Конспект урока по математике в 3 классе «Умножение»
Конспект открытого предметного учебного занятия по предмету «Математика» в 3 классе
Тема «Умножение» по учебнику Л.Г. Петерсон
Аннотация
Конспект урока по математике во 2 классе по теме «Умножение» по учебнику Л.Г.Петерсон разработан с учетом требований новых образовательных стандартов. Тип урока – «открытия» новых знаний. Основная задача урока - создание и организация условий, инициирущих детское действие.
К уроку прилагается презентация, которая используется на протяжении всего урока. Презентация способствует, активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к предмету, позволяет увеличить темп обучения и выстроить изученный материал в четкой логической последовательности.
На уроке создана проблемная ситуация «с затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Для вывода учеников из проблемной ситуации разворачивается диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: "В чем затруднение?». В ходе рассуждений выясняется, что удобнее сумму одинаковых слагаемых заменить умножением. Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делается вывод.
В результате дети должны понять рациональность использования действия умножения, в отличии от сложения одинаковых слагаемых, в решении практических задач.
Конспект урока может быть использован при изучении темы «Умножение» в любой программе.
Методические рекомендации по проведению урока.
Реализация технологии деятельностного метода на уроке, позволяет ученику получать знания не в готовом виде, а добывать их самому, осознавать при этом содержание и формы своей учебной деятельности. Когда возникла ситуация затруднения: «Как 135 второклассникам раздать по 3 вишни?» Дети обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учащиеся в форме коммуникации (в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Детям предлагается выполнить практические задания: информативное, где учащиеся работают, используя образец на доске; импровизационное, где учащиеся используют задание, которые отличаются от образца по содержанию или форме; эвристическое, где учащиеся выполняют свой вариант задания.
.К уроку прилагается презентация, которая используется на протяжении всего урока. Презентация способствует, активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к предмету, позволяет увеличить темп обучения и выстроить изученный материал в четкой логической последовательности.
На уроке создаются условия для проявления самостоятельности и сотрудничества учащихся. Сочетаются требовательность и уважение к личности учащегося. На каждом этапе урока формирую универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.
Осуществляя на уроке систему дидактических принципов: деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности формируется у учащихся умение учиться. При решении заданий, используется принцип вариативности – формирование у учащихся способности к выбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
На уроке учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества. В начале урока задания подобраны так, чтобы ученик мог использовать ранее изученный материал, имеющий методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Создается ситуации, которая стимулирует интерес учащихся к изучению темы «Умножение» с последующей активизацией при изучении таблицы умножения. Рационально используются технические средства обучения.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.
Тема урока «Умножение» .
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: организовать процесс самостоятельного построения детьми открытия новых знаний, в процессе собственной учебной деятельности, учить учащихся самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения.
Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми приема замены суммы одинаковых слагаемых умножением; показать необходимость и значимость этого приема в практической деятельности; способствовать усвоению алгоритма и умению применять его в решении задач.
Задачи урока:
Образовательные: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов. Предметный результат: учащиеся н а у ч а т с я заменять сумму одинаковых слагаемых более удобным способом-умножением, решать учебные и практические задачи – осознавать рациональность использования умножения в решении задач; п о л у ч а т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я участвовать в решении проблемы, выбирать способы решения задач в соответствии с практическими целями.
Развивающие: развивать внимание, умение анализировать, сравнивать.
Метапредметный результат: Познавательные:
общеучебные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование задачи, составление алгоритма действия умножения;
логические – анализ объектов с целью выделения существенных признаков, самостоятельное создание способов решения проблемы, использование алгоритма порядка учебных действий в решении задач, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать собственное мнение и аргументировать его, задавать уточняющие вопросы, использовать в речи математические термины, оформлять свою речь соответственно целям и условиям делового общения, формулировать простые выводы, сотрудничать в работе с одноклассниками.
Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, проявление интереса к изучаемому материалу, оценивание усваиваемого содержания, применять приобретенные навыки в практической деятельности, соотносить собственный ответ с предложенным вариантом.
Методы обучения: деятельностный, проблемный, поисковый, наглядный.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.
Средства обучения:
для учителя:
«Математика 3 класс» Л.Г. Петерсон изд. «Ювента» 2011 г
проектор,
компьютер,
экран;
для учащихся:
учебник, карточки для индивидуальной работы.
План урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Вре- мя |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
I. Самоопределение к учебной деятельности II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности III. Постановка учебной задачи. IV. Этап выявления места и причины затруднения. V. Построение проекта выхода из затруднения. VI. Первичное закрепление. VII. Самостоятель- ная работа с проверкой по эталону VIII. Рефлексия деятельности |
I. Организационный момент (Включение в деловой ритм). Учитель выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Учитель активизирует знания учащихся. Учитель создает проблемную ситуацию. Учитель организует учащихся для исследования проблемной ситуации. Учитель устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Учитель организует деятельность учащихся по применению новых знаний. Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Учитель формирует навыки учащихся анализировать и оценивать их собственную деятельность и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
Подготовка класса к работе: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания. Проговаривают проблему, отделяя знания от незнания. Определяют и формулируют проблему, познавательную цель и тему для изучения в совместной деятельности с учителем. Составляют план достижения цели. Формулируют тему урока. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Работа в парах. Самостоятельная работа. Учащиеся осуществляют взаимопроверку, сравнивая с эталоном. Учащиеся осознают и оценивают уровень и качество усвоения нового материала. |
2мин 7мин 5мин 4мин 7мин 10 мин 6мин 3мин |
Сценарий урока
Этапы урока |
Содержание. Деятельность учителя |
Универсальные учебные действия |
I. Самоопределение к учебной деятельности II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности III. Постановка учебной задачи. IV. Этап выявления места и причины затруднения. V. Построение проекта выхода из затруднения.
VI. Первичное закрепление. VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. VIII. Рефлексия деятельности |
I. Организационный момент (Включение в деловой ритм). ( Учитель выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки). Слайд 1. 1.Математическая разминка. Слайд 2. -Вычисли удобным способом: (578-60)-78=440 943-(72+143)=728 Слайд 3. -Вычисли: Слайд 4. -Что ты знаешь о числе 360. Слайд 5. -Найдите закономерность в числовом ряду: …,14,21,28,35,…,… . (каждое число увеличивается на 7) II Минутка чистописания 7 7 -Что вы знаете об этом числе? -В каких сказках встречается число 7? Слайд 6 (Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока). -Сегодня мы приглашены в сказку «Белоснежка и семь гномов» Слайд 7 -Понедельник очень старался порадовать своих гостей, и конечно, начал с украшения своего садика. Около своего дома он посадил прекрасные цветы, на каждой клумбе у него растет по 5 розовых кустов. -Разбейте цветы на клумбы. -Сколько получилось клумб? -А как узнать сколько получилось цветов, запишите решение. 5+5+5+5+5=25(ц.) -Что обозначает число 5? (количество клумб, количество цветов в клумбе). -Почему 5 сложили 5 раз? (по 5 взяли 5 раз). Слайд 8 (Учитель активизирует знания учащихся). -Чтобы затопить печь Вторник стал пилить дрова.6 бревен он распилил на 4 части. -Как узнать, сколько получилось поленьев? Запишите. 4+4+4+4+4+4=24(п.) -Что обозначает число 4?(количество поленьев в бревне.) -Почему сложили 6 раз? (потому что 6 бревен.) (Учитель создает проблемную ситуацию). Слайд 9. -Среда решил угостить всех второклассников вишнями. У нас в школе второклассников 135 человек. -Каждому из вас он приготовил по 3 вишни. Сколько вишен он собрал? Запишите. 3+3+3… (проблема должна быть озвучена). -В чем проблема? (Много одинаковых слагаемых). -Как решить эту проблему? (Надо записать по-другому). -Но из записи должно быть понятно, какое число складывали и сколько раз. Слайд 10. -Наша цель: 1)мы узнаем (как записать сумму одинаковых слагаемых более удобным способом) 2) мы сможем (решать задачи более рациональным способом). 