Конспект урока по биологии «Водоросли» (5класс)
Использование ИКТ на уроках биологии Насонова Светлана Евгеньевна
Урок по теме: Одноклеточные водоросли
Цели урока:
Образовательные:
Приобретение и усвоение знаний учащихся по теме.
Углубление знаний о разнообразии, распространении и значении растительных организмов различных систематических групп.
Формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схему.
Научить определять формы растительных организмов и объяснять роль данных представителей в жизни других живых организмов.
Развивающие:
Развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, работать с разными источниками информации, лабораторным оборудованием, демонстрационным материалом.
Воспитательные:
Совершенствование навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы.
Развитие познавательного интереса к предмету.
Оборудование: Интерактивные средства Библиотеки (диски по теме) , проектор.
На доске: схема «Классификация водорослей», таблицы: «Разнообразие водорослей», «Одноклеточные водоросли»
На столах учащихся: микроскопы, микропрепараты «Одноклеточная водоросль Хламидомонада», индивидуальные карточки-задания, Интернет-распечатка дополнительного материала, карточки с ключевыми понятиями.
На столе учителя: демонстрационные объекты
Методы обучения:
По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
По характеру деятельности учащихся: частично – поисковый.
По характеру деятельности учителя: объяснение нового материала .
Форма организации: Урок формирования новых знаний с применением ИКТ. Основные термины и понятия: водоросли, низшие растения, слоевище, таллом, хроматофор, хлорофилл, ризоиды, хламидомонада, хлорелла, зооспора, гамета, ламинария.
План урока
1.Общая характеристика водорослей.
2.Классификация водорослей.
3.Одноклеточные водоросли, их общая характеристика и строение.
4.Лабораторная работа «Строение одноклеточной водоросли Хламидомонады».
5.Просмотр анимационного фильма «Размножение Хламидомонады».
6.Закрепление знаний, отработка понятий и основных терминов.
7.Выводы.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка знаний
Проверка знаний осуществляется по группам.
Один ряд учащихся работает по вопросам индивидуальных карточек.
Вопросы к индивидуальным карточкам:
1.Какие растения вы знаете?
2.Где обитают растения?
3.Как человек использует растения?
4.Что изучает ботаника?
5.Какое значения имеют растения в природе?
6.Какое значение имеют растения в жизни человека?
7.Почему нужно охранять растения?
8.На какие царства принято разделять живые организмы?
9.Какое строение имеет растительная клетка?
10.Какое строение имеет бактериальная клетка?
11.Какие бактерии называют сапрофитами, а какие - паразитами?
12.Как бактерии размножаются?
13.Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий?
14.Что такое фотосинтез?
15.В чем значение бактерий в природе?
16.Как бактерии использует человек?
17.Какую роль играют грибы в природе и жизни человека?
18.Как питаются грибы?
19.Как размножаются грибы?
20.Какие грибы называют шляпочными?
21.Что такое грибница и плодовое тело гриба?
22.Как образуются споры у шляпочных грибов?
23.Что такое симбиоз?
