Технологическая карта к уроку по окружающему миру во 2 классе на тему «Весенняя экскурсия. Лекарственные травы»

0
1
Материал опубликован 6 February 2020 в группе

Технологическая карта к уроку по предмету окружающий мир в 2 классе

на тему «Весенняя экскурсия. Лекарственные травы».

Организационная информация

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тема

«Весенняя экскурсия. Лекарственные травы».

Автор урока

Учитель начальных классов Чередниченко Ирина Викторовна

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ №1,

Федеральный округ России

Россия

Республика/край

РСО-Алания

Город/поселение

г. Ардон

Описание урока

Тип урока (мероприятия, занятия)

урок - экскурсия

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 мин

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

- познакомить учащихся с лекарственными растениями и их положительным влиянием на здоровье человека;

- способствовать формированию общего представления учащихся о возможности оздоровления при помощи природных ресурсов;

- понаблюдать за весенними изменениями в природе;

- развивать умение наблюдать, сравнивать.

- воспитывать бережное отношение к природе.

 

Предметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся умения:

определять изменения в природе;

определять лекарственные растения;

понимать правила сбора лекарственных растений;

уметь наблюдать, классифицировать, сравнивать, анализировать и делать выводы.

 

Личностные:

На уроке формировались:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного отношения к природе;

- формирование адекватной самооценки;

- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- уметь работать в группе.

 

Метапредметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся:

- интерес к познанию мира природы;

- интереса к учебному материалу;

- умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- умения осуществлять анализ объектов;

- умения принимать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умение провести наблюдение, сравнение, анализ, обобщение,

 

 

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

 

 

Дидактическая структура урока.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный

У: - Ребята! Сегодня замечательный весенний день. У меня отличное настроение. Как вы думаете, почему?

Д: - Потому что на улице весна и светит солнце.

У: - Да, верно и я рада нашей с вами встрече. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем необычном уроке. Ведь мы с вами идем на экскурсию в то же место парка, где были в прошлую экскурсию. Вы готовы?

Д: - Да.

У: - Тогда улыбнемся друг другу и отправимся в путь.

 

Психологическая установка на урок.

 

Приветствуют учителя.

II.Актуализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Постановка проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Формулирование темы и целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.«Открытие» нового знания

 

 

 

1.У:- Какими мы должны быть на экскурсии, чтобы ничего не пропустить?

Д: - Внимательными и наблюдательными.

У:- Верно, это необходимо для того что бы разгадывать загадки окружающего мира. Вы хотите быть сегодня исследователями?

Д:- Да.

У: - Тогда начинаем исследовать окружающий мир.

-Какое сейчас время года?

- Какая сегодня погода?

- Какое небо?

- Как изменился внешний вид парка весной?

- Как весенняя погода повлияла на жизнь растений, насекомых, птиц?

2. Ребята, я предлагаю вам для того, чтобы потренировать внимание поиграть в игру «Четвертый лишний».

( каждая пара получает задание на карточке)

 

Январь, март, апрель, май.

Дуб, клен, смородина, береза.

Лиса, медведь, волк, корова.

Ласточка, кузнечик, воробей, скворец.

Провести проверку

У:- Пока вы играли, я получила телеграмму от Лесовика. Вот послушайте, что он пишет: «Ребята, в лесу заболели звери: заяц поранил лапку, у лисы болит живот, у белочки ангина, волк кашляет, у медведя рана нарывает. Я так волнуюсь за друзей и мне нужна ваша помощь. Найдите природные лекарства,

которые помогут нам выздороветь».

У: - Ребята, что-то я забеспокоилась о состоянии зверей. Ведь мы, все понимаем, как важно хорошо себя чувствовать, иметь крепкое здоровье. Но, к сожалению, практически с каждым из нас случаются такие неприятности как болезни. Когда человек болеет ему ничего не интересно, ничего не хочется, а хочется только быстрее вылечиться.

-А что делает ваша мама, когда вы болеете?

