Урок окружающего мира «Значение воды на Земле» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Значение воды на Земле
PPT / 4.78 Мб
Урок Мануилиной Евгении Анатольевны,
учителя начальных классов МБОУ»СОШ№14 г.Братска
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс |
Предмет |
Дата проведения урока |
Тип урока |
1б |
Окружающий мир |
|
Урок Открытия знаний |
Тема |
Значение воды на Земле |
||
Цели и задачи урока |
Педагогическая цель: уточнить представления детей о значении воды на Земле, о том, где она бывает, о необходимости ее охранять от загрязнения и экономно расходовать. Задачи: Образовательные: в ходе анализа и рассуждений подвести детей к выводу: вода - важнейшее условие жизни на Земле. Развивающие: развивать наблюдательность, воображение, память, устную доказательную речь, мышление, внимание. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к окружающему миру; любовь к родному краю (Сибири); расширять кругозор. |
||
Планируемый результат |
Предметные результаты |
Универсальные учебные действия, ключевые компетенции |
|
Обучающийся научится: определять свойства и агрегатные состояния воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; называть правила поведения около водоемов; получит возможность научиться: показывать на карте и глобусе водоемы. |
Личностные: У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному труду, знание основных моральных норм поведения; обучающийся п о л у ч и т возможность для ф о р м и р о в а н и я : представлений о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении. Регулятивные: Обучающийся научится: понимать выделенные учителем ориентиры действий в учебном материале; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Коммуникативные: Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения; получит возможность научиться: строить понятные для одноклассников высказывания Познавательные:. Обучающийся научится: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; получит возможность научиться: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности:выдвигать гипотезы, приводить доказательства, проводить необходимые наблюдения, делать умозаключения, планировать и реализовать проектное задание. |
||
Критерии достижения планируемых результатов |
Знаю, что вода важнейшее условие жизни на Земле. Умею определять агрегатные состояния воды Могу показать на карте океаны, озеро Байкал, реку Ангара |
||
Основные понятия |
Вода, ее свойства, агрегатные состояния. Вода - условие, необходимое для жизни на Земле. Использование воды. Водоемы (океаны, моря, озера, реки). Охрана воды от загрязнения. Экономное расходование воды. |
||
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи |
Формы, приемы, методы работы |
Ресурсы |
Литературное чтение Математика ИЗО |
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический. Технологии : деятельностный подход , проблемно-диалогическая технология ИКТ.
|
Аудиовизуальные (презентация) https://yadi.sk/i/7tiUF6az3PSRKT Физическая карта полушарий Оборудование для опыта Печатные (учебник «Окружающий мир» под редакцией Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казаковой для 1 класса Оливер, Клэр. Детская энциклопедия Земли - М. : Эксмо, 2010. Сороцкая, О. Н. Учебно-наглядное пособие - М. : Просвещение, 1990. |
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Задачи этапа: организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке: 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу») |
Вот книжки на столе, А вот тетрадки, Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный – Скажет каждый!
|
Уч-ся приветствуют друг друга Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей |
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
II этап. Актуализация и пробное учебное действие. Задачи этапа: подготовить и мотивировать учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения
|
- Как человек познает окружающий мир? - Что у меня в руках? (журнал) - Для чего он нужен? Как расположена информация в журнале? (по страницам, в строгом порядке). Я предлагаю вам стать издателями устного журнала. Давайте подумаем, как нам назвать его? |
Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах; формирование логического мышления, умения проводить операции синтеза и анализа; формулирование проблемы Регулятивные: осознание того, что уже усвоено, и что нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других |
|
III Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения Цель: выявление и обсуждение затруднений. (Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?) |
слайд 2 (звучит запись)
Спросил на днях малыш сосед Потом малыш гулял в лесу, На поле лёг туман седой. Откуда ты? Ты кто такой?
