12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олифирова Ольга Владимировна2077
В школе работаю девятнадцатый год. Преподаю химию и биологию. Увлекаюсь комнатными растениями. Нравится осваивать различные творческие технологии и обучать данными технологиями детей. Сейчас осваиваем модульное оригами.
Россия, Забайкальский край, Чита

Урок биологии в 7 классе. «_____»________________ 20 ___ г.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Цель. Способствовать формированию представлений об особенностях строения и многообразия живых организмов типа Членистоногие; создать условия для формирования умения выделять признаки приспособленности к среде обитания членистоногих на примере класса Ракообразные.

Задачи.

Образовательные: рассмотреть общие черты строения и жизнедеятельности типа Членистоногие; раскрыть основные особенности строения, процессов жизнедеятельности и поведения ракообразных; раскрыть их роль в сообществах, жизни человека; выделить признаки приспособленности ракообразных к водному образу жизни

 Развивающие: продолжить формирование умение составлять морфологическое описание изучаемых объектов и участвовать в поиске информации; развивать умения работы с различными информационными источниками; анализировать текст и заполнять таблицы, делать обобщающие выводы;

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к живой природе

Планируемые результаты.

Предметные.

Обучающиеся узнают: особенности строения ракообразных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Обучающиеся научаться: находить отличия ракообразных от других многоклеточных организмов; объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; раскрывать значение животных в природе и в жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладение на уровне общего образования системой биологических знаний; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Изучение новой темы.

Общая характеристика типа.

Работа в парах с текстом.

Прочитайте текст «Тип Членистоногие».

Тип Членистоногие.

Название типа дано за характерную членистость ног у его представителей. Тип членистоногие – самый многочисленный в мире животных, насчитывающий более 1млн видов. Представители типа освоили все среды жизни биосферы: водную, почвенную, наземную, воздушную. Первоначально это были водные животные. Они дали начало всему разнообразию современных групп членистоногих: ракообразных, паукообразных и насекомых.Представителями членистоногих животных являются раки, пауки, клещи, насекомые и другие.

Членистоногие – это двустороннесимметричные животные, то есть если провести вертикальную линию посередине их тела, то левая часть будет идентична правой. Наружный покров членистоногих пропитан особым органическим веществом – хитином. После отвердевания хитин не позволяет животному расти, и рост его осуществляется только в период линек, когда тело лишено защитного покрова. Из-за этого свойства хитиновый покров называют наружным скелетом. Число линек за время развития особи различно: от 3 у мух до 25-30 у поденок.

Полость тела членистоногих смешанная: она образуется на ранних стадиях развития при слиянии первичной и вторичной полостей. Кровеносная система незамкнутая. У членистоногих хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у некоторых – слуха. Они играют важную роль в природных биоценозах, имеют важное практическое значение.

Используя содержание текста «Тип Членистоногие. Общая характеристика », составьте общую характеристику типа, дополнив следующие фразы.

Тип Членистоногих насчитывает более ...

Включает 3 класса: ....

Среда обитания ....

Тело покрыто .... покровом, который является ... скелетом.

Конечности имеют .... строение.

Для них характерна ………- смена покрова при росте животного.

Полость тела членистоногих ...

Кровеносная система ...

Хорошо развиты органы ...

Класс ракообразные.

Все движутся вперед,

А он наоборот,

Он может два часа подряд

Всё время пятиться назад.

О каком животном идет речь? Из какого произведения эти строки?

Басня Крылова «Лебедь, рак и щука». Как вы считаете, признаки, какого класса мы с вами рассмотрим на данном уроке?

Класс Ракообразные.

Каковы цели нашего урока?

Класс Ракообразные (рак-отшельник креветка, краб) – водные членистоногие, дышащие под водой с помощью жабр.

Ракообразные освоили все типы водоемов, встречаются морские, речные, озерные виды, а также представители, освоившие сушу.

Рассмотрим особенности строения ракообразных, на примере речного рака.

Внешнее строение.

Тело речного рака состоит из 2 отделов: головогруди и брюшка.

На головогруди парафасеточных глаз на стебельках (3000 глазков); 2 пары усиков- короткие и длинные – это органы осязания и обоняния;ротовые органы – 6 пар: 1 пара – верхние челюсти, 2-3 пары – нижние челюсти, 4-6 пары – ногочелюсти, все они служат для удержания, ощупывания и измельчения пищи; ноги – 5 пар – 1 пара – клешни, с помощью которых рак нападает и защищается, 4 пары -ходильные ноги

На брюшке 6 сегментов (5 пар брюшных ног и хвостовой плавник)

Ракообразные имеют наружный хитиновый скелет, служащий опорой и защитой животным, принадлежащим к данному классу.