-Где берет лекарства?

- Что такое аптека?

- Аптека – учреждение, где продают или изготавливаются лекарственные средства.

У: - Ребята, но в лесу нет аптеки, а Лесовик просил помочь вылечить зверей. Что же мы будем делать?

У: - Оказывается болезни можно лечить не только с помощью лекарств из аптеки, но и с помощью природных средств.

У: - Это что за природные средства?

Д: - Это, наверное, какие - то растения.

У: - Где их искать?

У: - Да, верно. Природа дает человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений были признаны научной медициной.

 

Как вы думаете, какова тема нашей экскурсии?

- « Лекарственные растения».

- Что сегодня будем делать?

- Познакомимся с лекарственными растениями, узнаем, где они растут?

Физкультминутка

У: - Прежде чем, мы начнем узнавать что-то новое и интересное, я предлагаю выполнить дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервное системы, избавляет человека от многих болезней. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями. Выполнять дыхательную гимнастику нужно в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе.

«Свеча» — ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха.

Работа в группах

Каждая группа получает карточку с заданием «Найди растение». Рассмотреть данное растение и рассказать о нем по плану:

Название.

Опишите лекарственное растение, какие листики, какой цветок (если он есть), какой корень.

Где растет растение?

 

Активизирует знания учащихся.

 

 

 

 

 

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует изменения, которые произошли в природе.

 

 

 

 

Организует игру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создаёт проблемную ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «лекарственные растения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Даёт задание, при необходимости консультирует, уточняет понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводит физкультминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует учащихся на исследование проблемной ситуации.

 

 

Отвечают на вопросы, используют при этом полученные ранее знания.

 

 

 

На основе полученных ранее знаний рассказывают, об изменениях в природе.

 

 

 

 

 

Выполняют задания игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают, ищут выход из создавшейся ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока, задачи урока.

Отвечают на вопросы, используют при этом полученные ранее знания.

 

 

Выполняют физкультминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.Включение нового знания в систему знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII.Рефлексия

учебной деятельности

 

 

Задания:

1-я группа – « Не пустили в огород - оттого она и жжет!» (Крапива)

2-я группа – «Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Нам он — как хороший друг,

Лечит раны ног и рук?» (Подорожник)

3 –я группа – «Носит этот мальчик желтый сарафанчик.

Подрастет — нарядится в беленькое платьице:

Легкое, воздушное, ветерку послушное…» (Одуванчик)

4-я группа – «Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают,
Бабочки любят их, любят букашки.
Эти цветочки зовутся  (Ромашки)»

5-я группа – Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких. (Лопух – репей)

Отчет групп.

Каждая группа рассказывает о своем растении. Учитель дополняет рассказ детей о лечебных свойствах этих растений.

1. Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит. — Так писали врачи много лет назад. Оказывается, что в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также, что она хорошо останавливает кровь.

2. Подорожник замечательное лекарственное растение. Люди использовали его с давних пор. Если у вас появилась рана, то для ее заживления используют подорожник. Ну, а, если заболел желудок, или вы простудились, вам тоже поможет подорожник. Соком подорожника лечат кашель.

3. Одуванчик – это лекарственное растение, в нём много полезных витаминов и поэтому его используют при лечении множества болезней.

Для лечения применяются листья и корни, из которых готовят отвары и настои. Корень одуванчика лечит болезни почек, печени, улучшает аппетит, при болях в животе.

4.Ромашка - одно из самых популярных лекарственных растений. Ромашку применяют в виде полосканий при ангинах. При любых болях выпейте ромашку. Очень хорошо снимает боли. Особенно хорошо применять ромашку при болях в желудке.

5. Лопух большой очень часто используют в медицине. Для приготовления лекарств чаще всего используют корни, реже листья и плоды. При различных заболеваниях желудка эффективно помогает сок из корня лопуха. При заболеваниях печени, а также желчного пузыря используют сок из листьев лопуха. А, если свежие листья лопуха или сухие, отварить в молоке, то это средство можно используют для лечения боли в суставах, долго не заживающих ранах, язвах, ожогах, нарывах.

