать краткую характеристику, ответив на вопросы в карточке. Каждая команда получает карточку, включающую фотографию водоросли и 5 вопросов.

Вам понятно задание?

Теперь капитан каждой команды отчитывается о своей работе.

Молодцы все сделали правильно, жюри выставляет баллы.

Следующий конкурс маленько не обычный, он называется «Видеозагадка» (5б)

Вам нужно определить, водоросль, о каком процессе идет речь в сюжете, назвать способы размножения и дать им характеристику (Приложение 4)

Понятно задание?

И сейчас мы проведем с вами последний конкурс, это конкурс для капитанов и называется он «Вопрос-ответ» (3б) (приложение 5)

Я буду задавать капитанам вопросы о значении водорослей в жизни человека и природы, а капитан долен ответить в какой области и для чего применяется эта водоросль.

Капитаны вам понятно задание?

Молодцы с испытанием справились.

Слушают учителя.

Учащиеся внимательно слушают учителя и осмысливают правила конкурса.

Принимают карточки от учителя.

Выполнение задания.

Учащиеся внимательно слушают учителя и осмысливают заданное им задание.

Да нам все понятно.

Капитаны отчитываются о свой работе в команде.

Слушают учителя и осмысливают предстоящую работу.

Да!

Слушают учителя.

Да!

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения.

Личностные:

обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Регулятивные: ищут ответы на те, вопросы, которые задет учитель в период конкурса.

Этап анализа и обсуждения проведенной игры

Подвести итог игры

Молодцы ребята, со всеми заданиями справились, а сейчас нам жюри скажет, кто победил.

Молодцы ребята вы отлично изучили дома материал и отлично сыграли в игру.

Ребята вам понравился наш сегодняшний урок?

Я очень рада, что вам понравилось играть.

Я хочу поблагодарить всех за сотрудничество, за активное участие в уроке.

Жюри говорит, что победила дружба.

Да очень понравилось было здорово.

Личностные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности

Домашнее задание.

Сообщение д/з.

Дома прочитать учебник на страницах 42-45.

А так же вам нужно в рабочей тетради выполнить задания 24, 27, 29, 30 на странице 20-23.

Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные: привлечение дополнительных источников информации


 

Вывод по уроку:

Водоросли – это группа растений, включающая отделы бурых, красных и зеленых водорослей. Размножаются водоросли, как половым, так и бесполым способом. Водоросли населяют все водоемы планеты, живут в почве, на поверхности земли и даже в воздухе. Они имеют очень важное значение в жизни природы и человека.


 


 

Приложения к уроку

Приложение 1

Вопросы:

Сколько лет назад возникли водоросли: а) 2,55 млрд лет назад б) 2,5 млрд лет назад в) 3 млрд лет назад

Как размножаются водоросли: а) половым путем б) половым и бесполым путем в) бесполым путем

Водоросли могут быть: а) одноклеточными б) одноклеточными и многоклеточными в) многоклеточными

Ответы:

Б

Б

Б

Приложение 2

«Красный-зеленый»

Карточки:

 

Нет

 

 

 

Да

 

 

Вопросы:

Водоросли – это низшие растения?

Бурые водоросли обитают только в арктических морях?

Водоросли древнейшие представители растительного мира?

На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?

Все зеленые водоросли имеют микроскопические размеры?

Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?

По способу питания водоросли автотрофы?

Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья?

Окраска водорослей определяется пигментами?

Встречаются ли водоросли в почве?

Ответы:

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да

Да

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, каждая команда может набрать в этом конкурсе по 5 баллов.

Приложение 3

«Кто ты?»

Карточка №1

Вопросы:

Назовите изображенную водоросль.

Где она обитает?

Особенности строения.

Какие пигменты содержатся в ее клетках?

Какое вещество получают из этих водорослей? Где его используют?

Ответы:

Это филлофора

Она обитает в морях тропического и субтропического поясов.

Слоевище имеет вид кустиков

Красные – фикоэритрины, синие – фикоционины

Агар-агар, используется в составе питательных сред для микроорганизмов, добавляют в хлеб и другие мучные изделия, что они не черствели.

Карточка №2

Вопросы:

Назовите изображенную водоросль.

Где она обитает?

Особенности строения.

Как размножается эта водоросль?

Значение водорослей этого отдела в природе и жизни человека?

Ответы:

Ламинария

Обитает в прибрежных районах северных морей.

Слоевище в виде пластинки, прикрепляется ризоидами.

Размножается бесполым и половым путем.

Употребляют в пищу, но корм скоту и для промышленной переработки, из нее получают альгинат.

Каждый правильный ответ пункта оценивает жюри в 1 балл, максимально можно набрать 5 баллов.

Приложение 4

«Видеозагадка»

У нитчатой водоросли улотрикса в одном организме одновременно можно видеть деление клетки надвое (бесполое размножение) и образование половых клеток, которые, сливаясь, образуют зиготу (половое размножение). При бесполом размножении образуются две дочерние клетки (зооспоры) с четырьмя жгутиками каждая. Покинув материнский организм, они дают начало новой нитчатой особи. В других частях тела улотрикса в клетке образуется много (более 200) очень мелких двужгутивовых дочерних клеток – это гаметы. Покидая родительский организм, они свободно плавают, а встретившись с гаметами других особей улотрикса, соединяются в пары, сливаются и образуют зиготы. Так происходит половое размножение.

Если ответ полный и написан правильно, то задание оценивается в 5 баллов, если наполовину описано половое и наполовину бесполое размножение, то такой ответ оценивается в 3 балла, а если описано только половое или бесполое размножение то 1 балл.

Приложение 5

«Вопрос-ответ»

Вопросы:

Где используют ламинарию?

Какую водоросль из-за ее способности активно размножаться и выделять свободный кислород используют в космических кораблях и на подводных лодках?

Как используют водоросль хондрус, которая живет в северных морях?

Какие водоросли участвуют при образовании дерна?

При заболачивании озер и прудов участвуют?

Какие животные используют фитопланктон в качестве пищи?

Ответы:

Употребляют в пищу, но корм скоту и для промышленной переработки, из нее получают альгинат.

Хлорелла

Как лекарственное средство при заболевании дыхательных путей

Диатомовые

Зеленые водоросли

Раки, китовые акулы, некоторые киты.

Каждый ответ оценивается в 1 балл, таким образом максимальное количество баллов каждый капитан может набрать 3, т.к каждый капитан команды должен ответит на 3 вопроса

Таким образом, максимально количество баллов, которое может набрать каждая команда будет 18б.

18-17б – оценка 5

16-14б – оценка 4

13-10б – оценка 3

Ниже 9б – оценка 2.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.