Урок математики в 3 классе «Сложение и вычитание трёхзначных чисел»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Учитель: Долгобородова Лариса Анатольевна
Предмет: математика
Класс: 3
УМК: Школа России
Урок рассчитан на обучающихся 3 специального (коррекционного) класса VI вида, соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. В предлагаемой методической разработке представлен опыт применения технологии проблемно-диалогического обучения в урочной деятельности. В результате ученики приобретают умения принимать проблемную ситуацию, заданную учителем, использовать предложенный алгоритм действий, участвовать в групповом обсуждении, высказывать свою точку зрения, делать соответствующие выводы.
Разработка может быть использована учителями начальных классов общеобразовательных школ.
Тема урока: Сложение и вычитание трехзначных чисел
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Цель |
закрепить алгоритм письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел |
Задачи |
образовательные: • закреплять навык применения алгоритма письменного сложения и вычитания трехзначных чисел и умение решать текстовые задачи; • тренировать умение распознавать разные виды треугольников; • учить использовать приобретённые знания в практической деятельности коррекционно-развивающие: • коррекция и развитие умения рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать, принимать правильные решения через упражнения на внимание и логику; • коррекция и развитие математической речи через объяснение алгоритма сложения и вычитания трехзначных чисел; • коррекция и развитие координации движений посредством физминутки и динамических упражнений воспитательные: • создавать доброжелательную обстановку для развития навыков совместной работы; • воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия; • воспитывать самооценку, взаимоконтроль и самоконтроль. |
Планируемые результаты |
Предметные: научатся • выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик по алгоритму; • распознавать разные виды треугольников; • анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи; • выполнять задания поискового характера. Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • высказывать и обосновывать своё мнение, комментировать действия, используя математические термины; • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; • проявлять активность во взаимодействии; • оценивать правильность выполнения задания. Личностные: • определять мотивацию учебной деятельности; • формировать адекватную самооценку; • уважительно относится к иному мнению. |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
М.И.Моро, М.А.Бантова. Учебник «Математика. 3 класс» часть 2– М.: Просвещение Авторская презентация Стихотворение Смирнова Никиты «Умный гномик» |
Организация пространства |
Фронтальная, парная и групповая работа |
Оборудование |
Проектор, карточки с примерами, 2 разносторонних треугольника, равнобедренный и равносторонний треугольники. |
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Организационно- мотивационный Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
Создаёт условия для включения в учебную деятельность - Ребята у нас с вами сегодня необычный гость – гномик. (Слайд 2) В школу гномик поступил, Все предметы изучил. Научился он писать, и считать, и рисовать, Думать, сказки сочинять и задачи все решать. - А чему уже научились вы? |
Настраиваются на предстоящую работу в классе. Включаются в беседу, рассказывают о своих знаниях на уроках математики. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: актуализация опорных знаний |
Умный гномик не скучает, Он вопросы составляет И ребят всех приглашает Отыскать на них ответы. Если нужно – даст советы. - Гномик предлагает вам свои результаты по выполнению заданий заносить в лист самооценки. Приложение 1. - И так, 1 вопрос гномика. Что вы знаете о трехзначных числах? - Предлагаю вам небольшой математический диктант. (Слайда с 3 по 8) • Выбери число, соседи которого числа 499 и 501. (498 500 502) • Выбери число, которое на сотню больше, чем самое большое двузначное число. (100, 199, 109) • Выбери число, в котором 15 десятков и 8 единиц. (158, 815, 23) • Выбери число, которое больше 789 на 1. (889, 790, 799) •Выбери наименьшее число. (502, 532, 499) • Выбери число, в записи которого в разряде сотен и единиц использована одна и та же цифра. (338, 255, 383) |
Самопроверка по эталону. Коррекции собственных действий: предоставляется возможность самим найти свои ошибки и исправить их. (Слайд 9) 500, 199, 158, 790, 499, 383 |
III. Локализация затруднений и их коррекция Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации |
Создание проблемной ситуации для подведения к формулированию темы и цели урока. - Вопрос 2. Хорошо ли вы умеете вычитать и складывать столбиком? - Если вы это уже умеете, то чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? - Поработайте в группах и найдите ошибки в следующих примерах. (Даны примеры с неправильной записью в столбик и с вычислительными ошибками) - Сколько нашли ошибок? Какие трудности возникли при выполнении задания? Как нам их преодолеть? |
Формулируют с помощью учителя тему урока. Выполняют задание поискового характера. В совместной работе определяют место ошибок - затруднение. Обсуждают план выхода из создавшейся ситуации. Оформляют правильное решение примеров. |
IV. Самостоятельная работа Цель: организация самостоятельного выполнения задания |
С. 77 № 7 (1 и 2 столбики) 456 – 184 166 + 334 527 – 519 292 + 468 731 – 403 440 + 196 |
Решают самостоятельно примеры. После решения - взаимопроверка. Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Коррекция ошибок с проговариванием действия по алгоритму. |
V. Релаксация Цель: профилактика переутомления |
Выполнение движений под музыку. |
Дети выполняют соответствующие движения. |
VI. Включение в систему знаний и повторения Цель: закрепление знаний и способов действий |
- Гномик хочет проверить, как вы умеете решать задачи, и предлагает следующее задание – блиц. - Послушайте задачи и запишите только ответы. 1. У Маши было 300 рублей. Она заплатила за покупку 200 рублей. Сколько денег осталось у девочки? 2. Дима купил на почте 5 конвертов. На каждый конверт надо приклеить по 3 марки. Сколько всего потребуется марок? 3. Человек спит третью часть суток. Сколько часов занимает сон? 4. Из 24 метров ткани сшили 8 одинаковых пальто. Сколько метров ткани пошло на 1 пальто? 5. Масса Коли 40 кг, а масса Саши - 35 кг. На сколько килограммов Коля тяжелее Саши? - Молодцы! Давайте поработаем немного вместе. Следующее задание от гномика – С.78 № 11. - Сверим ответы. |
Самопроверка по эталону, самооценивание с занесением результата в лист самооценки. Коллективное обсуждение условия задачи № 11, оформление краткой записи, самостоятельное решение по краткой записи. Всего – 90 р. Слесари – 72 р. Маляры - ? р., в 6 раз меньше Электрики - ? р, остальные 1) 72 : 6 = 12 (р.) 2) 72 + 12 = 84 (р.) 3) 90 – 84 = 6 (р.) (Может быть предложен детьми другой способ решения). |
VII. Практическая работа в группах Цель: закреплять умение распознавать разные виды треугольников |
- Последнее задание от гномика - «Острый глаз». Посмотрите на цветные треугольники, определите на глаз, какой из этих треугольников равносторонний. - Как проверить ваше предположение? - Проведите необходимые измерения. - Переверните выбранный треугольник. ( Написано слово – МОЛОДЦЫ) |
Вспоминают виды треугольников, высказывают мнение и затем практическим путем подтверждают свой выбор. |
VIII. Домашнее задание |
Комментирование домашнего задания. С. 78 № 12 – уровень сложнее С. 78 № 13 – |
Определяются с выбором домашнего задания. |
IX. Рефлексия учебной деятельности Цель: оценка результатов деятельности. |
- Посмотрите на лист самооценки и поставьте себе оценку за урок. Как вы думаете, за что вас похвалил гномик? |
Анализируют свою деятельность. Формулируют вывод по уроку. Прогнозируют дальнейшие учебные действия. Оценивают практическое использование полученных знаний. |
Приложение 1
Лист самооценки Ф.И._________________________________________ |
||||||
Задание 1 Математический диктант |
Задание 2 Поймай ошибку |
Задание 3 Решаю примеры |
Задание 4 Блиц |
Задание 5 Решаю задачу |
Задание 6 Острый глаз |
|
Моя оценка за урок _______ |