Урок экологии в 10–11 классах на тему «Радиоэкология популяций и сообществ»
Пояснительная записка к презентации
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Радиоэкология популяций и сообществ
Радиоэкология популяций изучает следующие проблемы:
накопление радионуклидов популяцией в зависимости от конкретных условий ее обитания;
зависимость накопления радионуклидов от возрастной и половой структуры популяции;
действие накопленных в организме радионуклидов и ионизирующего излучения на функционирование популяции;
влияние радиации на поведение животных;
изменчивость в популяциях растений и животных на участках с повышенным радиационным фоном.
Величина накопления радионуклидов популяциями определяется размерами индивидуальных кормовых участков животных. Так, например, на месте захоронения радиоактивных отходов мелкие животные - мыши и крысы - концентрируют намного больше радионуклидов, чем более крупные, - зайцы, у которых индивидуальные кормовые участки имеют значительно большие размеры.
Половые различия в накоплении радионуклидов проявляются наиболее резко в период размножения, когда у самок значительно изменяются интенсивность и характер обмена веществ во время беременности и лактации. •
При воздействии ионизирующих излучений от накопленных особями радионуклидов или от внешних источников в популяциях возникают изменения продолжительности жизни, плодовитости и других показателей.
Радиоактивные загрязнения территории неблагоприятно действуют на растения, вызывая угнетение роста, быстрое старение, морфологические нарушения, иногда и исчезновение некоторых видов из биоценоза.
Радиация является сильным мутагенным фактором. Однако подавляющая часть мутантов, возникших вследствие радиационного поражения среды, нежизнеспособна, а изменчивость организмов, которая служит признаком начала микроэволюционного процесса, в местах с повышенным радиационным фоном не носит направленного характера.
Растения мутанты
Радиоэкология сообществ изучает пути поступления радионуклидов в биогеохимические циклы, их действие на биоценоз и миграцию по пищевым цепям.
Подводя итог вышесказанному и обобщая содержание, можно сделать вывод, что к наиболее важным задачам современной радиоэкологии относятся:
построение моделей биогеохимических циклов радионуклидов с учетом разнообразных экологических факторов;
оценка эффектов воздействия ионизирующих излучений на биогеоценотическом уровне в широком интервале мощностей доз и кумулятивных (суммарных) доз;
изучение экологических эффектов в зонах повышенной динамичности распространения радионуклидов и биогеоценозов с пониженной радиорезистентностью;
оценка синергетических эффектов при действии радиации и других антропогенных факторов на биогеоценозы;
оценка экологической надежности ядерной энергетики на всех этапах ядерного топливного цикла: добыча и переработка уранового сырья, изготовление тепловыводящих элементов (твэлов), работа АЭС, переработка отработанного топлива и захоронение радиоактивных отходов.
Презентация « эффекты хронического радиационного воздействия
PPT / 8.35 Мб
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы
Влияние радиоактивного излучения на живые организмы
Горизонты Атома (03.05.14): Замкнутый ядерный топливный цикл
Вопросы и задания
1. Какие проблемы изучает радиоэкология популяций и сообществ?
2.Как ионизирующая радиация влияет на функционирование популяции?
3.Назовите основные задачи, стоящие перед современной радиоэкологией.
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Гераськин С.А. ВНИИ г. Обнинск.
Физические поля как мощный экологический фактор (основы, физической, химической и биохимической экологии)
http://nuclphys.sinp.msu.ru/ecology/ecol/ecol02.htm
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций