Технологическая карта урока биологии «Строение и передвижение инфузории-туфельки» (7 класс)
Учитель биологии Ковалева Е.Б. Новосибирск, 2017
Технологическая карта урока биологии
Лабораторная работа «Строение и передвижение инфузории-туфельки»
Предмет |
биология |
Класс |
7 класс |
Учебник |
В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С Кучменко, Биология 7 класс, Москва, «Вентана-Граф» 2013 |
Тема урока |
Строение и передвижение инфузории-туфельки. |
Тип урока |
Закрепление нового материала. Лабораторная работа №1. Урок – исследование. |
Цели урока в соответствии с планируемыми результатами |
Привить навыки исследовательской самостоятельной работы школьникам. Изучить особенности строения и передвижения инфузории-туфельки (предметные). Мотивировать любознательность к изучению микромира живых существ (личностные). Деятельностная цель: научить детей новым способам нахождения знания,- уметь наблюдать, сравнивать, зарисовывать, обращаться с лупой, микроскопом; уметь работать по инструкции, сверять свои действия с целью (метапредметные). Содержательная цель: расширить знания учеников в области микромира простейших; устройства и жизнедеятельности живой клетки. |
Межпредметные связи |
Химия, физика, цитология |
интернет-ресурсы |
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР по биологии). |
Материалы и оборудование |
Микроскоп, лупа, предметное и покровное стёкла, пипетка, вата, культура инфузории-туфельки в пробирке, тетрадь, учебник, мультимедийное оборудование |
Методы обучения |
Словесный метод обучения, наглядный; исследовательский, практический метод, частично поисковый; самостоятельная работа, зарисовывание; метод логических рассуждений, анализ. |
Список используемой литературы |
http://licey.net/free/6-biologiya/24-laboratornyi_praktikum_po_zoologii/stages/214-stroenie_i_zhiznedeyatelnost_infuzorii_na_primere_infuzorii_tufelki.html лабораторная работа http://studopedia.ru/15_1318_klass-resnichnie-infuzorii.html картинка |
Структура и ход лабораторной работы
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты, УУД |
Организационный этап. 2 мин. |
Приветствует учащихся, раздаёт лупы, пробирки, микроскопы и др. |
Приветствуют учителя, проверяют комплектацию раздаточных материалов |
Вежливость, точность. |
Подготовка к лабораторной работе. 5 мин |
Показывает, как настроить микроскоп, поясняет, зачем. Объясняет технику безопасности при работе с микроскопом и культурой клеток. |
Настраивают микроскоп, определяют цель работы, изучают ТБ |
Постановка учебных целей. |
Самостоятельная работа учеников. 25 мин. |
Координирует деятельность учащихся: наблюдайте за движением инфузорий. Каковы внешний вид, окраска, форма тела инфузории-туфельки? Каким концом тела она движется вперед? Как отличить передний конец тела от заднего? Инструктирует: Присмотритесь к поверхности тела инфузории. Найдите реснички на её теле. Понаблюдайте за ними. Все ли реснички имеют одинаковую длину? Как работают реснички? Найдите в передней половине тела желобок — околоротовую впадину. Найдите мерцающую полоску - это глотка, в которую ведет ротовое отверстие. Найдите пищеварительные вакуоли. Понаблюдайте за процессом их образования и движением в цитоплазме. Понаблюдайте за опорожнением пищеварительных вакуолей. Где и как происходит удаление непереваренных частиц? Найдите у инфузории сократительные вакуоли, понаблюдайте за их работой. Сколько сократительных вакуолей у инфузории? Где они располагаются? Каковы функции? Изучите ядерный аппарат инфузорий. Сколько ядер у инфузории? Где они располагаются? Каков их внешний вид? Каковы функции? |
1.Наблюдают движение инфузорий в пробирке через лупу. 2.Экспериментируют. В каплю с инфузориями помещают кристаллик соли. Что происходит, разглядывают под микроскопом. Для замедления движения инфузорий, в каплю помещают пару волокон ваты. Инфузории задерживаются между волокнами ваты. Это позволяет рассмотреть внутреннее строение инфузорий. 3.Изучают внутреннее строение инфузории-туфельки, и что происходит внутри тела. 4.Зарисовывают внешнее и внутреннее строение инфузории-туфельки, пользуясь большим увеличением микроскопа. 5.Делают выводы, что инфузории - сложно организованные простейшие. Они сохраняют постоянную форму. Двигаются в воде с помощью ресничек. Поглощают пищу клеточным ртом, а выделяют остатки через порошицу. Имеют вакуоли,- пищеварительные и сократительные. Имеют в клетке два ядра: большое и малое. Делятся пополам. |
Перевод познавательной задачи - в практическую. Составление плана последовательных действий. Анализ выделение объектов и процессов: рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей; рассмотрение количества объектов и их частей. Умение находить взаимосвязь формы и функции. Умение выражать смысл различными средствами, в т.ч. символами на рисунке. фиксирование результатов своей деятельности в тетради. |
Проверка усвоения знаний. 5 мин. |
Задает вопросы: Почему инфузория-туфелька так названа? Как проявляется более сложное, чем у других простейших, строение инфузории-туфельки в процессах питания и выделения? |
Сравнивают инфузорию-туфельку с ранее изученными амёбой протеем и эвгленой зелёной. Отвечают на вопрос: Что доказывает более сложную организацию инфузории-туфельки? |
Умение задавать вопросы. Умение слушать учителя. Умение отвечать на вопросы. |
Закрепление знаний. 5 мин. |
Проверяет рисунки учеников: контурную правильность формы тела инфузории, схематичную правильность органелл, их местоположение; правильность подписей частей клетки. Корректирует, исправляет рисунки Дополняет любопытными фактами информацию об инфузориях. Отвечает на вопросы школьников. |
Сверяют свой рисунок с рисунком в учебнике. Ученики должны уметь показать на рисунке у инфузории-туфельки: ресничный покров; глотку и рот; пищеварительные вакуоли и их путь в цитоплазме; порошицу; сократительные вакуоли; ядерный аппарат инфузорий. |
Перевод практической задачи - в теоретическую. Соотнесение предметного содержания с действиями. |
Рефлексия. 2 мин. |
Подводит итог работы, отмечает, что успели, что не получилось. Оценивает успешных учеников. |
Делятся впечатлениями друг с другом, что увидели в микроскоп, а что не удалось увидеть, но хотелось. |
Оценочные умения |
Домашнее задание. 1 мин. |
Читать параграф 11 учебника «Тип инфузории». Отвечать на вопросы в конце параграфа. |
Дома школьники-аквариумисты готовят рассказ, как развести инфузорий-туфелек для кормления мальков. |
Внимательность и аккуратность |
Дементьева Ирина Михайловна
Елена