3) мы научимся выполнять действие (умножение). -Итак, как же записать короче задачу про вишни? (предположения детей). Слайд 11 (Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации). -Чтобы записать сумму одинаковых слагаемых, удобнее использовать умножение. Вместо 3+3+3+… пишут 3х135. Читают так «по3 взять 135 раз». Или «3 умножить на 135» -Значит, операцию сложения одинаковых слагаемых называют умножением. Слайд 12 Тема урока «Умножение». -Так что же такое умножение? Сумму одинаковых слагаемых называют умножением. а+а+а+…+а = а х в Слайд 14 -Еще раз определяем цель нашего урока. Физминутка. (Учитель устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение) Слайд 15. -Гном Четверг приготовил свое задание. -Замените сумму умножением. 6+6+6+6=6х4 7+7+7+7+7+7=7х6 4+4+4+4=4х4 b+b+b+b+b=bх5 48+49+47=ловушка Слайд 16. Работа в учебнике. С.65№5 Слайд 17. Сравните. -Докажите правильность ответа. 20+20+20…20х3 40+40…40х3 8+8+8+8…8х2 (Учитель организует деятельность учащихся по применению новых знаний). Слайд18 (работа в парах) Гном Суббота предлагает придумать для соседа по парте 3 суммы одинаковых слагаемых. Обменяйтесь листочками и запишите эти суммы в виде произведения. Проверьте работу соседа. Слайд 19. (Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу). Применение новых знаний в решении задач. -Начертите квадрат со стороной 3 см Найдите его периметр. Р=3+3+3+3 -Как вы сможете теперь записать это равенство, опираясь на сегодняшние знания? Р=3х4 Р=12см Слайд 20. -Воскресенье предлагает решить примеры на выбор из 3-х вариантов. (Трое учеников выполняют это задание на листочках). I II 64+(53-20)= 800-345 70-36+12 = 134+587 (45-32)+17= 756+167 (34+16)-23 = 734-269 III 234+(800-345)-94= -Сверьте примеры с ответами на доске. Дом. задание по выбору. С.66 №8 или 9 (Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания). (Учитель формирует навыки учащихся анализировать и оценивать их собственную деятельность и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе). -Что нового узнали? -Для чего надо знать умножение? - Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте розовый листочек на прямоугольник. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте голубой листочек. Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте желтый листочек. (Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых). Оценки. |
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические - анализ объектов, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: оценивание своих знаний. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: формулирование познавательной цели. Логические: формулирование проблемы. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование. Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Личностные: самоопределение. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, рефлексия способов и условий действия. Личностные: оценивание своих знаний, исходя из социальных и личностных ценностей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения. |
Заключение.
Основной результат, достигнутый на уроке – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Принцип организации диалога на уроке, осуществление дифференцированного обучения, повышение мотивации и интереса к учению обучающихся позволило помочь ребенку эффективно освоить новую тему и осознать необходимость изучения табличных случаев умножения.
Литература:
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА
2. Петерсон Л.Г.: «Интегративная технология развивающего обучения», Москва: НИИ школьных технологий, 2006.
3.Петерсон Л.Г.: Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности», М.; «Просвещение», 2010.
4. Петерсон Л.Г. Математика: Методические рекомендации. 3 класс. Изд-во «Ювента»,2007.
5. Петерсон Л.Г. «Учусь учиться» изд. АПК и ППРО Москва, 2007.
6. Тараканова О.В.«Решения, ответы, комментарии к учебнику Л.Г. Петерсон «Математика. 3 класс» изд «Первое сентября» Москва, 2004г
Учебник «Математика 3 класс» Л.Г. Петерсон изд. «Ювента» 2011 г
Петерсон Л.Г., Невретдинова А.А.. Т.Б. Поникарова Самостоятельные и контрольные работы для 3 класса Вып.1/1 и ½ - М.: Ювента 2011 г