- Какое вещество вызвало любопытство у малыша? Что заинтересовало малыша? - А как бы вы ответили на вопрос, откуда вода в кране? - А какие вопросы вам хочется задать учителю? Сформулируйте тему урока. Сформулируйте задач урока. |
Слушают стихотворение, отвечают на вопросы, рассуждают
Формулируют задачи урока. |
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Личностные : применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата |
IV этап. Целеполагание и организация деятельности (построение проекта выхода из проблемы) Задачи этапа: определяется цель урока - устранение возникшего затруднения, формулируется тема урока |
Отгадайте ребус «Вода – это «БОГАТСТВО» Слайд 3 Вода - такое богатство, без которого обойтись вообще невозможно. Вы согласны с таким мнением? Давайте представим, что произойдет, если нигде не окажется воды? Итак, предлагаю назвать наш журнал «Значение воды на Земле», а все вопросы постараемся найти ответы. Слайд 4 Почему без воды невозможно прожить? |
С помощью учителя разгадывают ребус
Формулируют гипотезы |
Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей). Прогнозирование. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план) |
V этап. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Задачи этапа: организуется коммуникативное взаимодействие для самостоятельного решения типовых заданий на новый способ действия с проговариванием решения вслух
|
Метод «Эвристическая беседа» - Мы умываемся. - Мы едим пищу, приготовленную на воде (чай, кофе - это вода, обед - щи, каша, компот - вода, ужин тоже без воды не обходится). - Купаемся в воде, стираем водой, моем пол. - Тепло в дом приходит с горячей водой (батареи). - Человек пьёт воду - охлаждается (с потом). Кровь человека - на 98 % вода. И вообще, тело человека - 9 частей из 10 — вода. - Все растения пьют воду и с нею получают нужные вещества. Вода содержится в листьях, коре, стеблях, плодах. Для своего роста растения расходуют очень много воды. Так, для выращивания 1 кг картофеля необходимо 300 л воды. Какой вывод можно сделать? |
Дети рассуждают, приводят примеры на практике, формулируют вывод
Вывод: вода - самое нужное вещество. Она нужна для питания, охлаждения всем растениям, животным и людям. Без воды погибает все живое. |
Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Личностные : применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; Регулятивные : удерживать цель деятельности до получения ее результата |
слайд 5 Как человек использует воду? Работа с информацией с.12-13 -Как человек использует воду? -Где человек берет воду для использования? -Где же бывает вода?
Слайд 6 Где в природе встречается вода? -Посмотрите на карту полушарий и скажите, почему Землю называют голубой планетой? -Правильно. На нашей планете больше воды, чем суши. Какие водоемы вы знаете? ЧЕТЫРЕ ОКЕАНА На нашей Земле океанов - Четыре: Индийский - Самый солёный в мире. Океан Атлантический Славен сельдями. Ледовитый всё время спит подо льдами. А Тихий, конечно же, вовсе не тихий – А буйный, глубокий и самый великий. А. Усачёв - Ребята, если воды на Земле так много, то почему её не хватает людям, животным и растениям? Даже есть страны, где ведут строгий учёт расходованию воды. И мы всё чаще слышим призывы - следить за исправностью кранов. В чем проблема? Почему?
Опыт На столе два стакана: в одном - пресная, в другом - солёная вода. Сравните воду: прозрачная, бесцветная. Попробуем воду на вкус. Два ученика пьют воду и обнаруживают, что в одном стакане пресная, а в другом - солёная вода. Какой вывод можно сделать? Какая вода нужна людям, животным и растениям |
Работают с материалом учебника, отвечают на вопросы (Ловит рыбу, купается, гидроэлектростанция дает электричество.) (В морях, океанах, реках и т.д.) Дети рассматривают физическую карту полушарий. Дети наблюдают, делают вывод. Вывод : для питья необходима пресная вода. Её на Земле мало. |
Познавательные УУД: общеучебные - ориентировка на разнообразие способов решения задач; логические - умение осуществлять анализ объекта (воды) с выделением существенных и несущественных признаков; построение рассуждений в форме простых суждений об объекте (воде), его свойствах; постановка и решение проблем - самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения и позиции. |
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Цель: повысить уровень энергии в классе. |
Волны плещут в океане. Что там чудится в тумане? Это мачты кораблей. Пусть плывут сюда скорей! Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем. Ракушки ищем мы в песке И сжимаем в кулаке. Чтобы больше их собрать, Почаще надо приседать. |
||
Слайд 7 Виртуальная экскурсии ( учитель показывает на карте оз.Байкал, река Ангара)
Самое глубокое озеро в мире - озеро Байкал. Его глубина - 1940 м, длина - 620 км, ширина - 32-74 км. Самый большой пресноводный водоем на планете - заключает в себе 20% всей пресной воды Земли Древнейшее озеро на планете - возраст превышает 25 млн. лет. Более того, есть мнение, что Байкал - зарождающийся океан В Байкал впадает 550 рек и ручьев, а вытекает одна - Ангара Уникальный животный мир - из 2635 видов животных и растений, найденных в озере, 75% нигде в мире больше не встречаются. Например, единственный пресноводный тюлень - нерпа, полупрозрачная рыбка голомянка -Кто из вас, ребята, бывал или отдыхал на Байкале? |
Вручение грамот победителям муниципального конкурса «Байкальские россыпи» в номинации «Разноцветные капли Байкала» (детский рисунок) Соколова Арина, Тятюшкина Анастасия, Тюшкевич Ангелина |
Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах; уметь ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Личностные: умение воспринимать адекватно оценку своей деятельности и успешной деятельности одноклассников |
|
VI этап. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач. Включение в систему знаний и повторение. Задачи этапа: организовать самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление их самопроверки. |
Слайд 8 Какая бывает вода? - Что могут рассказать о воде наши органы чувств?
