Технологическая карта к уроку по окружающему миру во 2 классе на тему «Весенняя экскурсия. Лекарственные травы»
Технологическая карта к уроку по предмету окружающий мир в 2 классе на тему «Весенняя экскурсия. Лекарственные травы». Организационная информация |
|
Предмет |
Окружающий мир |
Класс |
2 |
Тема |
«Весенняя экскурсия. Лекарственные травы». |
Автор урока |
Учитель начальных классов Чередниченко Ирина Викторовна |
Образовательное учреждение |
МБОУ СОШ №1, |
Федеральный округ России |
Россия |
Республика/край |
РСО-Алания |
Город/поселение |
г. Ардон |
Описание урока |
|
Тип урока (мероприятия, занятия) |
урок - экскурсия |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) |
40 мин |
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) |
- познакомить учащихся с лекарственными растениями и их положительным влиянием на здоровье человека; - способствовать формированию общего представления учащихся о возможности оздоровления при помощи природных ресурсов; - понаблюдать за весенними изменениями в природе; - развивать умение наблюдать, сравнивать. - воспитывать бережное отношение к природе.
Предметные задачи: Создать условия для развития у учащихся умения: определять изменения в природе; определять лекарственные растения; понимать правила сбора лекарственных растений; уметь наблюдать, классифицировать, сравнивать, анализировать и делать выводы.
Личностные: На уроке формировались: - формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного отношения к природе; - формирование адекватной самооценки; - развитие готовности к сотрудничеству и дружбе; - уметь работать в группе.
Метапредметные задачи: Создать условия для развития у учащихся: - интерес к познанию мира природы; - интереса к учебному материалу; - умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - умения осуществлять анализ объектов; - умения принимать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение провести наблюдение, сравнение, анализ, обобщение, |
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока |
Дидактическая структура урока.
Этап урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I.Организационный |
У: - Ребята! Сегодня замечательный весенний день. У меня отличное настроение. Как вы думаете, почему? Д: - Потому что на улице весна и светит солнце. У: - Да, верно и я рада нашей с вами встрече. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем необычном уроке. Ведь мы с вами идем на экскурсию в то же место парка, где были в прошлую экскурсию. Вы готовы? Д: - Да. У: - Тогда улыбнемся друг другу и отправимся в путь.
|
Психологическая установка на урок.
|
Приветствуют учителя. |
II.Актуализация
III.Постановка проблемы
IV. Формулирование темы и целей урока.
V.«Открытие» нового знания
|
1.У:- Какими мы должны быть на экскурсии, чтобы ничего не пропустить? Д: - Внимательными и наблюдательными. У:- Верно, это необходимо для того что бы разгадывать загадки окружающего мира. Вы хотите быть сегодня исследователями? Д:- Да. У: - Тогда начинаем исследовать окружающий мир. -Какое сейчас время года? - Какая сегодня погода? - Какое небо? - Как изменился внешний вид парка весной? - Как весенняя погода повлияла на жизнь растений, насекомых, птиц? 2. Ребята, я предлагаю вам для того, чтобы потренировать внимание поиграть в игру «Четвертый лишний». ( каждая пара получает задание на карточке)
Январь, март, апрель, май. Дуб, клен, смородина, береза. Лиса, медведь, волк, корова. Ласточка, кузнечик, воробей, скворец. Провести проверку У:- Пока вы играли, я получила телеграмму от Лесовика. Вот послушайте, что он пишет: «Ребята, в лесу заболели звери: заяц поранил лапку, у лисы болит живот, у белочки ангина, волк кашляет, у медведя рана нарывает. Я так волнуюсь за друзей и мне нужна ваша помощь. Найдите природные лекарства, которые помогут нам выздороветь». У: - Ребята, что-то я забеспокоилась о состоянии зверей. Ведь мы, все понимаем, как важно хорошо себя чувствовать, иметь крепкое здоровье. Но, к сожалению, практически с каждым из нас случаются такие неприятности как болезни. Когда человек болеет ему ничего не интересно, ничего не хочется, а хочется только быстрее вылечиться. -А что делает ваша мама, когда вы болеете? -Где берет лекарства? - Что такое аптека? - Аптека – учреждение, где продают или изготавливаются лекарственные средства. У: - Ребята, но в лесу нет аптеки, а Лесовик просил помочь вылечить зверей. Что же мы будем делать? У: - Оказывается болезни можно лечить не только с помощью лекарств из аптеки, но и с помощью природных средств. У: - Это что за природные средства? Д: - Это, наверное, какие - то растения. У: - Где их искать? У: - Да, верно. Природа дает человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений были признаны научной медициной.
