Урок экологии «Экспресс-анализ загрязненности воздуха аммиаком»
Пособие практических работ по экологии
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Тип урока –- демонстрация, на котором эксперимент служит наглядным пособием
Форма – форм практико-ориентированной деятельности учащихся
Методы: частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.
Экспресс-анализ загрязненности воздуха аммиаком
Цель работы: изучение загрязненности воздуха вредными химическими веществами
Информация. Можно прожить около месяца без еды, несколько дней без воды, но без воздуха не проживешь и несколько минут. Мы редко думаем об океане газа без цвета и запаха вокруг нас. И о более 14 кг воздуха, которые проходят через наши легкие за день, мы думаем не больше, чем рыба о воде, в которой плавает.
Главные виновники химических загрязнений воздуха - промышленность и хозяйственная деятельность человека, связанная со сжиганием горючих материалов, включая автотранспорт и теплоэлектростанции. Выполнение данной работы позволит вам ознакомиться с экспресс-анализом загрязненности воздуха вредными химическими веществами на примере аммиака. К примеру, среднегодовая концентрация этого газа в крупном городе может превысить санитарную норму в 1,5 раза. Хроническое отравление аммиаком вызывает расстройство пищеварения, катары верхних дыхательных путей и ослабление слуха.
Оборудование из комплекта: мешок полиэтиленовый объемом 3-5 л, пипетка-капельница, ножницы, тест-система «Аммиак».
Реактивы: аммиачная вода.
Оборудование из кабинета: секундомер.
Ход работы
1.Подготовьте полоску тест-системы. Для этого вскройте упаковку полоски тест- системы, срезав поперек упаковки ножницами не более 2 мм индикаторной полоски.
2.Поместите в расправленный полиэтиленовый мешок 1-2 капли аммиачной воды, герметично закройте его и выдержите 3-5 мин. Для насыщения воздуха аммиаком.
3.Поместите подготовленную полоску в мешок, закрепив его на нитке или скотче, и снова за герметизируйте мешок (полоска не должна соприкасаться с каплей аммиачной воды).
4.Отметьте время начала эксперимента пуском секундомера.
5.Отметьте по секундомеру время появления синего порогового окрашивания (индикационного эффекта).
6.Оцените уровень концентрации аммиака в зависимости от времени возникновения пороговой окраски по таблице:
Время возникновения пороговой окраски, секунды |
90 |
60 |
Менее 3 |
Концентрация аммиака, мг/м3 |
10 |
100 |
1000 |
Пример. Индикационный эффект от воздействия паров аммиака возник через 10 секунд с начала эксперимента. По данным таблицы, концентрация аммиака составляет от 100
до 1000 мг/м3
Обработка результатов и выводы
Занесите полученные результаты в таблицу по сле-
дующей форме:
Объем воздуха в мешке, м3 (приблизительно) |
Количество капель водного аммиака |
Время срабатывания экспресс- теста, мин |
Фактическая концентрация паров аммиака, мг/м3 |
Проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы об уровне загрязненности воздуха аммиаком
Технология определения уровня загрязненности воздуха
Галилео. Эксперимент. Растворение аммиака
Как защититься от выброса аммиака?
Аммиак, его последствия и опыты с ним
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html