1.У:- Ребята, так мы теперь можем помочь лесовику?

Д: – Да.

У: - Так какие растения, нам нужно отправить лесовику для лечения зверей.

Д: Зайцу (поранил лапку) нужен подорожник или крапива;

Лисе (желудок) поможет одуванчик или лопух;

Волку вылечить кашель поможет сок подорожника;

Медведю может помочь крапива или лопух;

Белке нужно полоскание ромашкой.

У:- Молодцы! С вашей помощью лесовик вылечит зверей. И нам осталось сказать добрые слова, и для этого вам надо выполнить следующее задание: в конвертах лежат слова, из которых вы составите пожелания для зверей.

Конверт для мальчиков: « Мы вам желаем крепкого здоровья!»

Конверт для девочек: « Будьте всегда здоровыми!»

1.У: - Понравилась ли вам сегодняшняя экскурсия? Почему?

У:- Ой, ребята, Лесовик опять прислал телеграмму.

Д: - Что же он там пишет?

У:- Сейчас узнаем. Давайте читать: «Дорогие ребята, большое спасибо вам за природные лекарства и добрые слова. Вы хорошо потрудились и у вас все получилось. Еще раз благодарю вас за помощь».

У: - Я полностью согласна с Лесовиком. Вы провели большую и интересную работу на уроке. Вы, МОЛОДЦЫ!

2. Оцените свою работу.

У:- В правой руке я держу лист, на котором изображена «веселая» ромашка.

t1581193207aa.jpgt1581193207ab.jpg

 

У:- А в левой руке - лист, на котором изображена «грустная» ромашка.

- Если, на уроке вам было интересно, все понятно, и вы не испытывали затруднений выполняя задания, то станьте на правую сторону.

- Если, на уроке вам было не все понятно, и вы испытывали затруднения, выполняя задания, то станьте на левую сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует отчет групп, в ходе которого конкретизирует лечебные свойства этих растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Даёт задание, при необходимости консультирует, уточняет.

 

 

 

 

 

 

Оценивает

 

Организует рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание, находят по описанию лекарственное растение и готовятся рассказ о нем по плану.

Дети думают, размышляют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы отчитываются о работе.

Развивают умение слушать и слышать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети думают, размышляют, опираясь на личный опыт и полученные ранее знания.

Составляют пожелания.

 

 

 

 

 

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

-Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас рачительного, бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Ежегодно вырубаются огромные площади лесов, а ведь леса - это легкие планеты, к тому же их уничтожение ведет к уменьшению, а иногда и к исчезновению различных видов животных и растений. А сколько тайн хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок! Ребята, не рвите зря охапками цветы. Пусть они цветут те недолгие мгновения, которые отпущены им природой, радуют нас.

- Ребята, сегодня мы многое узнали о природных лекарствах. В каких жизненных ситуациях могут помочь нам полученные знания?

Правильно! Мы можем использовать лекарственные растения при возникновении проблем со здоровьем! А для этого нам необходимо знать правила заготовки лекарственных растений и строго их придерживаться. Я предлагаю вам, вместе с родителя, подумать и составить «Правила сбора лекарственных растений». О них, мы будем говорить на следующем уроке. Спасибо вам за урок!

 

 

 

Список использованных источников информации:

Плотникова А.Ю. Окружающий мир. 1-2 класс. Поурочное планирование к учебнику по системе Л.В.Занкова.- Самара, Издательский дом «Фёдоров», 2011

Лавров Н.Н., Бубличенко М.М. Дыхание по Стрельниковой. Серия «Панацея». Ростов-н/Д: «Феникс», 2005

http://pedsovet.su

http://festival.1september.ru

Картинки с сайта: http://images.yandex.ru

http://www.proshkolu.ru

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина Викторовна, к сожалению, публикация отсутствует.

8 February 2020

Похожие публикации