Как вы думаете, какова тема нашей экскурсии? - « Лекарственные растения». - Что сегодня будем делать? - Познакомимся с лекарственными растениями, узнаем, где они растут? Физкультминутка У: - Прежде чем, мы начнем узнавать что-то новое и интересное, я предлагаю выполнить дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервное системы, избавляет человека от многих болезней. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями. Выполнять дыхательную гимнастику нужно в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе. «Свеча» — ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха. Работа в группах Каждая группа получает карточку с заданием «Найди растение». Рассмотреть данное растение и рассказать о нем по плану: Название. Опишите лекарственное растение, какие листики, какой цветок (если он есть), какой корень. Где растет растение?
|
Активизирует знания учащихся.
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует изменения, которые произошли в природе.
Организует игру.
Создаёт проблемную ситуацию.
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «лекарственные растения».
Даёт задание, при необходимости консультирует, уточняет понятия.
Проводит физкультминутку.
Организует учащихся на исследование проблемной ситуации.
|
Отвечают на вопросы, используют при этом полученные ранее знания.
На основе полученных ранее знаний рассказывают, об изменениях в природе.
Выполняют задания игры.
Работают, ищут выход из создавшейся ситуации.
Формулируют тему урока, задачи урока. Отвечают на вопросы, используют при этом полученные ранее знания.
Выполняют физкультминутку.
Работают в группах.
|
VI.Первичное закрепление
VII.Включение нового знания в систему знаний.
VIII.Рефлексия учебной деятельности
|
Задания: 1-я группа – « Не пустили в огород - оттого она и жжет!» (Крапива) 2-я группа – «Тонкий стебель у дорожки, На конце его сережки. На земле лежат листки — Маленькие лопушки. Нам он — как хороший друг, Лечит раны ног и рук?» (Подорожник) 3 –я группа – «Носит этот мальчик желтый сарафанчик. Подрастет — нарядится в беленькое платьице: Легкое, воздушное, ветерку послушное…» (Одуванчик) 4-я группа – «Желтые глазки в белых ресничках, 5-я группа – Выпускает он листы Широченной широты. Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких. (Лопух – репей) Отчет групп. Каждая группа рассказывает о своем растении. Учитель дополняет рассказ детей о лечебных свойствах этих растений. 1. Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит. — Так писали врачи много лет назад. Оказывается, что в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также, что она хорошо останавливает кровь. 2. Подорожник замечательное лекарственное растение. Люди использовали его с давних пор. Если у вас появилась рана, то для ее заживления используют подорожник. Ну, а, если заболел желудок, или вы простудились, вам тоже поможет подорожник. Соком подорожника лечат кашель. 3. Одуванчик – это лекарственное растение, в нём много полезных витаминов и поэтому его используют при лечении множества болезней. Для лечения применяются листья и корни, из которых готовят отвары и настои. Корень одуванчика лечит болезни почек, печени, улучшает аппетит, при болях в животе. 4.Ромашка - одно из самых популярных лекарственных растений. Ромашку применяют в виде полосканий при ангинах. При любых болях выпейте ромашку. Очень хорошо снимает боли. Особенно хорошо применять ромашку при болях в желудке. 5. Лопух большой очень часто используют в медицине. Для приготовления лекарств чаще всего используют корни, реже листья и плоды. При различных заболеваниях желудка эффективно помогает сок из корня лопуха. При заболеваниях печени, а также желчного пузыря используют сок из листьев лопуха. А, если свежие листья лопуха или сухие, отварить в молоке, то это средство можно используют для лечения боли в суставах, долго не заживающих ранах, язвах, ожогах, нарывах. 