Слайд 9 СЕДОЙ ШУТНИК Как-то раз средь бела дня М. Кремнев -Это о чём рассказывалось в стихотворении? -Назовите действия Тумана? Почему автор называет это чудесами? Как называет туман? Почему? Являются ли эти слова родственными?
-Туман - это тоже вода, только в виде пара. А где вы ещё видели пар? -А зимой чем покрывается река? -А лед какой? -А в облаке вода какая? -А в реке?
Игра «Три вида». Если я называю вещество или предмет, а вода в нём жидкая, вы изображаете руками движения плывущего человека, если в виде пара, то вы дуете, если в твёрдом состоянии, то вы топаете ногами. Слова: река, лёд, озеро, облако, море, чайник кипит, океан, туман, снег, пруд, сосулька, мороз на окне, ручей, иней, лужа, роса, берёзовый сок. Итак, какой вывод можно сделать? |
Дети рассуждают (грязная, чистая, теплая, холодная и т.д) Дети читают загадку. (О тумане.)
(шутник, шалун)
(Чайник кипит.) (Льдом.) (Твёрдый.) (Капельки воды.) (Жидкая.) Вывод: вода бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. |
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять схему для получения информации; Регулятивные: оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других |
VII этап. Контроль результатов деятельности. Задачи этапа: Обобщить полученные знания и сделать выводы . Представление результатов деятельности |
Слайд 10-11 Нужно ли сохранять воду? На планете год от года человек вредит природе. И не понял он, чудак, что природа – не пустяк. Он зверей и пташек жестоко __________, Мусором, отходами речки ________. -За 1 час из незакрытого до конца крана по каплям набирается одна литровая банка воды. Пока ты сидишь в школе четыре урока и ещё перемены, пройдёт четыре часа. Сколько банок воды выльется зря из крана? - Почему нужно экономно расходовать воду, почему нельзя воду загрязнять? - Что для сохранения запасов воды можем сделать мы с вами? |
Дети находят в строчках стихотворения пропущенные важные слова. Дети знакомятся с видом представления информации – экологическая задача. Дети формулируют вывод: Воду надо беречь, экономно расходовать, не загрязнять водоемы! |
Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
VII.Итог урока. Рефлексия деятельности Цель:. организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
- Какие проблемы решали на уроке? -Смогли мы пополнить все страницы журнала информацией? -Какая из страниц показалась вам более интересной? - Чего не хватает нашему журналу? Хотелось бы вам украсить наш журнал? Какое задание можете предложить? - Подведем итог нашей работы, используя лист самооценки. (закрасить три капельки, если согласен с выказыванием) Я узнал много нового… Мне на уроке было интересно… На уроке было трудные вопросы и задания… |
Анализируют полученную информацию, делают выводы. Делают самооценку своей деятельности. |
Регулятивные : осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Личностные: способность к самооценке |
VIII.Домашнее задание (по желанию учащихся) |
Нарисовать рисунок к одной из страниц журнала. |
17.11.2017г