Конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему «Времена года»

2
0
Материал опубликован 24 July 2018

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

Тема урока: «Времена года»

1 класс

Чулкова Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов

г. Воскресенск МОУ «Гимназия №24»

Цель урока: способствовать формированию представлений о временах года с использованием полученного опыта, развитию творческого воображения учащихся.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся различать времена года.

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для решения учебных задач в художественных текстах (стихотворениях), рисунках; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, соблюдать очередность действий при выполнении заданий в паре.

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу.

Тип урока: решение учебной задачи.

Оборудование: учебник «Окружающий мир.1 класс», Рабочая тетрадь к учебнику

Ход урока

1. Организационный момент.

(Учитель приветствует учащихся)

- Закончите предложения:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и (внимательным)

Говорите четко, внятно,

Чтобы было всем ….(понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку …..(поднимать)

Если друг стал отвечать,

Не спеши …..(перебивать)

А помочь захочешь другу -

Подними спокойно….. (руку)

- Повторим правила работы:

1. Соблюдать тишину.

2. Слушать и слышать друг друга.

3. Быть внимательным.

4. Уважать позицию одноклассника.

5. Не обижать и не обижаться.

6. Быть активным.

(Учитель проверяет готовность к уроку)

2. Введение в тему урока.

-Отгадайте загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

(Учащиеся формулируют ответы на вопросы, отгадывают загадку),

( - Времена года: зима, весна, лето, осень.)

(Формируемые способы деятельности (проявляется положительное отношение к урокам окружающего мира))

3.Формирование новых знаний (работа с материалом учебника).

На доске иллюстрация с изображением природы в разное время года.

-Сошлись как-то вместе четыре художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса,

поля, луга. Первой взялась за свою волшебную кисть ЗИМА. И тут же земля покрылась пушистым снегом, побелели поля, пригорки. Тонкий льдом покрылась река. Ходит Зима по лесам в мягких, пушистых валенках. Шаги её тихие и неслышные.

(Подготовленные учащиеся рассказывают стихотворения, показывают иллюстрации, читают тексты)

(Формируемые способы деятельности (планировать своё действие с поставленной задачей, слушать в соответствии с целевой установкой))

-Ах, как хорош пушистый снег,

Летящий с высоты.

Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.

С неба падают снежинки,

Словно белые пушинки.

Покрывая все кругом

Мягким, бархатным ковром.

Зима пришла…За окнами,

Где чёрных ёлок ряд.

Пушистые и легкие

Снежиночки летят.

Летят, порхают, кружатся.

И белым мягким кружевом

Окутывают сад.

- Лес, поля, деревья, и кустарники оделись новый наряд.

- Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- Какие зимние месяцы вы знаете?

- «Году конец и начало зиме!» -

Такую загадку задали мне.

Морозы и вьюга,

Метель на дворе,

К нам в гости

Приходит зима в ...

(- Декабре)

- Декабрь год кончает (замыкает), а зиму начинает.

- По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Давай откроем календарь,

Читай! Написано - ... (- Январь)

- Январь – самый холодный месяц года, крыша зимы. Про зимние холода говорили:

- Месяц январь – зимы государь.

Январь году начало – зиме середина.

- По ночам мороз силен,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это? (- Февраль)

- У февраля два друга: метель да вьюга.

Вьюги да метели в феврале налетели.

(Формируемые способы деятельности (планировать своё действие с поставленной задачей, слушать в соответствии с целевой установкой))

Работа в тетради

- Раскрасьте лес так, как он выглядит зимой. (Выполняют задания в рабочей тетради)

- Ну, вот и пришла Весна! Призадумалась: какую бы ей картину нарисовать? Чуть Весна тронула лес зелёной краской, и сразу он оживился. Чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки. А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна придумала важное дело: вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.

- Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

опять надолго миновала...

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Начал таять белый снег,

Птичий гомон, кутерьма -

Ура, кончилась зима!