1.У:- Ребята, так мы теперь можем помочь лесовику? Д: – Да. У: - Так какие растения, нам нужно отправить лесовику для лечения зверей. Д: Зайцу (поранил лапку) нужен подорожник или крапива; Лисе (желудок) поможет одуванчик или лопух; Волку вылечить кашель поможет сок подорожника; Медведю может помочь крапива или лопух; Белке нужно полоскание ромашкой. У:- Молодцы! С вашей помощью лесовик вылечит зверей. И нам осталось сказать добрые слова, и для этого вам надо выполнить следующее задание: в конвертах лежат слова, из которых вы составите пожелания для зверей. Конверт для мальчиков: « Мы вам желаем крепкого здоровья!» Конверт для девочек: « Будьте всегда здоровыми!» 1.У: - Понравилась ли вам сегодняшняя экскурсия? Почему? У:- Ой, ребята, Лесовик опять прислал телеграмму. Д: - Что же он там пишет? У:- Сейчас узнаем. Давайте читать: «Дорогие ребята, большое спасибо вам за природные лекарства и добрые слова. Вы хорошо потрудились и у вас все получилось. Еще раз благодарю вас за помощь». У: - Я полностью согласна с Лесовиком. Вы провели большую и интересную работу на уроке. Вы, МОЛОДЦЫ! 2. Оцените свою работу. У:- В правой руке я держу лист, на котором изображена «веселая» ромашка.
У:- А в левой руке - лист, на котором изображена «грустная» ромашка. - Если, на уроке вам было интересно, все понятно, и вы не испытывали затруднений выполняя задания, то станьте на правую сторону. - Если, на уроке вам было не все понятно, и вы испытывали затруднения, выполняя задания, то станьте на левую сторону. |
Организует отчет групп, в ходе которого конкретизирует лечебные свойства этих растений.
Даёт задание, при необходимости консультирует, уточняет.
Оценивает
Организует рефлексию.
|
Выполняют задание, находят по описанию лекарственное растение и готовятся рассказ о нем по плану. Дети думают, размышляют.
Группы отчитываются о работе. Развивают умение слушать и слышать.
Дети думают, размышляют, опираясь на личный опыт и полученные ранее знания. Составляют пожелания.
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности.
|
Домашнее задание |
-Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас рачительного, бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Ежегодно вырубаются огромные площади лесов, а ведь леса - это легкие планеты, к тому же их уничтожение ведет к уменьшению, а иногда и к исчезновению различных видов животных и растений. А сколько тайн хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок! Ребята, не рвите зря охапками цветы. Пусть они цветут те недолгие мгновения, которые отпущены им природой, радуют нас. - Ребята, сегодня мы многое узнали о природных лекарствах. В каких жизненных ситуациях могут помочь нам полученные знания? Правильно! Мы можем использовать лекарственные растения при возникновении проблем со здоровьем! А для этого нам необходимо знать правила заготовки лекарственных растений и строго их придерживаться. Я предлагаю вам, вместе с родителя, подумать и составить «Правила сбора лекарственных растений». О них, мы будем говорить на следующем уроке. Спасибо вам за урок! |
|
|
Список использованных источников информации:
Плотникова А.Ю. Окружающий мир. 1-2 класс. Поурочное планирование к учебнику по системе Л.В.Занкова.- Самара, Издательский дом «Фёдоров», 2011
Лавров Н.Н., Бубличенко М.М. Дыхание по Стрельниковой. Серия «Панацея». Ростов-н/Д: «Феникс», 2005
http://pedsovet.su
http://festival.1september.ru
Картинки с сайта: http://images.yandex.ru
http://www.proshkolu.ru
Голдина Лилия Вильевна