Сценарий урока биологии в 6 классе «Строение многоклеточной зеленой водоросли спирогиры»

2
2
Материал опубликован 25 February 2018 в группе

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Практическая работа. СТРОЕНИЕ МНОГОКЛЕТОЧНОЙ ЗЕЛЕНОЙ ВОДОРОСЛИ СПИРОГИРЫ

Цели: познакомить со строением многоклеточной зеленой водоросли спирогиры; продолжить формирование навыков ра­боты с натуральными объектами и выполнения биологического рисунка

Оборудование: гербарный материал спирогиры, готовый мик­ропрепарат «Спирогира», микроскоп.

Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо на­помнить учащимся о правилах техники безопасности

Ход работы

Рассмотрите гербарный материал спирогиры. Опишите внешний вид водоросли.

Рассмотрите микропрепарат «Спирогира» под микроскопом при большом и малом увеличении. Обратите внимание на форму, размер и расположение клеток спирогиры.

Рассмотрите одну клетку спирогиры. Найдите толстую кле­точную оболочку, крупную вакуоль, цитоплазму, ядро, которое находится как бы в дополнительной оболочке. Где расположено ядро клетки?

Рассмотрите хроматофоры. Какую форму они имеют?

Зарисуйте внешний вид водоросли и строение одной клетки спирогиры.

Сделайте вывод о внешнем виде и об особенностях строения клеток спирогиры.

Рассказ учителя с элементами беседы

Как вы считаете, где можно встретить большое количество разнообразных водорослей? (Ответы учащихся.)

Конечно же, в морях и океанах. Иногда заросли водорослей напоминают подводные леса. Среди многоклеточных океаниче­ских и морских водорослей помимо зеленых есть бурые и красные. (Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией таблиц и гер- барных материалов водорослей.)

Среди бурых водорослей встречаются как достаточно мелкие, так и гигантские виды.

Как вы думаете, за что эти водоросли получили такое на­звание? (Ответы учащихся.)

Их так назвали благодаря окраске. В клетках этих водорослей, помимо хлорофилла, содержатся и другие пигменты, придающие этим растениям характерный оттенок. Среди бурых водорослей встречаются растения с самой разнообразной формой слоеви­ща — пластины, листа, ветки, куста, шара и т. д. Многие из них напоминают строение органов высших растений, но тем не менее они не имеют с ними ничего общего. Чаще всего эти водоросли прикреплены к субстрату при помощи разветвленных бесцветных клеток. Эти образования называют ризоидами (от греч. «риза» — корень и «эйдос» — вид, т. е. корневидный). Ризоиды не имеют ничего общего с корнями. Они служат исключительно для удер­жания растения.

Вспомните, какова основная функция корней высших ра­стений.

Среди бурых водорослей наиболее известны такие, как лами­нария (или морская капуста), фукус, цистозейра, саргассум. Бурые водоросли обычно обитают на небольших глубинах, там, куда про­никает достаточно большое количество солнечного света.

Красные водоросли, или багрянки, благодаря наличию особых пигментов способны улавливать даже небольшое количество рас­сеянного света и могут обитать на больших глубинах, чем бурые водоросли. Эти водоросли в основном встречаются до глубины около 100—200 м. А некоторые виды могут обитать на глубине до 500 м, хотя известно, что на такую глубину проникает всего лишь около 0,0005% солнечного света.

Благодаря наличию в клетках красных водорослей различ­ных пигментов, в том числе красных и синих, они могут иметь различную окраску — от розоватой и ярко-красной до синевато­фиолетовой. Внешний вид этих растений также весьма разнооб­разен. Встречаются нитевидные, листовидные, кораллоподобные и многие другие формы. Размеры багрянок также могут быть раз­нообразными — от нескольких сантиметров до 1—1,5 м в длину, но встречаются и одноклеточные. В морях нашей страны широко распространены такие красные водоросли, как филлофора и пор­фира, а также птилота и радимения.

Помимо достаточно крупных (как прикрепленных, так и сво­бодноплавающих) водорослей, в морях и океанах живет большое количество и мелких одноклеточных водорослей, свободно­плавающих в толще воды. Это так называемый фитопланктон (от греч. «фитос» — растение и «планктос» — блуждающий). Ко­личество этих водорослей в 1 м3 воды может достигать 30—40 млн.

Некоторые виды водорослей могут обитать и при очень низких температурах. В полярных и высокогорных областях водоросли жи­вут прямо на снегу. При оттаивании верхних слоев снега водорос­ли начинают активно размножаться. Наиболее распространенной в этих местах является снежная хламидомонада. Клетки ее содержат красный пигмент, благодаря которому снег окрашивается в различ­ные цвета — от розоватого до ярко-красного и малинового.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Какие отделы водорослей вы знаете?

Приведите примеры нитчатых водорослей.

Что такое хроматофор?

Почему водоросли относятся к низшим растениям?

Как называется тело водорослей?

Что такое ризоиды?

В чем состоит основное отличие ризоидов водорослей от корней высших растений?

Где обитают бурые водоросли?

Приведите примеры бурых водорослей.

Где обитают красные водоросли?

Приведите примеры красных водорослей.

Каково значение водорослей в природе?

Каково значение водорослей в жизни человека?

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 39; учебник В.В. Пасечника § 12.)

Заполнить таблицу. Охарактеризовать по 1—3 вида водорос­ли из каждого отдела.

Название

водоросли

Название

отдела

Одноклеточная или многоклеточная

Образ

жизни

Место

обитания

Значение для чело­века

           

Ботаника: Многоклеточные водоросли

 

 

 

 

Водоросли учебный фильм

 

 

 

 

Спирогира under microscope

Пресноводная водоросль спирогира

 

 

 

 

Морские красные и бурые водоросли

 

 

 

 

Многообразие водорослей и их роль в природе.AVI

 

 

 

 

Значение водорослей

 

 

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спирогира признаётся МНОГОКЛЕТОЧНОЙ. А нитчатые цианобактерии выходит тоже МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ? Выходит бактерии также бывают многоклеточными. Выходит в учебниках пишут неправильно. Правильно рассуждаю?

25 February 2018

Наверное так. У нас мног чего пишут, а потом оказывается это неправда.

25 February 2018