Подвижность конечностей и тела ракообразных обеспечивается свойствами мембран, располагающихся между твердыми частями ракообразных. Кроме того, у ракообразных хорошо развиты мускулатура, которая крепится к наружному скелету особыми мышечными пучками.

Ракообразные обладают большим арсеналом возможностей передвижения. В частности, речной рак может ползать как назад, так вперед. Перемещение по дну осуществляется с помощью грудных ног, а вот плаванью способствуют брюшные ножки. Хвостовая часть способствует резкому движению назад – рак изгибает хвост внутрь и вперед, отчего тело подбрасывается и плывет назад.

Внутреннее строение речного рака.

Пищеварительная система

Передняя кишка: рот с грызущим ротовым аппаратом, пищевод, желудок из 2-х частей (жевательная часть с 3 хитиновыми зубцами и жерновками и цедильная часть- система складок с щетинками по краям), средняя кишка (в неё открывается печень; переваривание и всасывание), задняя кишка (открывается анальным отверстием).

Кровеносная система

Незамкнутая. Сердце на спинной стороне в виде пятиугольника.

Дыхательная система

Жабры – выросты кожи у основания конечностей, расположены в полостях головогруди.

Выделительная система

Пара зеленых желез, открывается у основания усиков.

Нервная система

Узлового типа, окологлоточное нервное кольцо, 5 пар нервных узлов, образуют брюшную нервную цепочку и нервы.

Размножение

Половое. Раздельнополые. Оплодотворение внутреннее. Развитие прямое.

Весной самка вымётывает икру, которую прикрепляет к брюшным конечностям и вынашивает рачат до лета.

Растут очень быстро, линяют 10 раз в первое лето, во второе лето – 5 раз. После 5 лет раки практически не растут. Живут до 15- 20 лет.

Многообразие Ракообразных.

На сегодняшний день известно около 73 000 видов (из них 5 000 – вымершие, ископаемые формы). В пределах класса Ракообразные можно выделить 6 более мелких групп:

- жаброногие (артемии, дафнии);

- цефалокориды (примитивные морские креветки);

- высшие раки (крабы, раки, креветки);

- максиллоподы (циклопы);

- ракушковые (остракоды);

- гребневые (ремиподии).

Среди ракообразных имеются виды, питающиеся растительной пищей, плотоядные или паразитические формы. Так, класс Веслоногие рачки почти полностью состоит из паразитических форм.

Многие ракообразные используются человеком в пищу – это креветки, омары, крабы, лангусты, раки.

Они выполняют санитарную роль, очищая водоемы от гниющих организмов.

Мелкие ракообразные в состав планктона и ими питаются такие гиганты, как киты, моржи и дельфины.

3. Первичное закрепление знаний.

Заполните таблицу «Приспособленность речного рака к водному образу жизни»

Части тела и органы

Приспособления к образу жизни

Покров тела:

- прочность

- окраска

 

Части тела, обеспечивающие передвижение:

- по дну

- в толще воды

 

Органы чувств

 

Органы дыхания

 


 

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня на уроке

Я узнал…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Лучше всего я запомнил….

5. Домашнее задание. § 24

Прочитайте текст «Тип Членистоногие».

Тип Членистоногие.

Название типа дано за характерную членистость ног у его представителей. Тип членистоногие – самый многочисленный в мире животных, насчитывающий более 1млн видов. Представители типа освоили все среды жизни биосферы: водную, почвенную, наземную, воздушную. Первоначально это были водные животные. Они дали начало всему разнообразию современных групп членистоногих: ракообразных, паукообразных и насекомых. Представителями членистоногих животных являются раки, пауки, клещи, насекомые и другие.

Членистоногие – это двустороннесимметричные животные, то есть если провести вертикальную линию посередине их тела, то левая часть будет идентична правой. Наружный покров членистоногих пропитан особым органическим веществом – хитином. После отвердевания хитин не позволяет животному расти, и рост его осуществляется только в период линек, когда тело лишено защитного покрова. Из-за этого свойства хитиновый покров называют наружным скелетом. Число линек за время развития особи различно: от 3 у мух до 25-30 у поденок.

Полость тела членистоногих смешанная: она образуется на ранних стадиях развития при слиянии первичной и вторичной полостей. Кровеносная система незамкнутая. У членистоногих хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у некоторых – слуха. Они играют важную роль в природных биоценозах, имеют важное практическое значение.

Используя содержание текста «Тип Членистоногие. Общая характеристика », составьте общую характеристику типа, дополнив следующие фразы.

Тип Членистоногих насчитывает более ...

Включает 3 класса: ....

Среда обитания ....

Тело покрыто .... покровом, который является ... скелетом.

Конечности имеют .... строение.

Для них характерна ………- смена покрова при росте животного.

Полость тела членистоногих ...

Кровеносная система ...

Хорошо развиты органы ...


ракообразные
PPTX / 2.44 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.