Урок экологии в старших классах «Что изучает радиоэкология?»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Что изучает радиоэкология?
Радиоэкология — это наука, которая изучает особенности существования организмов и сообществ организмов, их взаимоотношения между собой и с окружающей средой в условиях постоянного воздействия ионизирующего излучения.
Ионизирующее излучение — это такое излучение, прохождение которого через вещество приводит к образованию в нем ионов различных знаков.
Радиоэкология изучает:
1.Процессы перераспределения радионуклидов:
— Между компонентами экосистем
— Между экосистемами
2. — Источники ионизирующего излучения в экосистемах и их возникновения.
— Содержание радионуклидов в отдельных элементах экосистем.
— Степень облучения живых организмов
3. — Особенности поступления радионуклидов в живые организмы
— Закономерности перераспределения радио нуклидов в середине организмов
— Вывод радионуклидов из организма
В соответствии с целями и задачами исследований радиоэкология подразделяется на заобщую, теоретическую и экспериментальную.
Общая радиоэкология обнаруживает:
1. источники и виды ионизирующего излучения природного и антропогенного происхождения;
2. пути поступления и общие закономерности распределения радионуклидов между компонентами биосферы в зависимости от:
• физической и химической формы радиоактивных продуктов;
• особенностей природных компонентов;
• способа их взаимосвязи и взаимодействия.
Экспериментальная радиоэкология разрабатывает способы защиты живых организмов от ионизирующего излучения, которые:
1. ограничивают поступление радионуклидов в организмы,
2. способствуют выведению радионуклидов из организмов,
3. повышают устойчивость организмов к облучению с помощью специальных препаратов-радиопротекторов.
Теоретическая радиоэкология:
1. анализирует процессы миграции радионуклидов в экосистемах с использованием ме-тогда в математического моделирования;
2. прогнозирует изменение содержания радионуклидов в компонентах экосистем и степени облучения организмов с учетом:
• характера загрязнения;
• условий миграции радионуклидов;
• скорости их распада.
3. обнаруживает:
• экосистемы, которые накапливают радионуклиды;
• системы с интенсивной миграцией радионуклидов;
• группы живых организмов, которые испытывают наибольшее влияние ионизирующего излучения.
В истории радиоэкологии можно выделить четыре этапа.
Довоенный, когда основное внимание ученые обращали на распределение в биосфере тяжелых естественных радионуклидов и на качественные оценки естественного радиационного фона. Определение доли естественной радиоактивности в общей облученности живых организмов, исследование миграции и концентрирования естественных радионуклидов в биосфере и установление роли и значения естественной радиоактивности в жизненных процессах и общей эволюции живого в настоящее время составляет первую проблему радиоэкологии.
Период 50-60-х годов - время интенсивных ядерных испытаний, когда были выполнены крупномасштабные исследования миграции основных радиологически значимых искусственных радионуклидов и оценены количественно лучевые эффекты на биогенетическом уровне.
Изучение путей распространения среди живых организмов радиоактивных продуктов ядерных взрывов и влияния дополнительного облучения различных уровней на основные функции организмов и состояние природных биогеоценозов представляют вторую проблему радиоэкологии.
Период с конца 60-х годов, когда основные проблемы
радиоэкологии стали связывать с экологическими аспектами безопасного использования ядерной энергетики и начинающегося применения радиационных биотехнологий. Определение размеров и путей устранения вредного воздействия на человека радиации, связанной с радиоактивными отходами, выбросами атомных электростанций (АЭС), использованием закрытых и открытых источников ионизирующего излучения в научных исследованиях, промышленности, медицине, сельском хозяйстве, составляют суй> третьей проблемы радиоэкологии.
Изучение экологических проблем аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. позволяет говорить о наступлении четвертого этапа развития радиоэкологии
Этот период характеризуется изучением степени риска использования АЭС, разработкой технологий безопасного использования ядерной энергетики и утилизации радиоактивных отходов
Вопросы и задания
1.Охарактеризуйте основные этапы развития радиоэкологии
2.На основе дополнительных справочных материалов по радиоэкологии выясните, когда ядерная энергия была впервые использована в военных и мирных целях
Радиоэкология: основы, задачи, решаемые проблемы - Вячеслав Малышевский
Радиационная экология Ростовской области.
Радиоэкология как наука
http://www.kak-chto.info/radioekologia_kak_nauka/
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций