Урок биологии на тему «Космос и здоровье человека» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Изучение нового материала
Космос и здоровье человека
Земля — часть Солнечной системы. Она подчиняется ее закономерностям и испытывает определенно^ ее воздействие. Биосфера, являясь частью нашей планеты, также подвержена влияниям космического излучения, которое оказывает определенное воздействие на живые организмы, в том числе и на человека.
Особое место в жизни нашей планеты занимает Солнце. Эта ближайшая к планете звезда освещает и согревает нашу планету. Только восемь с небольшим минут требуется, чтобы солнечные лучи достигли земной поверхности. Поэтому Солнце, являясь центром нашей планетарной системы, не только определяет физические условия на Земле, но и способствовало появлению Жизни и в конечном итоге человека на нашей планете. Солнце всегда вмешивалось и вмешивается в нашу жизнь, особенно в периоды солнечной активности. В результате исследований, которые проводились по изучению солнечной активности, удалось установить, как происходит выброс плазмы из Солнца вовремя солнечных бурь, ка к эта плазма распространяется в межпланетном пространстве и как она взаимодействует с магнитным полем Земли. Часть солнечной плазмы проникает в магнитосферу Земли и вызывает в ней интенсивные электрические токи, полярные сияния (в высоких широтах), усиление радиационных полюсов Земли и т. д.
Соотношение Души и сознания на базе человека.
Человек как и другие биологические объекты, подвержен влиянию магнитного поля Земли. Во время магнитных бурь обостряются сердечно -сосудистые и нервно-психические заболевания. В организме человека происходят значительные изменения: например, замедляется реакция на световые и звуковые раздражители (сигналы),- понижается внимание. Это может служить причиной дорожно-транспортных происшествий, а также несчастных случаев на сложных производствах, требующих повышенного внимания.
То, что солнечные и магнитные бури влияют на здоровье человека, было установлено ученым-геологом А. Л. Чижевским, который ещё в 1936 г. писал, что «бывают дни, когда для больного человека Солнце является источником смерти. В такие дни из жизнеподателя оно превращается в заклятого врага, от которого человеку никуда не скрыться, не убежать. Смертоносное влияние Солнца настигает человека повсюду, где бы он ни находился. Лишь наука, которой Дано предвидеть явления заранее, может указать на грозящую опасность, и дело врача — мобилизовать орудия медицины, чтобы больной организм мог перенести эту неравную борьбу с теми производными явлениями, которые возникают в результате специфического излучения Солнца». Поэтому не случайно с 1987 г. средства массовой информации систематически оповещают население о неблагоприятных по геофизическим факторам днях. Это дает возможность больному человеку заранее принять необходимые меры профилактики.
Исследование влияния солнечной активности на состав крови показало изменение числа лейкоцитов, скорости свертывания крови. Особенно Отчетливо солнечная активность сказывается на состоянии нервной системы - она влияет на изменение скорости реакций человека в окружающей среде. Проникшие в магнитосферу загрязненные частицы солнечной плазмы в основном удерживаются силовыми линиями магнитного поля, но при поступлении очередной порции плазмы большая или меньшая часть их как бы стряхивается в атмосферу и воздействует на растения> животных и человека; Оказалось, что человеческий организм-очень Чувствителен к изменению гравитационного поля и чутко реагирует на него — меняется порог возбудимости и торможения в коре головного мозга; частота сердечных сокращений; кровяное давление; состав крови и течение многих других физиологических процессов. Поэтому исследования, связанные с новой наукой гелиобиологией, помогут в познании физиологических процессов, происходящих в организме человека и разработке системы профилактических мер, направленных на укрепление здоровья человечества.
У космонавтов также наблюдались отклонения по сравнению с обычным состоянием человека в земных условиях. Отмечались сдвиги со стороны обменных; реакций, в частности, кальциевого обмена, уменьшалось количество эритроцитов в крови, нарушались суточные ритмы в функциях организма, а также сон.
Таким образом, сильное уменьшение геомагнитного поля является тем основным, фактором, который вызывает определенные изменения у людей, находящихся в различных условиях.
Имеется огромный материал в медицинской статистике, где «опыты» ставила сама природа. Эти исследования очень важны для решения вопросов о связи колебаний естественных электромагнитных полей и состояния здоровья человека.
В нашей стране налажен серийный выпуск аппаратов, которые генерируют переменные, импульсные, вихревые виды низкочастотных магнитных полей, используемых врачами при лечении различных заболеваний. Помимо этого; выпускаются лечебные магниты (в виде клипсов, стелек, браслетов и т. д.), генерирующие постоянное Магнитное поле без потребления электроэнергии; их создают па основе металла, керамики, резины, пластмассы и используют не только в больницах, поликлиниках, но и дома. Магнитное поле воздействует на биологически активные точки, расположенные на коже и являющиеся как бы представителями внутренних органов. При различных заболеваниях воздействие на эти точки опосредованно благоприятно влияет и на деятельность связанного с ним пораженного органа.
Подумайте и ответьте. 1. Как влияет солнечная активность на состояние здоровья людей? 2. Что такое неблагоприятные геофизические дни? 3. Люди с какими заболеваниями подвержены влиянию магнитных бурь? 4. Что исследует наука гелиобиология? 5. Кто из советских ученых занимался гелиобиологией? 6. На чем основаны лечебные свойства магнитного поля? 7. Каким образом получают оздоровительный эффект при лечении магнитом?
Объясните значение терминов: солнечная плазма, магнитные бури, гелиобиология, магнитное поле Земли, допиты, неоплазма.
Как влияет Космос и планеты на человека
Взаимосвязь человека и космоса посредством астрологии
Космос на страже здоровья!
Космос внутри нас! Макро космос и микро космос в нашем теле.
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html