Сценарий урока биологии в 6 классе «Класс двудольные. Семейства зонтичные, лютиковые, губоцветные»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений на Земле; познакомить с отличительными признаками растений и представителями семейств зонтичные, лютиковые, губоцветные и др.; продолжить формирование умений составлять морфологическое описание растения, давать систематическую характеристику растения; продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами, умения распознавать растения с определителем или определительными карточками; провести контроль знаний по теме «Семейства растений класса двудольных».
Оборудование и материалы: таблицы: «Семейство крестоцветные», «Семейство розоцветные», «Семейство бобовые», «Семейство пасленовые», «Семейство сложноцветные», гербарии растений из различных семейств класса двудольные, модели цветков вишни, капусты, гороха, картофеля, коллекции и муляжи плодов.
Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс двудольные, семейства крестоцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые и сложноцветные; семейства зонтичные, лютиковые, губоцветные и др.
Вступительное слово учителя
Перечислите изученные нами семейства класса двудольные. (Мы изучили семейства крестоцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые и сложноцветные.)
Все эти семейства достаточно многочисленные.
Какое семейство является самым многочисленным? (Семейство сложноцветные.)
На этом уроке мы познакомимся еще с несколькими семействами класса двудольные.
Устные доклады школьников
(Знакомство с семействами класса двудольных, не изученных ранее, можно провести в форме докладов на 4—6 мин. Приветствуется использование наглядного материала: фотографий, рисунков, статистических данных, гербариев, живых растений.)
Семейство лютиковые
К этому семейству относится около 2000 видов из 45 родов. Большинство растений широко распространены в умеренном и холодном климате, однако некоторые виды обитают и в тропических странах.
Лютиковые в основном представлены многолетними травами, которые переживают зиму в виде корневищ и клубней. Но встречаются как однолетние растения, так и небольшие кустарники (ломонос). Предпочитают селиться на влажных лугах и в лесу, но встречаются виды, обитающие в воде.
Строение цветков крайне разнообразно. Чаще всего это растения с правильными цветками, хотя для многих видов характерны и неправильные. Цветки могут быть как крупными, одиночными (водосбор, ветреница, печеночница), так и более мелкими, собранными в различные соцветия (воронец, клопогон, василистник).
Для большинства растений этого семейства свойственно опыление насекомыми или ветром.
Плоды чаще всего сборные - сборная листовка, сборный орешек, но у некоторых видов ягода. У растений семейства лютиковых обычно две семядоли в семени (признак, характерный для класса двудольные), но у некоторых видов происходит срастание семядолей, как, например, у чистяка. Часто в семенах содержится маслянистый эндосперм.
Листья, как правило, простые, но глубоко рассеченные или лопастные, без прилистников. Листорасположение очередное или супротивное.
Многие лютиковые содержат ядовитые вещества (алкалоиды), поэтому животные их не едят. По той же причине они нежелательны на сенокосах и пастбищах.
Среди растений этого семейства очень много декоративных и лекарственных.
Наиболее интересными являются следующие представители семейства лютиковые.
Живокость (шпорник). К данному роду относится около 200 видов, из которых около 80 встречаются на территории России. Довольно распространенный сорняк живокость полевая (рогатый василек). Это растение ядовито, но его цветки применяются в медицине как противоглистное и мочегонное средство. Живокость клиновидная - редкое декоративное растение, нуждающееся в охране. Живокость крупноцветковая разводится как декоративное растение.
К роду аконит относится около 60 видов растений, 50 из которых распространены на территории России. У растений этого рода на корнях образуются клубни-вздутия, которые используют в медицине. Растения крайне ядовиты и содержат алкалоид аконитин.
Род лютик включает около 600 видов, многие из которых произрастают и даже доминируют в растительном покрове сырых лугов и болот средней полосы. На территории России встречается около 150 видов. Наиболее распространены лютик едкий, лютик золотистый, лютик ползучий, лютик ядовитый и др. Почти все виды в той или иной степени ядовиты. В медицине используют лютик едкий.
К данному семейству также относятся прострел луговой (сон-трава), экстракт из листьев которого обладает сильным бактерицидным действием, ветреница дубравная (анемон) - декоративное лекарственное растение, нуждающееся в строгой охране. Защита требуется такому редкому растению, как печеночница благородная, цветущему ранней весной в еловых и лиственных лесах. Горицвет весенний (адонис) также является декоративным лекарственным растением и нуждается в охране. Очень редкое и охраняемое растение - купальница европейская.
Семейство зонтичные, или сельдерейные
Семейство включает около 3500 видов растений, относящихся к 300 родам. На территории России обитает около 800 видов. Распространены по всему земному шару, но преимущественно - в Северном полушарии в умеренном и сухом климате, а также в тропических странах, в горах.
Часто являются основными видами растительного покрова, особенно в засушливых районах. Представлены преимущественно однолетними, двулетними и многолетними травами, редко - кустарниками и полукустарниками.
Цветки обоеполые, чаще всего правильные. Чашечка состоит из 5 чашелистиков или редуцирована, венчик - из 5 лепестков. Тычинок 5, пестик раздвоенный. Формула цветка: *Ч5 или 0Л5Т5П2.
Соцветие сложный зонтик, редко - простой зонтик
Плод - двураздельная зерновка, который при созревании распадается на два нераскрывающихся односеменных полуплодика. У многих растений в околоплоднике имеются масляные ходы.
Семена с маслянистым эндоспермом. Распространение семян обычно происходит при помощи ветра.
Стебли у зонтичных полые («дудчатые»), могут достигать 4 м в высоту и 6 см в диаметре. Листья сильно рассеченные, без прилистников, расположены очередно. Черешки часто вздутые и образуют влагалище.
Многие виды семейства издавна возделывают как овощные, кормовые или ароматические культуры. Среди растений данного семейства есть также и ядовитые.
Среди пищевых растений семейства можно выделить такие, как морковь и пастернак. Некоторые сорта моркови является кормовыми культурами.
Среди ароматических наиболее часто применяют анис, кориандр, тмин, фенхель, укроп, петрушку.
Некоторые виды борщевиков возделывают во многих районах как кормовые силосные культуры, но большинство (борщевик обыкновенный) крайне ядовиты. Смертельно опасным также является вех ядовитый, содержащий алкалоиды цикутотоксин и цикутин. В болиголове пятнистом присутствует ядовитый алкалоид конин, по своему действию сходный с кураре.
Многие растения семейства лекарственные, например ферула вонючая, ажгон, дягиль лекарственный.
Семейство губоцветные, или яснотковые
К семейству относится около 4000 видов свыше чем из 200 родов.
Произрастают на всех континентах, кроме Антарктиды. Наибольшее видовое разнообразие - в засушливых районах Средиземноморья, а также в Передней и Средней Азии.
Среди жизненных форм наиболее часто встречаются многолетние и однолетние травы, полукустарники, реже - кустарники.
Цветки всегда неправильные, часто имеют двугубую форму. Верхняя губа состоит из двух лепестков, нижняя - из трех. Часто цветки собраны в супротивные мутовки. Опыляются насекомыми, имеют многочисленные приспособления.
Плод сборный, состоит из четырех распадающихся односеменных орешков. Семена с эндоспермом.
Стебель имеет характерную особенность - он четырехгранный. Листорасположение супротивное. Листья простые, без прилистников. Стебель и листья часто покрыты железистыми волосками или чешуйками, выделяющими эфирные масла.
Благодаря высокому содержанию эфирных масел губоцветные имеют широкое применение в парфюмерии (розмарин, лаванда настоящая), в пищевой промышленности (мускатный шалфей).
В медицине используют такие растения, как мята перечная, шалфей лекарственный, базилик камфорный, пустырник пятилопастный, чабрец обыкновенный (тимьян ползучий), душица обыкновенная.
Некоторые растения являются декоративными и применяются в цветоводстве (шалфей блестящий, иссоп лекарственный).
Яснотка белая, чистец, пикульник и другие являются сорняками.
Творческое задание. Составить кроссворд на тему «Лекарственные растения класса двудольные».
Задание для учеников, интересующихся биологией. Описать одно или два семейства класса двудольные, не рассмотренные на уроках. Описание следует провести по плану, изложенному в материалах урока 44. (Желательно, чтобы учитель продиктовал план описания семейств или раздал его в напечатанном виде.)
Лютики
Петрушка (Petroselium sativum Hoffm.) — растение из семейства зонтичных
Мята - древнейшее растение семейства губоцветных, обладающая специфическим запахом.
ШЛЕМНИК (SCUTELLARIA) сем. Губоцветные
ЛЬНЯНКА (LINARIA) сем. Норичниковые
ОКОПНИК (SYMPHYTUM) сем. Бурачниковые
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций