12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мануилина Евгения Анатольевна548
Живу и работаю в Городе Братске.Я очень люблю свой город и не могу представить своей жизни вне города. Кажется, у нас на двоих одно сердце, которое мы отдаем детям. И это настоящее счастье, удовольствие, творчество и самовыражение.
Россия, Иркутская обл., Братск
2

Урок окружающего мира «Значение воды на Земле»



Значение воды на Земле
PPT / 4.78 Мб

Урок Мануилиной Евгении Анатольевны,

учителя начальных классов МБОУ»СОШ№14 г.Братска

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс

Предмет

Дата проведения урока

Тип урока

Окружающий мир

 

Урок Открытия знаний

Тема

Значение воды на Земле

Цели и задачи урока

Педагогическая цель: уточнить представления детей о значении воды на Земле, о том, где она бывает, о необходимости ее охранять от загрязнения и экономно расходовать.

Задачи:

Образовательные: в ходе анализа и рассуждений подвести детей к выводу: вода - важнейшее условие жизни на Земле.

Развивающие: развивать наблюдательность, воображение, память, устную доказательную речь, мышление, внимание.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к окружающему миру; любовь к родному краю (Сибири); расширять кругозор.

Планируемый результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия, ключевые компетенции

Обучающийся научится: определять свойства и агрегатные состояния воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; называть правила поведения около водоемов; получит возможность научиться: показывать на карте и глобусе во­доемы.

Личностные: У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному труду, знание основных моральных норм поведения; обучающийся п о л у ч и т возможность для ф о р м и р о в а н и я : представлений о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.

Регулятивные: Обучающийся научится: понимать выделенные учителем ориентиры дей­ствий в учебном материале; получит возможность научиться: адекватно восприни­мать оценку своей работы учителем, товарищами.

Коммуникативные: Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения; получит возможность научиться: строить понятные для одноклассников вы­сказывания

Познавательные:. Обучающийся научится: анализировать изучаемые объекты окружаю­щего мира с выделением их отличительных признаков; получит возможность на­учиться: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности:выдвигать гипотезы, приводить доказательства, проводить необходимые наблюдения, делать умозаключения, планировать и реализовать проектное задание.

Критерии достижения планируемых результатов

Знаю, что вода  важнейшее условие жизни на Земле.

Умею определять агрегатные состояния воды

Могу показать на карте океаны, озеро Байкал, реку Ангара

Основные понятия

Вода, ее свойства, агрегатные состояния. Вода - условие, необходимое для жизни на Земле. Использование воды. Водоемы (океаны, моря, озера, реки). Охрана воды от загрязнения. Эко­номное расходование воды.

Организация образовательного

пространства

Межпредметные связи

Формы, приемы, методы работы

Ресурсы

Литературное чтение

Математика

ИЗО

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, на­глядный, практический.

Технологии : деятельностный подход , проблемно-диалогическая технология    

ИКТ.

 

Аудиовизуальные (презентация)

https://yadi.sk/i/7tiUF6az3PSRKT

Физическая карта полушарий

Оборудование для опыта

Печатные (учебник «Окружающий мир» под редакцией Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казаковой для 1 класса

Оливер, Клэр. Детская энциклопедия Земли - М. : Эксмо, 2010.

Сороцкая, О. Н. Учебно-наглядное пособие - М. : Просвещение, 1990.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Задачи этапа: организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»)

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки,

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный –

Скажет каждый!

 

Уч-ся приветствуют друг друга

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

II этап. Актуализация и пробное учебное действие.

Задачи этапа: подготовить и мотивировать учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения

 

- Как человек познает окружающий мир?

- Что у меня в руках? (журнал)

- Для чего он нужен? Как расположена информация в журнале? (по страницам, в строгом порядке).

Я предлагаю вам стать издателями устного журнала. Давайте подумаем, как нам назвать его?

 

Познавательные:

работать с информацией, представленной в разных формах; формирование логического мышления, умения проводить операции синтеза и анализа; формулирование проблемы

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено, и что нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

III Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: выявление и обсуждение затруднений. (Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?)

слайд 2 (звучит запись)


 

Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты?
Вода в ответ:
Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
Откуда ты? – спросил росу.
Поверь, и я из океана!

На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:

Откуда ты? Ты кто такой?
И я, дружок, из океана.


 

- Какое вещество вызвало любопытство у малыша? Что заинтересовало малыша?

- А как бы вы ответили на вопрос, откуда вода в кране?

- А какие вопросы вам хочется задать учителю?

Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте задач урока.

