Урок биологии в 7 классе на тему «Простейшие. Жгутиконосцы. Инфузории»
Методическое пособие разработки уроков биологии7уласс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Задачи:
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 12—15 учебника), составление таблицы «Систематические группы простейших» при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная
Планируемые результаты
Предметные
Научиться объяснять значения понятий: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности простейших организмов; различать простейших с ав- тотрофным и гетеротрофным типом питания на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; выделять систематические группы простейших и различать их
Метапредметные УУД
Познавательные: проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы;
Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками
Личностные УУД
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного
Основные понятия
Зоология - наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.
Где обитают простейшие?
Какие простейшие опасны для человека?
Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа
1. Чем отличаются простейшие от других живых организмов?
В них есть хлорофилл
Состоят из одной клетки
у них нет органов
2. Какое простейшее обитает в водоемах, лужах, прудах?
Фораминифера
Инфузория туфелька
Амеба
3. В чем главное отличие Инфузория от Амебы?
Постоянная форма тела
Среда обитания
Размер
4. Каким образом передвигается Инфузория туфелька?
С помощью ресничек
С помощью хвоста
С помощью лапок
5. Какие свойства живых организмов присущи простейшим ?
дыхание, питание, выделение, обмен веществ
раздражимость, размножение, движение
все
6. Какова роль простейших на планете?
очистка водоемов и корм
они не важны
переносят болезни
7. Какое простейшее вызывает малярию?
малярийный плазмодий
инфузория туфелька
амеба
8. В чем роль инфузории живущей в желудках жвачных животных?
переносят заболевания
помощь в пищеварении
не играют роли
9. Какую форму тела имеют простейшие?
раковины или не имеют формы
раковины, твердый скелет, не имеют формы
не имеют формы
10. Где обитают простейшие?
В почве и воде
В воздухе, воде, в живых организмах, в почве
В воздухе, воде, в живых организмах
Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)
ЖГУТИКОНОСЦЫ, ИНФУЗОРИИ
Жгутиконосцы. Простейшие этой группы имеют один, два или много жгутиков. Среди жгутиконосцев есть такие организмы, которые по строению во многом схожи с одноклеточными водорослями. Нередко их относят к растительным жгутиконосцам.
Известны не только одноклеточные жгутиконосцы, но и колониальные виды, состоящие из 8, 16, 32 и даже 20 тыс. клеток. Каждая клетка колонии по своему строению очень напоминает водоросль хламидомонаду.
Все растительные жгутиконосцы могут фотосинтезировать и питаться, как растения, поскольку в их клетках имеется зеленый пигмент — хлорофилл. Некоторые из жгутиконосцев, например эвглена зеленая, на свету питаются как растения, а в темноте как животные — готовыми органическими веществами. Все растительные жгутиконосцы ведут свободный образ жизни в водной среде.
Другие жгутиконосцы не имеют хлоропластов. Среди них есть свободноживущие особи, но основные представители их перешли к паразитическому образу жизни (в растительных и животных организмах). Например, известны трихомонада и лямблия, которые паразитируют в кишечнике человека и животных. Трипаносомы и лейшмании обитают в крови человека и животных.
Инфузории — это наиболее сложноорганизованные одноклеточные или колониальные организмы. Среди них есть свободноживущие, прикрепленные и паразитические формы Известно более 7,5 тыс. видов инфузорий. Тело инфузорий имеет постоянную форму, у представителей многих видов, например у инфузории туфельки, имеются реснички, с помощью которых свободноживущие в водоемах организмы довольно быстро передвигаются и обеспечивают себя питанием.
Свободноживущие инфузории питаются в основном бактериями, другими простейшими. Паразитические — обитают в кишечнике животных, питаются содержимым кишечника, разрушают слизистую и вызывают серьезные заболевания. Прикрепленные — могут удерживаться на подводных предметах, теле водных животных. Реснички создают ток воды, с помощью которого пищевые частички подгоняются к ротовой впадине. Характерным отличием инфузорий от других простейших является наличие в клетке не менее двух разных по величине ядер.
Значение простейших. Несмотря на малые размеры тела, простейшие имеют большое значение в природе и в жизни человека. Это объясняется следующими особенностями. Во-первых, тело многих водных простейших заключено в известковую раковинку. После гибели этих организмов их раковинки опускаются на дно. Там за многие миллионы лет из них образуются многометровые толщи известковых отложений, например мел.
Во-вторых, многие простейшие являются незаменимым кормом для других животных
В-третьих, большое количество простейших является возбудителями различных болезней, среди которых немало опасных, приводящих больных к смерти. Из болезней человека, вызываемых простейшими, опасны такие, как амебная дизентерия, амебный менингит, токсоплазмоз, сонная болезнь, «восточная язва».
Простейшие приносят большой ущерб пчеловодству, рыбоводству, животноводству и звероводству.
Жгутиконосцы: эвглена зеленая, трипаносомы, лейшмания, опалины
Жгутиконосцы, инфузории
Подтип Жгутиковые. Растительные и животные жгутиконосцы
Ресурсы
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учреждений/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций