Урок экологии «Геоэкологическое исследование. Составление геоэкологических карт»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Геоэкологическая карта
Отражает взаимодействие живых организмов (в т. ч. человека) со средой; в более широком смысле – взаимодействие социально-экономических и природных геосистем.
Различают: инвентаризационные геоэкологические карты – фиксируют наличие и состояние экологических объектов и ситуаций;
оценочные – дают оценку степени воздействия экологических явлений или факторов на жизнь и функционирование организмов; прогнозные – характеризуют ожидаемые результаты воздействия экологических факторов на организмы или среду; рекомендательные – отражают размещение мер по использованию благоприятных условий и предотвращению негативных экологических ситуаций, проведению мелиораций, охране окружающей среды и здоровья человека, обеспечению устойчивости среды.
Частные геоэкологические карты передают отдельные явления или факторы (напр., загрязнение почв радионуклидами), а общиесинтетические геоэкологические карты дают интегральную характеристику экологической ситуации (напр., районирование территории по степени радиоактивного риска).
Имеют разное назначение: научно-справочное, учебно-краеведческое, рекламное, пропагандистское и др.
Под геоэкологическим картированием понимают процесс составления карт определенного содержания и масштаба путем генерализации карт любых масштабов в камеральных условиях. Обнаруженные и изученные с помощью различных геолого-геоэкологических методов ареалы и зоны распространения вредных и загрязняющих веществ наносят на карты.
Исследования в полевых условиях ориентированы на выявление
зон загрязнения верхней части геологического разреза — почв, донных отложений рек и водоемов, областей шельфа, пресных и минерализованных подземных вод хозяйственно-питьевого и бальнеологического назначения;
масштабов истощения пресных и минеральных подземных вод, характера подтопления территорий городов, промышленных объектов, сельскохозяйственных земель, заболачивания, вторичного засоления, переувлажнения и переосушения почв;
районов активизации экзогенных геологических процессов — оползней, селей, обрушения берегов рек и водохранилищ, оплывин стенок карьеров и котлованов, карстовых провалов, эрозии почв, а также районов активизации геодинамических процессов и геокриологических деформационных процессов — пучения, термокарста, солифлюкции;
техногенного нарушения геофизических полей — электрических, гравитационных, сейсмических, тепловых и радиационных;
мест локализации геохимических аномалий.
Геоэкологическое исследование и картирование (ГЭИК) осуществляется в соответствии с «Требованиями к геолого-экологическим исследованиям и картированию» (1991). Цель исследования и картирования — определение фонового состояния геологической среды и составляющих ее компонентов, выявление техногенных нарушений геологической среды, оценка активности и определение направленности природных и техногенных процессов, осуществляемых для правильного планирования и необходимых при разработке ТЭО территориальных природоохранных мероприятий.
Геологическая карта
Построение разреза по геологической карте.
Построение профиля по топографической карте
Изображение рельефа на планах и картах
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
https://studfiles.net/preview/4639986/page:2/
https://studopedia.ru/5_130486_lektsiya--osnovnie-ponyatiya-geoekologii.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций