Технологическая карта урока биологии «Строение и передвижение инфузории-туфельки» (7 класс)

10
2
Материал опубликован 19 June 2017 в группе

Учитель биологии Ковалева Е.Б. Новосибирск, 2017

Технологическая карта урока биологии

Лабораторная работа «Строение и передвижение инфузории-туфельки»

Предмет

биология

Класс

7 класс

Учебник

В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С Кучменко, Биология 7 класс, Москва, «Вентана-Граф» 2013

Тема урока

Строение и передвижение инфузории-туфельки.

Тип урока

Закрепление нового материала. Лабораторная работа №1. Урок – исследование.

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами

Привить навыки исследовательской самостоятельной работы школьникам. Изучить особенности строения и передвижения инфузории-туфельки (предметные). Мотивировать любознательность к изучению микромира живых существ (личностные).

Деятельностная цель: научить детей новым способам нахождения знания,- уметь наблюдать, сравнивать, зарисовывать, обращаться с лупой, микроскопом; уметь работать по инструкции, сверять свои действия с целью (метапредметные). 

Содержательная цель: расширить знания учеников в области микромира простейших; устройства и жизнедеятельности живой клетки.  

Межпредметные связи

Химия, физика, цитология

интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР по биологии).

Материалы и оборудование

Микроскоп, лупа, предметное и покровное стёкла, пипетка, вата, культура инфузории-туфельки в пробирке, тетрадь, учебник, мультимедийное оборудование

Методы обучения

Словесный метод обучения, наглядный; исследовательский, практический метод, частично поисковый; самостоятельная работа, зарисовывание; метод логических рассуждений, анализ.

Список используемой литературы

http://licey.net/free/6-biologiya/24-laboratornyi_praktikum_po_zoologii/stages/214-stroenie_i_zhiznedeyatelnost_infuzorii_na_primere_infuzorii_tufelki.html лабораторная работа

http://studopedia.ru/15_1318_klass-resnichnie-infuzorii.html картинка


 

Структура и ход лабораторной работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты, УУД

Организационный этап. 2 мин.

Приветствует учащихся, раздаёт лупы, пробирки, микроскопы и др.

Приветствуют учителя, проверяют комплектацию раздаточных материалов

Вежливость, точность.

Подготовка к лабораторной работе. 5 мин

Показывает, как настроить микроскоп, поясняет, зачем. Объясняет технику безопасности при работе с микроскопом и культурой клеток.

Настраивают микроскоп, определяют цель работы, изучают ТБ

Постановка учебных целей.

Самостоятельная работа учеников. 25 мин.

Координирует деятельность учащихся: наблюдайте за движением инфузорий. Каковы внешний вид, окраска, форма тела инфузории-туфельки? Каким концом тела она движется вперед? Как отличить передний конец тела от заднего?

Инструктирует:

Присмотритесь к поверхности тела инфузории. Найдите реснички на её теле. Понаблюдайте за ними. Все ли реснички имеют одинаковую длину? Как работают реснички?

Найдите в передней половине тела желобок — околоротовую впадину. Найдите мерцающую полоску - это глотка, в которую ведет ротовое отверстие.

Найдите пищеварительные вакуоли. Понаблюдайте за процессом их образования и движением в цитоплазме.

Понаблюдайте за опорожнением пищеварительных вакуолей. Где и как происходит удаление непереваренных частиц?

Найдите у инфузории сократительные вакуоли, понаблюдайте за их работой. Сколько сократительных вакуолей у инфузории? Где они располагаются? Каковы функции?

Изучите ядерный аппарат инфузорий. Сколько ядер у инфузории? Где они располагаются? Каков их внешний вид? Каковы функции?

1.Наблюдают движение инфузорий в пробирке через лупу.

2.Экспериментируют. В каплю с инфузориями помещают кристаллик соли. Что происходит, разглядывают под микроскопом.

Для замедления движения инфузорий, в каплю помещают пару волокон ваты. Инфузории задерживаются между волокнами ваты. Это позволяет рассмотреть внутреннее строение инфузорий.

3.Изучают внутреннее строение инфузории-туфельки, и что происходит внутри тела.

4.Зарисовывают внешнее и внутреннее строение инфузории-туфельки, пользуясь большим увеличением микроскопа.

5.Делают выводы, что инфузории - сложно организованные простейшие. Они сохраняют постоянную форму. Двигаются в воде с помощью ресничек. Поглощают пищу клеточным ртом, а выделяют остатки через порошицу. Имеют вакуоли,- пищеварительные и сократительные. Имеют в клетке два ядра: большое и малое. Делятся пополам.

Перевод познавательной задачи - в практическую.

Составление плана последовательных действий.

Анализ выделение объектов и процессов:

рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей;

рассмотрение количества объектов и их частей.

Умение находить взаимосвязь формы и функции.

Умение выражать смысл

различными средствами, в т.ч. символами на рисунке.

фиксирование результатов своей деятельности в тетради.

Проверка усвоения знаний. 5 мин.

Задает вопросы: Почему инфузория-туфелька так названа?

Как проявляется более сложное, чем у других простейших, строение инфузории-туфельки в процессах питания и выделения?

Сравнивают инфузорию-туфельку с ранее изученными амёбой протеем и эвгленой зелёной.

Отвечают на вопрос: Что доказывает более сложную организацию инфузории-туфельки?

Умение задавать вопросы.

Умение слушать учителя.

Умение отвечать на вопросы.

Закрепление знаний. 5 мин.

Проверяет рисунки учеников: контурную правильность формы тела инфузории, схематичную правильность органелл, их местоположение; правильность подписей частей клетки.

Корректирует, исправляет рисунки

Дополняет любопытными фактами информацию об инфузориях.

Отвечает на вопросы школьников.

Сверяют свой рисунок с рисунком в учебнике.

Ученики должны уметь показать на рисунке у инфузории-туфельки: ресничный покров; глотку и рот; пищеварительные вакуоли и их путь в цитоплазме;

порошицу; сократительные вакуоли; ядерный аппарат инфузорий.

Перевод практической задачи - в теоретическую.

Соотнесение предметного содержания с действиями.

Рефлексия. 2 мин.

Подводит итог работы, отмечает, что успели, что не получилось. Оценивает успешных учеников.

Делятся впечатлениями друг с другом, что увидели в микроскоп, а что не удалось увидеть, но хотелось.

Оценочные умения

Домашнее задание. 1 мин.

Читать параграф 11 учебника «Тип инфузории». Отвечать на вопросы в конце параграфа.

Дома школьники-аквариумисты готовят рассказ, как развести инфузорий-туфелек для кормления мальков.

Внимательность и аккуратность


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Елена, за отличную работу!!

20 June 2017

Спасибо!

20 June 2017

Похожие публикации