Конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему «Времена года»
Конспект урока по предмету «Окружающий мир»
Тема урока: «Времена года»
1 класс
Чулкова Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов
г. Воскресенск МОУ «Гимназия №24»
Цель урока: способствовать формированию представлений о временах года с использованием полученного опыта, развитию творческого воображения учащихся.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся различать времена года.
Метапредметные:
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для решения учебных задач в художественных текстах (стихотворениях), рисунках; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, соблюдать очередность действий при выполнении заданий в паре.
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу.
Тип урока: решение учебной задачи.
Оборудование: учебник «Окружающий мир.1 класс», Рабочая тетрадь к учебнику
Ход урока
1. Организационный момент.
(Учитель приветствует учащихся)
- Закончите предложения:
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и (внимательным)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем ….(понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку …..(поднимать)
Если друг стал отвечать,
Не спеши …..(перебивать)
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно….. (руку)
- Повторим правила работы:
1. Соблюдать тишину.
2. Слушать и слышать друг друга.
3. Быть внимательным.
4. Уважать позицию одноклассника.
5. Не обижать и не обижаться.
6. Быть активным.
(Учитель проверяет готовность к уроку)
2. Введение в тему урока.
-Отгадайте загадку:
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
(Учащиеся формулируют ответы на вопросы, отгадывают загадку),
( - Времена года: зима, весна, лето, осень.)
(Формируемые способы деятельности (проявляется положительное отношение к урокам окружающего мира))
3.Формирование новых знаний (работа с материалом учебника).
На доске иллюстрация с изображением природы в разное время года.
-Сошлись как-то вместе четыре художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса,
поля, луга. Первой взялась за свою волшебную кисть ЗИМА. И тут же земля покрылась пушистым снегом, побелели поля, пригорки. Тонкий льдом покрылась река. Ходит Зима по лесам в мягких, пушистых валенках. Шаги её тихие и неслышные.
(Подготовленные учащиеся рассказывают стихотворения, показывают иллюстрации, читают тексты)
(Формируемые способы деятельности (планировать своё действие с поставленной задачей, слушать в соответствии с целевой установкой))
-Ах, как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты.
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.
С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки.
Покрывая все кругом
Мягким, бархатным ковром.
Зима пришла…За окнами,
Где чёрных ёлок ряд.
Пушистые и легкие
Снежиночки летят.
Летят, порхают, кружатся.
И белым мягким кружевом
Окутывают сад.
- Лес, поля, деревья, и кустарники оделись новый наряд.
- Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- «Году конец и начало зиме!» -
Такую загадку задали мне.
Морозы и вьюга,
Метель на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в ...
(- Декабре)
- Декабрь год кончает (замыкает), а зиму начинает.
- По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Давай откроем календарь,
Читай! Написано - ... (- Январь)
- Январь – самый холодный месяц года, крыша зимы. Про зимние холода говорили:
- Месяц январь – зимы государь.
Январь году начало – зиме середина.
- По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (- Февраль)
- У февраля два друга: метель да вьюга.
Вьюги да метели в феврале налетели.
(Формируемые способы деятельности (планировать своё действие с поставленной задачей, слушать в соответствии с целевой установкой))
Работа в тетради
- Раскрасьте лес так, как он выглядит зимой. (Выполняют задания в рабочей тетради)
- Ну, вот и пришла Весна! Призадумалась: какую бы ей картину нарисовать? Чуть Весна тронула лес зелёной краской, и сразу он оживился. Чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки. А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна придумала важное дело: вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.
- Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
опять надолго миновала...
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Начал таять белый снег,
Птичий гомон, кутерьма -
Ура, кончилась зима!
Солнце ярче сотни фар.
К нам весну приводит ...(- Март)
- Дождь стучится в окна нам,
Слышен птичий шум и гам.
Март прошел, звенит капель,
Начинается ... (- Апрель)
- Вчера деревья в почках,
Сегодня все в листочках,
Трава сочная бушует,
Весенний месяц всех балует! ( - Май)
- Раскрась лес так, как он выглядит весной!
- Ну, вот и пришло Лето! Думает, гадает, какую бы картину нарисовать, и решило: «Возьму-ка я краски посочнее». Сочной зеленью расписало Лето весь лес; зелёной краской покрыло луга. Только для речек и для озёр взяло прозрачную, ярко-синюю. Заглянуло оно во фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали — наклонились вниз до земли. В лесу под деревьями, под кустами рассадило Лето много-много разных грибов. Каждому грибку своё место облюбовало.
- Ярко солнце светит.
В воздухе тепло.
И куда ни взглянешь —
Всё кругом светло!
По лугу пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Темные листы.
- Какие летние месяцы вы знаете?
- Эти месяцы-братишки
Всем похожи, даже слишком —
И жарою, и дождями,
И своими именами.
Я различье углядел
Только в буквах «Н» и «Л»! (- Июнь и июль)
- В летний лес пойдём гулять.
Там малины спелой сладость,
Там грибов – не сосчитать!
Детям в радость месяц ...(- Август)
Физкультминутка
(учитель организует профилактику утомляемости), (учащиеся выполняют движения для снятия утомляемости)
- А в лесу растёт черника
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
В класс пора мне возвращаться,
Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)
(Формируемые способы деятельности (осуществлять профилактику утомляемости))
- Но вот и Осени пришел черед! Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Берёзы и клёны покрыла Осень желтой краской. А листья осинок разрумянила, будто спелые наливные яблоки! Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Заглянула Осень на лесную поляну. Могучий дуб одела в медную кованую броню.
(Учащиеся формулируют выводы)
- Падают, падают листья,
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом.
-Какие осенние месяцы вы знаете?
- Кто за августом приходит,
Лето красное проводит,
Бабье лето зазывает,
В школу деток отправляет? (-Сентябрь)
- Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый.
День пройдёт - он упадёт,
Его ветром унесёт.
Лист последний на заре
Сбросит клён наш в ...(- Октябре)
- Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (- Ноябрь)
Обобщение знаний. Работа по учебнику.
- Прочитайте загадку (учебник). (Учащиеся выполняют задания по ученику).
- Что за 12 птиц? (-12 месяцев)
- Назовите месяцы по порядку, начиная с января.
- О каких четырех крыльях говорится в стихотворении? (- 4 недели в месяце)
- Что это за семь перьев? (- 7 дней недели)
- Назовите дни недели.
- Что это за перо? (День и ночь)
3. Закрепление пройденного материала. Работа в тетради.
Учитель организует работу в тетради.
- Отгадайте, что за месяц спрятан?
- Поднимите правую руку и обведите правого снеговика. Поднимите левую руку и обведите левого снеговика
Какой из снеговиков получился лучше? Почему?
- Назовите дни недели?
- Почему в календаре некоторые дни отмечены красным цветом?
- Пронумеруйте дни недели. (Учащиеся называют объекты на рисунке. Выполняют задание в тетради. Осуществляют фронтальную проверку)
(Формируемые способы деятельности (Анализировать. Находить сходство, различия. Делать вывод))
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Учитель проводит беседу по вопросам)
-Сколько времён года? Назовите их.
- Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их.
- Сколько месяцев в году?
- Сколько дней в неделе?
(Учащиеся формулируют ответы на вопросы. Выполняют самоконтроль совпадения своего мнения с ответами учащихся)
(Формируемые способы деятельности (Осуществлять самоконтроль учебной деятельности))