12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ватулин Олег Иванович41
Тема: Основные стадии эволюции человека.

Цель: Сформировать научное понятие об основных этапах антропогенеза и их особенностях, основных направлениях эволюции человека; развивать понятия о движущих силах антропогенеза; развивать познавательный интерес и логическое мышление уч-ся, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: таблицы по теме «Антропогенез».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих).

II. Контроль знаний, умений и навыков.

1. Три ученика работают индивидуально по карточкам различных уровней.

Карточка №1 (средний уровень)

Что такое эволюция?

Что такое антропогенез?

Какие ученые внесли вклад в развитие представлений о происхождении человека?

Карточка №2 ( достаточный уровень)

Как классифицируются движущие силы антропогенеза?

Сравнить различные группы движущих сил антропогенеза.

Как изменялось их соотношение в процессе антропогенеза?

Карточка №3 (высокий уровень) Раскрыть роль труда и общественного образа жизни в эволюции человека.

  1. Устный опрос у доски:

а) развитие представлений о происхождении человека;

б) движущие силы антропогенеза и их классификация;

в) роль социальных факторов в эволюции человека.

Оценки комментируются, даются рекомендации.

  1. Итоги подготовки уч-ся к уроку. Рекомендации классу.

III. Актуализация опорных знаний.

Что называется эволюцией ?

Что такое антропогенез ?

Что является главными движущими силами антропогенеза ?

IV. Мотивация учебной деятельности.

    1. Формулирование и записывание в тетрадь темы урока.

      Важность изучения данной темы .Комментирование учениками отрывка стихотворения Бодлера:

... Но в грации причудливой смуглянки,

В округлостях, в изломах, в остроге

Сквозила инфантильность обезьянки...

    1. Постановка проблемы урока: как происходило становление Homo sapiens как биологического вида?

V. Изучение нового материала.

1. Человек и человекообразные обезьяны- две ветви одного родословного древа (сообщение

ученика ). Перед сообщением исследовательским группам ставятся вопросы:

а) в чем заключаются сходства человекообразных обезьян и человека ?

б) в чем состоят различия человекообразных обезьян и человека

в) чем объясняются сходства и чем объясняются различия?

После обобщения и - обсуждение вопросов и заполнение таблицы:

 

Сходства

Отличия

1. Крупные размеры тела, длинные конечности.

2. Пяточная кость.

3. Объемное и цветное зрение.

4. Пять пальцев с ногтями, большой палец противопоставляется остальным.

5. Две молочные железы.

6. Большой мозг.

7. Сроки полового созревания, продолжительность беременности.

8. Четыре группы крови, белковый комплекс, набор хромосом.

9. Общие болезни и паразиты.

10. Мимика и образное мышление.

11.Групповой способ жизни.

1. Изгибы позвоночника.

2. Свод стопы.

3.Форма таза.

4. Строение кисти.

5. Преобладание мозгового отдела черепа над лицевым у человека.

6. Подбородочный выступ у человека.

7.У человека мозг в 2-2,5 раза больше.

8. У человека грудная клетка расширена в стороны.

9. Речь у человека.

10. Абстрактное мышление у человека.

 

 

 

2. Родословная человека (рассказ с вычерчиванием схемы):

Схема родословной человека

3. Характеристика обезьяноподобных предков человека ( парапитеки, проплиопитеки, дриопитеки, австралопитеки).

Самостоятельная работа со статьей на стр.111 - 112 , затем - беседа.

4. Характеристика древних людей (сообщение ученика).

Предварительные вопросы исследовательским группам :

а) находки каких людей относят к архантропам?

б) исторический возраст архантропов;

в) условия жизни;

г) объем мозга;

д) владение речью;

е) особенности передвижения;

ж) трудовая деятельность;

з) образ жизни древнейших людей.

Обсуждение вопросов и заполнение таблицы.

5. Древние люди (сообщение ученика).

Предварительные вопросы исследовательским группам:

а) находки каких людей относят к палеоантропам?

б) исторический возраст древних людей;

в) условия жизни;

г) объем мозга;

д) владение речью;

е) особенности передвижения;

ж) трудовая деятельность;

з) образ жизни палеоантропов.

После сообщения - обсуждение вопросов и заполнение таблицы.

6 Первые современные люди - неоантропы ( сообщение ученика).

Предварительные вопросы:

а) находки каких людей относят к неоантропам?

б) когда появились первые современные люди?

в) условия жизни неоантропов ;

г) объем мозга;

д) владение речью;

е) особенности передвижения;

ж) трудовая деятельность;

з) образ жизни первых современных людей.

После сообщения - обсуждение вопросов и заполнение таблицы:

Стадии антропогенеза

 

Исторический

Условия

Объем

Владение

Особеннос-ти

Трудовая

Образ жизни

Стадии

возраст

жизни

мозга

речью

передвиже-ния

деятельность

 

1.Архантропы –

древнейшие люди (пите-

кантроп, синангроп, гейдельберг-ский человек)

2-3 млн. лет

Отсутствие жилищ, пользова- ние огнем

900-1200

см3

Нечлено-раздель-ная и

зачатки членораз-дельной речи­

ходили на 2

ногах, слегка наклонив-шись вперед и опираясь на дубину

Изготавли-вали из камня примитив-ные орудия труда

Первобыт- ное стадо

2.Палеоантропы - древние

люди

(неандерталь-

цы)

150 тыс. лет

Жили в пещерах, поддержива-ли огонь

1400 см3

нечлено­раздель- ные звуки и зачатки членораз-дельной речи

Передвига-лись, несколько согнувшись

Пользова-лись каменными, костяными

и деревянны-ми орудиями труда

Коллектив по 50-100 человек

3. Неоантропы-первые современные люди (крома-

ньонцы)

30-40 тыс лет

Строили жилища, одевались в шкуры

1600см3

Хорошее развитие членораз-дельной речи

Вертикаль-

ная походка

орудия и предметы быта из рога, кости, кремня; гончарное дело, земледелие

Родовое общество

               
               
               
               

7. Постепенное возрастание роли социальных факторов в антропогенезе (рассказ - беседа).

VI.  Закрепление изученного материала (беседа с использованием рис. 37 - 44).

VII. Решение проблемы, поставленной в начале изучения нового материала.

VIII. Обобщение и систематизация знаний. Формулирование вместе с учениками выводов.

IX. Итог урока и домашнее задание: §21 - 23.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.