Солнце ярче сотни фар.

К нам весну приводит ...(- Март)

- Дождь стучится в окна нам,

Слышен птичий шум и гам.

Март прошел, звенит капель,

Начинается ... (- Апрель)

- Вчера деревья в почках,

Сегодня все в листочках,

Трава сочная бушует,

Весенний месяц всех балует! ( - Май)

- Раскрась лес так, как он выглядит весной!

- Ну, вот и пришло Лето! Думает, гадает, какую бы картину нарисовать, и решило: «Возьму-ка я краски посочнее». Сочной зеленью расписало Лето весь лес; зелёной краской покрыло луга. Только для речек и для озёр взяло прозрачную, ярко-синюю. Заглянуло оно во фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали — наклонились вниз до земли. В лесу под деревьями, под кустами рассадило Лето много-много разных грибов. Каждому грибку своё место облюбовало.

- Ярко солнце светит.

В воздухе тепло.

И куда ни взглянешь —

Всё кругом светло!

По лугу пестреют

Яркие цветы.

Золотом облиты

Темные листы.

- Какие летние месяцы вы знаете?

- Эти месяцы-братишки

Всем похожи, даже слишком —

И жарою, и дождями,

И своими именами.

Я различье углядел

Только в буквах «Н» и «Л»! (- Июнь и июль)

- В летний лес пойдём гулять.

Там малины спелой сладость,

Там грибов – не сосчитать!

Детям в радость месяц ...(- Август)

Физкультминутка

(учитель организует профилактику утомляемости), (учащиеся выполняют движения для снятия утомляемости)

- А в лесу растёт черника

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)

(Формируемые способы деятельности (осуществлять профилактику утомляемости))

- Но вот и Осени пришел черед! Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Берёзы и клёны покрыла Осень желтой краской. А листья осинок разрумянила, будто спелые наливные яблоки! Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Заглянула Осень на лесную поляну. Могучий дуб одела в медную кованую броню.

(Учащиеся формулируют выводы)

- Падают, падают листья,

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибом.

-Какие осенние месяцы вы знаете?

- Кто за августом приходит,

Лето красное проводит,

Бабье лето зазывает,

В школу деток отправляет? (-Сентябрь)

- Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый.

День пройдёт - он упадёт,

Его ветром унесёт.

Лист последний на заре

Сбросит клён наш в ...(- Октябре)

- Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи? (- Ноябрь)

Обобщение знаний. Работа по учебнику.

- Прочитайте загадку (учебник). (Учащиеся выполняют задания по ученику).

- Что за 12 птиц? (-12 месяцев)

- Назовите месяцы по порядку, начиная с января.

- О каких четырех крыльях говорится в стихотворении? (- 4 недели в месяце)

- Что это за семь перьев? (- 7 дней недели)

- Назовите дни недели.

- Что это за перо? (День и ночь)

3. Закрепление пройденного материала. Работа в тетради.

Учитель организует работу в тетради.

- Отгадайте, что за месяц спрятан?

- Поднимите правую руку и обведите правого снеговика. Поднимите левую руку и обведите левого снеговика

Какой из снеговиков получился лучше? Почему?

- Назовите дни недели?

- Почему в календаре некоторые дни отмечены красным цветом?

- Пронумеруйте дни недели. (Учащиеся называют объекты на рисунке. Выполняют задание в тетради. Осуществляют фронтальную проверку)

(Формируемые способы деятельности (Анализировать. Находить сходство, различия. Делать вывод))

4. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Учитель проводит беседу по вопросам)

-Сколько времён года? Назовите их.

- Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их.

- Сколько месяцев в году?

- Сколько дней в неделе?

(Учащиеся формулируют ответы на вопросы. Выполняют самоконтроль совпадения своего мнения с ответами учащихся)

(Формируемые способы деятельности (Осуществлять самоконтроль учебной деятельности))

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.