Второй ряд учащихся работает с тестами:
Тест№1
Группа бактерии – это Вид Класс Царство Порядок |
2.Способность бактерий к автотрофному питанию роднит их с Животными Грибами Растениями Вирусами |
3.Защитными приспособлениями бактериальной клетки являются Клеточная стенка Ворсинки Жгутики Капсула |
4.Анаэробные бактерии не нуждаются в Пище Тепле Кислороде Воде |
5.Самая древняя, по мнению ученых, группа живых существ на Земле – Растения Грибы Бактерии Животные |
6.Споры бактерий – это приспособление к Размножению Распространению Переживанию неблагоприятных условий Питанию |
7.Бактериальная клетка, в отличие от растительной, Имеет цитоплазму Более просто устроена Не содержит ядра Всегда целый организм |
8.Клетка бактерии снаружи покрыта: Слизью Капсулой Щетинками Клеточной стенкой (оболочкой) |
9.Сине-зеленые водоросли — это представители царства: Бактерий Прокариот Растений Древних водорослей |
10.Выберите правильные утверждения: Водорослями называют любые растения, обитающие в воде. Мхи — низшие растения. Бактерии размножаются спорами. Косточка абрикоса — семя. Перекрестное опыление всегда более выгодно, нежели самоопыление. Печеночные мхи — низшие растения. |
Тест №2
1.Группа Грибы – это Вид Род Класс Царство |
2.Грибы, как и растения, Имеют в клетках ядро Не способны к активному движению Имеют плотную клеточную стенку Не имеют хлорофилла |
3.Грибы, в отличие от животных, Питаются готовыми органическими веществами Постоянно растут Не имеют хлорофилла Неподвижны |
4.Гифы образуют Грибницу Корни Плодовое тело Мицелий |
5.Наука, изучающая грибы, называется Биология Ботаника Микология Микробиология |
Тест №3
1.По способу питания грибы могут быть Автотрофами Сапротрофами Паразитами Симбионтами |
2.Клетка гриба Безъядерная Доядерная Одноядерная Многоядерная |
3.Грибы Не имеют хлорофилла Содержат хитин Образуют органические вещества Размножаются семенами |
4.Грибы, в отличие от растений, Растут в течение жизни Имеют многоядерные клетки Активно не передвигаются Являются гетеротрофными организмами |
5.Споры гриба образуются в Плодовом теле Грибнице Спорангиях Гифах |
6.По способу питания грибы Автотрофы Гетеротрофы Сапрофиты Паразиты |
Тест№4
1.Для дрожжей, как и для других грибов, характерно размножение Половое Бесполое Бесполое При помощи спор
|
2.Спора гриба – это приспособление к Размножению Перенесению неблагоприятных условий Распространению Питанию |
3.Дрожжи характеризуются тем, что Состоят из одной округлой клетки Состоят из одной ветвящейся клетки Размножаются спорами Размножаются почкованием |
4.Тело гриба называют: Мицелием Микоризой Симбиозом |
5.Наука, изучающая грибы – ___________________. |
Третья группа учащихся работает по вопросам с сигнальными карточками:
1.Биология – это наука о растениях, их строении и жизнедеятельности (-)
2.Все живые организмы распределены в так называемые царства органического мира: бактерии, грибы, растения, животные (+)
3.Растения различаются только по размерам: есть растения микроскопические, низкорослые, среднего роста и высокие (-)
4.Растения распространены по всему земному шару (+)
5.Все растения делят на две большие группы – высшие и низшие (+)
6.Тело низших растений называют слоевищем (+)
7.Тело низших растений называют талломом (+)
8.Высшие растения имеют такое же строение что и низшие (-)
Двое учащихся работают на интерактивной доске по заданию «Строение бактериальной клетки и шляпочного гриба».
Использование ИКТ на уроках биологии Насонова Светлана Евгеньевна
3. Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
Кто первым побывал в космосе? Оказывается одним из первых земных организмов, побывавшим в космосе, была одноклеточная водоросль – хлорелла.
Около 150 лет назад небольшое судно дрейфовало во льдах Арктики. Вдруг в лучах низкого солнца перед моряками предстал остров. Матросы в ужасе смотрели на скалы: снег местами был в кровавых пятнах. Суеверные моряки сочли это дурным предзнаменованием. Случаи покраснения снега были и высоко в горах. Это явление вызывает водоросль «снежная хламидомонада», которая активно размножается при 00С в мокром снеге, талой воде.
В Саргассовом море Атлантического океана в старые времена нередко гибли корабли от «Морского змия». Страшные легенды ходили о них. Причина – гигантская, бурая водоросль до 300м, которая наматывалась на весла и винты кораблей.
Постановка цели урока.
Цель урока формулируют сами учащиеся.
Задачи урока: Познакомиться с многообразием водорослей, их строением, особенностями жизнедеятельности и значением; рассмотреть подробно группу одноклеточных водорослей как наиболее просто организованных представителей растительного мира; продолжить отрабатывать умения работы с микроскопом.
Формирование новых знаний.
Общая характеристика водорослей ( просмотр фильма «Водоросли»)
30 тысяч видов;
Среда обитания – вода, почва.
Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Тело – одна клетка или таллом, настоящих органов нет. Ризоиды – нитевидные корнеобразные выросты, служащие для прикрепления к субстрату.
Хлорофилл расположен в хроматофоре (разной формы) – пластиды водорослей, содержащие хлорофилл и другие пигменты.
Способ питания – фотосинтез.
Есть вакуоли с клеточным соком.
Размножение бесполое и половое.
Классификация водорослей (объяснение учителя)
Ставлю перед учащимися вопросы:
- Все ли водоросли увиденные нами в фильме одинаковы?
- Что в них общего?
- Какие видим отличия?
ВОДОРОСЛИ
Зеленые Красные Бурые
Одноклеточные (хлорелла, плеврококк) |
Многоклеточные (спирогира, нителла) |
Порфира |
Ламинария, саргассум |
Одноклеточные водоросли, их общая характеристика и строение (Объяснение учителя с демонстрацией интерактивного рисунка)
- Лабораторная работа «Строение хламидомонады » (Доказать, что водоросли – низшие растения.).
Перед выполнением лабораторной работы учащиеся вспоминают правила работы с микроскопом.
Просмотр микропрепаратов.
Работа по инструктивной карточке.
Инструктивная карточка. Лабораторная работа «Строение хламидомонады» Цель: знакомство с внешним видом одноклеточных водорослей 1.Поместите микропрепарат на предметный столик, закрепите зажимами. Добейтесь с помощью винтов микроскопа четкого изображения объекта. 2.Рассмотрите одноклеточные водоросли. Обратите внимание на их форму, окраску, наличие жгутиков. 3.Зарисуйте клетку и подпишите названия ее частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника. Тетрадь стр.18 №39 Учебник стр.55 рис.35 |
После просмотра микропрепарата хламидомонады учащиеся выполняют задание №39 в тетради на странице 18 и сверяют свою работу с рисунком 35 учебника на странице 55.
После выполнения задания учащиеся отвечают на вопросы учителя:
1.Что из себя представляет организм хламидомонады?
2.Какое строение имеет клетка хламидомонады?
3.Пойти к доске, показать строение хламидомонады.
- Размножение хламидомонады (Просмотр фильма «Размножение Хламидомонады»)
После просмотра фильма учащиеся отвечают на вопросы учителя:
-
-
-
Какими способами размножается хламидомонада?
От чего зависит тот или иной способ размножения?
Что такое гаметы?
Что образуется при слиянии гамет?
Как называется процесс слияния гамет?
-
-
Работа класса над понятийным материалом.
Работа над терминами и понятиями: водоросли, низшие растения, слоевище, таллом, хроматофор, хлорофилл, ризоиды, хламидомонада, хлорелла, зооспора, гамета, ламинария.
На интерактивной доске высвечивается задание – определение понятия. Учащиеся поднимают соответствующую карточку. Следом высвечивается правильный ответ.
1.Низшие растения, тело которых вместо органов имеет слоевище (водоросли)
2.Одноклеточная зеленая водоросль, название которой в переводе с греческого звучит как "простейший организм, покрытый одеждой" (хламидомонада)
3."Одежда" хламидомонады (оболочка)
4.Средство передвижения хламидомонады (жгутики)
5.Чашеобразная пластида,содержащая хлорофилл и другие пигменты (хроматофор)
6.Светочувствительное тельце красного цвета (глазок)
Выводы учащихся:
На уроке мы познакомились с новой группой растений – водорослями.
Это низшие растения. У них нет органов. Их тело называется слоевище или таллом.
Водоросли бывают одноклеточные и многоклеточные.
К одноклеточным водорослям относят хламидомонаду , хлореллу.
Они состоят из одной клетки, покрытой оболочкой.
Внутри клетки имеется цитоплазма, ядро, две сократительные вакуоли, светочувствительный глазок, хроматофор с хлорофиллом.
Размножаются одноклеточные водоросли в благоприятное время делением клетки, в неблагоприятных условиях – половым путем.
4. Домашнее задание:
Выучить параграф 12, ответить на вопросы, заполнить таблицу № 41 в рабочих тетрадях.
5. Итог урока.
Презентация – Приложение 1.
Литература:
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера – 2-е изд., стериотипное – Москва. Мир.
Павлов И. Ю., Вахненко Д. В., Москвичев Д. В. Биология. Словарь – справочник. Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс»,1997.
Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждении. Под ред. В.В.Пасечник. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999.
www.encycl.eandex/ru/
www.rubricon.com
www.lbcmcp.ups-tlse.fr/ehseignemeht.html
www.fegi.ru/primorye/GEOLOGY/coal/
Студеникина Вера Инокентьевна