Сценарий урока биологии в 6 классе «Строение многоклеточной зеленой водоросли спирогиры»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Практическая работа. СТРОЕНИЕ МНОГОКЛЕТОЧНОЙ ЗЕЛЕНОЙ ВОДОРОСЛИ СПИРОГИРЫ
Цели: познакомить со строением многоклеточной зеленой водоросли спирогиры; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами и выполнения биологического рисунка
Оборудование: гербарный материал спирогиры, готовый микропрепарат «Спирогира», микроскоп.
Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности
Ход работы
Рассмотрите гербарный материал спирогиры. Опишите внешний вид водоросли.
Рассмотрите микропрепарат «Спирогира» под микроскопом при большом и малом увеличении. Обратите внимание на форму, размер и расположение клеток спирогиры.
Рассмотрите одну клетку спирогиры. Найдите толстую клеточную оболочку, крупную вакуоль, цитоплазму, ядро, которое находится как бы в дополнительной оболочке. Где расположено ядро клетки?
Рассмотрите хроматофоры. Какую форму они имеют?
Зарисуйте внешний вид водоросли и строение одной клетки спирогиры.
Сделайте вывод о внешнем виде и об особенностях строения клеток спирогиры.
Рассказ учителя с элементами беседы
Как вы считаете, где можно встретить большое количество разнообразных водорослей? (Ответы учащихся.)
Конечно же, в морях и океанах. Иногда заросли водорослей напоминают подводные леса. Среди многоклеточных океанических и морских водорослей помимо зеленых есть бурые и красные. (Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией таблиц и гер- барных материалов водорослей.)
Среди бурых водорослей встречаются как достаточно мелкие, так и гигантские виды.
Как вы думаете, за что эти водоросли получили такое название? (Ответы учащихся.)
Их так назвали благодаря окраске. В клетках этих водорослей, помимо хлорофилла, содержатся и другие пигменты, придающие этим растениям характерный оттенок. Среди бурых водорослей встречаются растения с самой разнообразной формой слоевища — пластины, листа, ветки, куста, шара и т. д. Многие из них напоминают строение органов высших растений, но тем не менее они не имеют с ними ничего общего. Чаще всего эти водоросли прикреплены к субстрату при помощи разветвленных бесцветных клеток. Эти образования называют ризоидами (от греч. «риза» — корень и «эйдос» — вид, т. е. корневидный). Ризоиды не имеют ничего общего с корнями. Они служат исключительно для удержания растения.
Вспомните, какова основная функция корней высших растений.
Среди бурых водорослей наиболее известны такие, как ламинария (или морская капуста), фукус, цистозейра, саргассум. Бурые водоросли обычно обитают на небольших глубинах, там, куда проникает достаточно большое количество солнечного света.
Красные водоросли, или багрянки, благодаря наличию особых пигментов способны улавливать даже небольшое количество рассеянного света и могут обитать на больших глубинах, чем бурые водоросли. Эти водоросли в основном встречаются до глубины около 100—200 м. А некоторые виды могут обитать на глубине до 500 м, хотя известно, что на такую глубину проникает всего лишь около 0,0005% солнечного света.
Благодаря наличию в клетках красных водорослей различных пигментов, в том числе красных и синих, они могут иметь различную окраску — от розоватой и ярко-красной до синеватофиолетовой. Внешний вид этих растений также весьма разнообразен. Встречаются нитевидные, листовидные, кораллоподобные и многие другие формы. Размеры багрянок также могут быть разнообразными — от нескольких сантиметров до 1—1,5 м в длину, но встречаются и одноклеточные. В морях нашей страны широко распространены такие красные водоросли, как филлофора и порфира, а также птилота и радимения.
Помимо достаточно крупных (как прикрепленных, так и свободноплавающих) водорослей, в морях и океанах живет большое количество и мелких одноклеточных водорослей, свободноплавающих в толще воды. Это так называемый фитопланктон (от греч. «фитос» — растение и «планктос» — блуждающий). Количество этих водорослей в 1 м3 воды может достигать 30—40 млн.
Некоторые виды водорослей могут обитать и при очень низких температурах. В полярных и высокогорных областях водоросли живут прямо на снегу. При оттаивании верхних слоев снега водоросли начинают активно размножаться. Наиболее распространенной в этих местах является снежная хламидомонада. Клетки ее содержат красный пигмент, благодаря которому снег окрашивается в различные цвета — от розоватого до ярко-красного и малинового.
Закрепление знаний и умений
Ответьте на вопросы.
Какие отделы водорослей вы знаете?
Приведите примеры нитчатых водорослей.
Что такое хроматофор?
Почему водоросли относятся к низшим растениям?
Как называется тело водорослей?
Что такое ризоиды?
В чем состоит основное отличие ризоидов водорослей от корней высших растений?
Где обитают бурые водоросли?
Приведите примеры бурых водорослей.
Где обитают красные водоросли?
Приведите примеры красных водорослей.
Каково значение водорослей в природе?
Каково значение водорослей в жизни человека?
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 39; учебник В.В. Пасечника § 12.)
Заполнить таблицу. Охарактеризовать по 1—3 вида водоросли из каждого отдела.
Название водоросли |
Название отдела |
Одноклеточная или многоклеточная |
Образ жизни |
Место обитания |
Значение для человека |
Ботаника: Многоклеточные водоросли
Водоросли учебный фильм
Спирогира under microscope
Пресноводная водоросль спирогира
Морские красные и бурые водоросли
Многообразие водорослей и их роль в природе.AVI
Значение водорослей
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
Валерий Чернухин
Панагушина Елена Аркадьевна