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы, рассуждают


 


 


 


 

Формулируют задачи урока.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Личностные : применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата

IV этап. Целеполагание и организация деятельности (построение проекта выхода из проблемы)

Задачи этапа: определяется цель урока - устранение возникшего затруднения, формулируется тема урока

Отгадайте ребус «Вода – это «БОГАТСТВО»

Слайд 3

Вода - такое богатство, без которого обойтись вообще невозможно. Вы согласны с таким мнением?

Давайте представим, что произойдет, если нигде не окажется воды?

Итак, предлагаю назвать наш журнал «Значение воды на Земле», а все вопросы постараемся найти ответы.

Слайд 4

Почему без воды невозможно прожить?

С помощью учителя разгадывают ребус


 


 


 

Формулируют гипотезы

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

V этап. Реализация построенного проекта.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Задачи этапа: организуется коммуникативное взаимодействие для самостоятельного решения типовых заданий на новый способ действия с проговариванием решения вслух

 

 

Метод «Эвристическая беседа»

- Мы умываемся.

- Мы едим пищу, приготовленную на воде (чай, кофе - это вода, обед - щи, каша, компот - вода, ужин тоже без воды не обходится).

- Купаемся в воде, стираем водой, моем пол.

- Тепло в дом приходит с горячей водой (батареи).

- Человек пьёт воду - охлаждается (с потом). Кровь человека - на 98 % вода. И вообще, тело человека - 9 частей из 10 — вода.

- Все растения пьют воду и с нею получают нужные вещества. Вода содержится в листьях, коре, стеблях, плодах.

Для своего роста растения расходуют очень много воды. Так, для выращивания 1 кг картофе­ля необходимо 300 л воды.

Какой вывод можно сделать?

Дети рассуждают, приводят примеры на практике, формулируют вывод

 

Вывод: вода - самое нужное вещество. Она нужна для питания, охлаждения всем растени­ям, животным и людям. Без воды погибает все живое.

Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Личностные : применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; Регулятивные : удерживать цель деятельности до получения ее результата

слайд 5

Как человек использует воду?

Работа с информацией с.12-13

-Как человек использует воду?

-Где человек берет воду для использования?

-Где же бывает вода?


 

Слайд 6

Где в природе встречается вода?

-Посмотрите на карту полушарий и скажите, почему Землю называют голубой планетой?

-Правильно. На нашей планете больше воды, чем суши. Какие водоемы вы знаете?

ЧЕТЫРЕ ОКЕАНА

На нашей Земле океанов - Четыре:

Индийский - Самый солёный в мире.

Океан Атлантический Славен сельдями. Ледовитый всё время спит подо льдами.

А Тихий, конечно же, вовсе не тихий –

А буйный, глубокий и самый великий.

А. Усачёв

- Ребята, если воды на Земле так много, то почему её не хватает людям, животным и расте­ниям? Даже есть страны, где ведут строгий учёт расходованию воды.

И мы всё чаще слышим призывы - следить за исправностью кранов. В чем проблема? Почему?


 

Опыт

На столе два стакана: в одном - пресная, в другом - солёная вода. Сравните воду: прозрачная, бесцветная. Попробуем воду на вкус.

Два ученика пьют воду и обнаруживают, что в одном стакане пресная, а в другом - солёная вода.

Какой вывод можно сделать? Какая вода нужна людям, животным и растениям

Работают с материалом учебника, отвечают на вопросы

(Ловит рыбу, купается, гидроэлектростанция дает электричество.)

(В морях, океанах, реках и т.д.)

Дети рассматривают физическую карту полушарий.

Дети наблюдают, делают вывод.

Вывод : для питья необходима пресная вода. Её на Земле мало.

Познавательные УУД: общеучебные - ориентировка на разнообразие способов решения за­дач; логические - умение осуществлять анализ объекта (воды) с выделением существенных и несущественных признаков; построение рассуждений в форме простых суждений об объекте (воде), его свойствах; постановка и решение проблем - самостоятельное создание способов ре­шения проблем.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи.

Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения и позиции.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цель: повысить уровень энергии в классе.

Волны плещут в океане.

Что там чудится в тумане?

Это мачты кораблей.

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем.

Ракушки ищем мы в песке

И сжимаем в кулаке.

Чтобы больше их собрать,

Почаще надо приседать.

   
 

Слайд 7

Виртуальная экскурсии

( учитель показывает на карте оз.Байкал, река Ангара)


 

Самое глубокое озеро в мире - озеро Байкал. Его глубина - 1940 м, длина - 620 км, ширина - 32-74 км.

Самый большой пресноводный водоем на планете - заключает в себе 20% всей пресной воды Земли

Древнейшее озеро на планете - возраст превышает 25 млн. лет. Более того, есть мнение, что Байкал - зарождающийся океан

В Байкал впадает 550 рек и ручьев, а вытекает одна - Ангара Уникальный животный мир - из 2635 видов животных и растений, найденных в озере, 75% нигде в мире больше не встречаются. Например, единственный пресноводный тюлень - нерпа, полупрозрачная рыбка голомянка

-Кто из вас, ребята, бывал или отдыхал на Байкале?


 


 


 


 


 


 


 


 

Вручение грамот победителям муниципального конкурса «Байкальские россыпи» в номинации «Разноцветные капли Байкала» (детский рисунок)

Соколова Арина, Тятюшкина Анастасия, Тюшкевич Ангелина

Познавательные:

работать с информацией, представленной в разных формах;

уметь ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Личностные: умение воспринимать адекватно оценку своей деятельности и успешной деятельности одноклассников

VI этап. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач. Включение в систему знаний и повторение.

Задачи этапа: организовать самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление их самопроверки.

Слайд 8

Какая бывает вода?

- Что могут рассказать о воде наши органы чувств?


 

Слайд 9

СЕДОЙ ШУТНИК

Как-то раз средь бела дня
Обманул шалун меня: 
Спрятал поле, луг, стога, 
Речку, лес и берега. 
Показалось мне вначале, 
Что они гурьбой сбежали. 
Лишь седой шутник исчез -
Объявились луг и лес. 
Обнаружились стога, 
Поле, речка, берега. 
Прояснились небеса, 
Вновь видна земли краса.
Это что за чудеса?

М. Кремнев

-Это о чём рассказывалось в стихотворении?

-Назовите действия Тумана? Почему автор называет это чудесами?

Как называет туман? Почему? Являются ли эти слова родственными?


 

-Туман - это тоже вода, только в виде пара. А где вы ещё видели пар?

-А зимой чем покрывается река?

-А лед какой?

-А в облаке вода какая?

-А в реке?


 

Игра «Три вида».

Если я называю вещество или предмет, а вода в нём жидкая, вы изображаете руками движения плывущего человека, если в виде пара, то вы дуете, если в твёрдом состоянии, то вы топаете ногами.

Слова: река, лёд, озеро, облако, море, чайник кипит, океан, туман, снег, пруд, сосулька, мо­роз на окне, ручей, иней, лужа, роса, берёзовый сок.

Итак, какой вывод можно сделать?

 

Дети рассуждают

(грязная, чистая, теплая, холодная и т.д)

Дети читают загадку.

(О тумане.)


 


 

(шутник, шалун)


 


 

(Чайник кипит.)

(Льдом.)

(Твёрдый.)

(Капельки воды.)

(Жидкая.)

Вывод: вода бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации;

Регулятивные: оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

VII этап. Контроль

результатов деятельности. Задачи этапа: Обобщить полученные знания и сделать выводы .

Представление результатов деятельности

Слайд 10-11

Нужно ли сохранять воду?

На планете год от года человек вредит природе.

И не понял он, чудак, что природа – не пустяк.

Он зверей и пташек жестоко __________, 

Мусором, отходами речки ________.

-За 1 час из незакрытого до конца крана по каплям набирается одна литровая банка воды. Пока ты сидишь в школе четыре урока и ещё перемены, пройдёт четыре часа. Сколько банок воды выльется зря из крана?

- Почему нужно экономно расходовать воду, почему нельзя воду загрязнять?

- Что для сохранения запасов воды можем сделать мы с вами?

 

Дети находят в строчках стихотворения пропущенные важные слова.

Дети знакомятся с видом представления информации – экологическая задача.

Дети формулируют вывод:

Воду надо беречь, экономно расходовать, не загрязнять водоемы!

Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

VII.Итог урока. Рефлексия деятельности

Цель:. организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Какие проблемы решали на уроке?

-Смогли мы пополнить все страницы журнала информацией?

-Какая из страниц показалась вам более интересной?

- Чего не хватает нашему журналу? Хотелось бы вам украсить наш журнал? Какое задание можете предложить?

- Подведем итог нашей работы, используя лист самооценки.

(закрасить три капельки, если согласен с выказыванием)

Я узнал много нового…

Мне на уроке было интересно…

На уроке было трудные вопросы и задания…

Анализируют полученную информацию, делают выводы.

Делают самооценку своей деятельности.

Регулятивные : осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»)

анализировать эмоциональные состояния, полученные от

успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Личностные: способность к самооценке

VIII.Домашнее задание

(по желанию учащихся)

Нарисовать рисунок к одной из страниц журнала.

   

17.11.2017г

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.