Урок экологии «Экспресс-анализ выдыхаемого воздуха на содержание углекислого газа с помощью индикаторных трубок» (9–10 классы)
Пособие практических работ по экологии
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Тип урока –- демонстрация, на котором эксперимент служит наглядным пособием
Форма – форм практико-ориентированной деятельности учащихся
Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.
Окружающая среда прямо и косвенно влияет на здоровье человека. Воздухом человек дышит, вода входит в состав пищевых продуктов, на почве произрастают необходимые для нашего питания продукты - вот основные способы воздействия окружающей среды на здоровье человека. Загрязнения воздуха, воды и почвы образуют основные химические факторы среды. Кроме химических факторов загрязнения среды, выделяют еще физические (шум, вибрация, электромагнитные поля и т.п.), микробиологические (загрязнения патогенными микроорганизмами), радиационные. В каждом случае необходимо рассматривать конкретные факторы воздействия окружающей среды на здоровье человека и соответствующие показатели.
Экспресс-анализ выдыхаемого воздуха на содержание углекислого газа с помощью индикаторных трубок
Цель опыта: сравнительная оценка содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе как показателя воздухообмена при дыхании.
Информация. Одним из факторов, непосредственно влияющим на состояние организма, является концентрация углекислого газа (диоксида углерода) в крови. Основным регулятором этого параметра является процесс дыхания, в ходе которого организм человека освобождается от диоксида углерода как продукта жизнедеятельности. Количественные данные о концентрации этого газа в крови и выдыхаемом воздухе позволяют специалистам определять показатели психофизиологического статуса организма и здоровья человека.
Концентрация углекислого газа во вдыхаемом (атмосферном) воздухе составляет 0,03-0,04% об., в то время как во выдыхаемом воздухе содержится около 4% об. этого газа. О сравнительном содержании диоксида углерода во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе можно судить по результатам химического анализа воздуха с помощью индикаторных трубок и насоса. Выполнение данного опыта позволяет наглядно представить необходимость эффективного выведения углекислого газа из организма для нормальной жизнедеятельности человека. Используя индикаторную трубку с подходящим диапазоном измерений, можно количественно измерить концентрацию углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Индикаторные трубки позволяют точно измерить концентрацию углекислого газа. Они находят применение при количественном санитарно-химическом и экологическом контроле. Измерив концентрацию диоксида углерода при выполнении данной практической работы, вы сможете сами определить условия, при которых можно повысить результативность занятий, а также получить представление о естественном (фоновом) содержании СО2 в атмосфере и возможности его изменения в процессе антропогенной деятельности.
Ход работы
Опыт выполняется с помощью комплекта-лаборатории серии «Пчелка-У» либо комплекта индикаторных трубок и насоса- пробоотборника
Оборудование: индикаторные трубки для определения углекислого газа, мешок полиэтиленовый объемом 3-5 л, насос-пробоотборник, термометр, секундомер.
1.Приготовьте и расправьте полиэтиленовый пакет из комплекта
2.Сделайте выдох в пакет, наполняющего выдыхаемым воздухом.
3.Загерметизируйте пакет, зажав его горловину рукой.
4.Возьмите заранее приготовленную и вскрытую индикаторную трубку,
вставьте в насос. Приоткройте пакет и быстро поместите туда индикаторную
трубку с насосом, после чего пакет снова за герметизируйте, зажимая рукой, как показано на рисунке.
5.Прокачивайте через индикаторную трубку воздух из мешка. Интенсивная синяя окраска появляется сразу же, что свидетельствует о высоком содержании углекислого газа в выдохнутом воздухе.
Пчелка-Р мини-экспресс-лаборатория
Химический анализ воздуха индикаторными трубками ЗАО «Крисмас+».
Отбор пробы воздуха для химического анализа в помещении.
Прибор для проверки качества воздуха и содержания формальдегида
Ресурсы:
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html