Сценарий урока биологии в 6 классе «Экологическая роль и хозяйственное значение растений семейства крестоцветных в жизни человека»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
1.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2.Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений; познакомить с типичными представителями семейства крестоцветные; показать экологическую роль растений этого семейства и их значение в жизни и хозяйственной деятельности человека; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка; формировать умение распознавать растения с определителем или определительными карточками.
Оборудование и материалы: таблица «Семейство крестоцветные», гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков), семена и корнеплоды растений семейства крестоцветные, школьные определители высших растений, определительные карточки для распознавания растений семейства крестоцветные, лупы.
Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство крестоцветные; интересные представители семейства крестоцветные; использование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные и эфиромасличные культуры; лекарственные растения, сорные растения, красильные растения, декоративные растения семейства крестоцветные; экологическая роль растений семейства крестоцветные.
Рассказ учителя с элементами беседы
На прошлом уроке мы приступили к изучению семейств растений класса двудольные.
Какие семейства относятся к этому классу? (Крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные.)
Каково второе название семейства крестоцветные? (Капустные.)
Какова примерная численность растений этого семейства? (Около 3200 видов растений, принадлежащих к 350родам. Это одно из самых многочисленных семейств.)
Как вы считаете, за что растения этого семейства получили такое название? (Элементов околоцветника, лепестков венчика и чашелистиков чашечки в цветках растений этого семейства по 4, и расположены они крестообразно — напротив друг друга.)
Где преимущественно распространены растения семейства крестоцветные? (В умеренных широтах Северного полушария, главным образом в Старом Свете.)
Как вы думаете, почему мы начинаем изучение семейств именно с крестоцветных? (Ответы учащихся.)
Большинство видов растений этого семейства обитает в средней полосе. Кроме того, большое количество видов человек использует в качестве пищи. Давайте попробуем определить, какова роль растений семейства крестоцветных в жизни и хозяйственной деятельности человека.
(Учитель заранее дает задание подготовить мини-доклад на 2—3 мин об одном из наиболее интересных представителей семейства крестоцветные.)
Человек выращивает различные сорта капусты уже более 4000 лет. Сейчас существует около 50 видов. Капуста была известна еще в Древней Греции и Древнем Риме. Родиной этого овоща считается Средиземноморье. Предком культурных сортов капусты является капуста дикая, до сих пор встречающаяся в некоторых районах Средиземноморья. У белокочанной капусты в пищу употребляют укороченный побег с нераспустившейся верхушечной почкой.
Капуста — двулетнее растение. Что это значит? (Двулетними называют растения, которые живут около 2 лет, а затем плодоносят и погибают.)
Капуста брокколи была известна еще римлянам в дохристианские времена. У этой капусты принято есть молодые побеги с зелеными соцветиями. Брокколи очень вкусна и полезна благодаря высокому содержанию белка.
У цветной капусты в пищу употребляют бесхлорофилльные побеги с сильно разросшимися соцветиями и недоразвитыми цветками на толстых цветоножках. Брюссельская капуста в пазухах листьев образует маленькие качанчики, используемые для еды.
Кроме того, существует еще много различных сортов этого растения. Все они играют огромную роль в питании человека. Особенно важна капуста для людей, находящихся на диете, так как она богата клетчаткой и способствует правильному пищеварению.
Помимо общеизвестных сортов капусты, также пользуются популярностью кольраби (не имеет кочана, а образует шаровидное утолщение стебля), савойская, листовая и кормовая, салатная, пекинская.
Кроме капусты, к крестоцветным относится достаточно большое количество растений, которые человек употребляет в пищу или использует в качестве корма для скота. Это редис, редька, репа, брюква, турнепс, дайкон.
Брюква, репа и турнепс сейчас употребляются как кормовые культуры, а в прошлые века они были важным пищевым продуктом и даже помогали выжить при неурожае зерновых.
К крестоцветным относится также и хрен. Длинные протертые корневища этого растения используют в пищу как полезную приправу к различным блюдам. Хрен не только способен усиливать аппетит, но и обладает фитонцидным действием. Это ценное пищевое и витаминное растение, которое применяют и в медицине.
Многие крестоцветные содержат достаточно большое количество жира. Из семян рапса, белой горчицы, сарептской горчицы, катрана абиссинского, катрана татарского, сурепицы, рыжика ярового выжимают масло для пищевых или технических целей. Например, в семенах рапса содержится до 33—50% масла.
Черешки листьев и побеги катрана татарского употребляют в пищу, а в Средней Азии из его корней готовят муку для лепешек. Едят также корни, листья и молодые стебли свербиги восточной, произрастающей в европейской части России, на Кавказе, на юге Западной Сибири.
Корни катрана татарского
Из семян горчицы получают горчичный порошок, который добавляют в качестве приправы к различным блюдам и муке при выпечке хлеба, а также ее применяют для различных хозяйственных целей (в медицине, например, — для изготовления горчичников, в быту — для мытья посуды и т. д.).
Большинство крестоцветных является одновременно прекрасными медоносами и эфиромасличными растениями — сурепка, рапс, вайда, вечерница, икотник, бурачок, горчица и др.
Среди растений семейства крестоцветные много лекарственных. Например, побеги пастушьей сумки издавна употребляются как кровоостанавливающее средство. Она особенно популярна в тибетской и китайской медицине. Побеги желтушника серого используются в медицине как сердечное и мочегонное средство. Из травы желтушника получают сердечный препарат Эризид.
На севере нашей страны, где остро стоит проблема нехватки витаминов, в особенности витамина С, растет ложечница арктическая, в листьях которой содержится до 0,2% витамина С. Северные народы часто используют эту траву как противоцинготное средство. Семена, листья и стебли чесночницы лекарственной обладают характерным запахом чеснока, за что это растение и получило свое название. Семена и листья этого растения активно применяются в медицине.
Растение вайду красильную, обитающую в степях и на лугах южной части России, используют для получения из нее краски индиго.
Среди декоративных растений этого семейства можно выделить такие виды, как левкой. В диком виде левкои произрастают в Европе, Азии и даже в Австралии. Культивируются выведенные в результате селекционной работы сорта этого растения. Цветки окультуренного левкоя махровые за счет тычинок, которые видоизменились в лепестки. Выделяют два сорта: левкой седой и левкой двурогий.
В цветоводстве известны также виды бурачка приморского, используемые для оформления клумб и бордюров. Как декоративные растения выращивают и желтофиоль садовый, парию голостебельную, лунник оживающий и вечерницу — ночную фиалку.
Растения семейства крестоцветные особенно ценятся в цветоводстве за приятный тонкий аромат. У многих растений он имеет тенденцию усиливаться к ночи.
Экологическая роль крестоцветных заключается в том, что они прекрасные медоносы, что играет важнейшую роль не только в хозяйственной деятельности человека, но и в жизнедеятельности природных сообществ. Большинство растений-медоносов цветет в течение всего вегетационного периода — с весны и до поздней осени. Они важный источник пищи для многих насекомых- опылителей.
Сорняками, активными как во влажные, так и в засушливые сезоны и требующими специальных методов борьбы с ними на полях и лугах, являются сурепка, желтушник, ярутка, свербига, редька дикая, пастушья сумка.
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 44; учебник В.В. Пасечника § 47.)
Творческое задание. Зарисовать все сферы использования растений семейства крестоцветные.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Сделать определительные карточки для распознавания растений, находящихся в кабинете биологии. При этом нужно учитывать только внешние (фенотипические) признаки, которые хорошо заметны.
Подготовить доклад об интересных растениях семейства розоцветные, об особенностях их строения и о хозяйственном применении этих растений.
Отдел покрытосеменные. Семейство крестоцветных. Многообразие растений семейства крестоцветных
Многообразие растений семейства крестоцветных
ЛУЧШИЕ СОРТА КАПУСТЫ!КАПУСТА БЕЛОКОЧАННАЯ,ЦВЕТНАЯ,БРОККОЛИ!
СЕРДЕЧНИК (CARDAMINE) сем. Крестоцветные
ЛАКФИОЛЬ (CHEIRANTUS) сем. Крестоцветные
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций