Урок-Экскурсия-поход в лес, обобщающий урок в 4 классе
Экскурсия-поход в лес, обобщающий урок в 4 классе.
Тема: Природа осенью.
Цели: 1. Обобщить и закрепить знания темы раздела: «Осень в природе»,
пронаблюдать осенние наблюдения в природе.
2. Развивать наблюдательность , чувства
коллективизма.
3. Воспитывать любовь и уважение к природе,умение вести себя в природе.
Место проведение: Лес (недалеко от села Ундино-Поселье .)
Оборудование: папка для сбора листьев, коробка для сбора мхов и лишайников, лупа, рулетка, бинокль, для учеников блокнот и карандаш.
Подготовка учителя:
Изучить место и маршрут экскурсии, наметить объекты, на которые необходимо обратить внимание детей.
Продумать места остановки для наблюдения и сбора материала.
Продумать задания для организации работы учащихся.
Подготовка учащихся:
Инструктаж о правилах проведения в природе и сборе объектов.
Ход.
Вводное слово учителя
- Сегодня у нас необычный урок. Урок обобщение по разделу «Осень в природе» мы проведем в природе. Какие задачи поставим перед собой? (обобщить и закрепить изученные темы, пронаблюдать осенние изменения в природе и выполнить все задания. Не забывайте о культуре поведения в природе.)
Лирический настрой.
- Мы идем в гости в осенний лес. Осень – это удивительное время года. Сколько впечатлений дарит она человеку. Её красота вдохновляла и вдохновляет поэтов и композиторов на самые чарующие слова и звуки.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
Нет здесь мне прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех
Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.
- Я думаю, что красота осеннего леса вдохновит всех нас на интересную работу. С этими лирическими строчками мы отправляемся в путь.
Остановки.
-
В гостях у лиственницы.
- Итак, мы пришли на наш маршрут, и первое дерево, что нас встречает, загадывает нам загадку:
Хоть я и с иголками,
Но летом в шубе,
А зимой голо.
- Правильно, это лиственница. Какую окраску имеют деревья?
- Да, деревья имеют разную окраску: желтую, оранжевую. Но не все лиственницы надели осенний наряд. Посмотрите есть лиственница и зеленая. Мы с вами знаем, что лиственница относится к хвойным деревьям, так как у нее листья виде иголок, но в отличие от других хвойных деревьев, лиственницы листопадные деревья, то есть они сбрасывают свою хвою. Древесина у лиственниц прочная, долговечная, хорошо противостоит гниению. Она используется в кораблестроении, изготовлении паркета, мебели, получения скипидара. Разводят лиственницы и в парках как декоративное растение.
- Одно из заданий у вас было измерить стволы различных деревьев, измеряем ствол лиственницы. С помощью чего его можно измерить?
- С помощью рулетки.
- Полученные данные запишите себе в блокнот.
- Наш маршрут продолжается.
-
В гостях у сосны.
- Вот мы и пришли в другой лес.
Что же это за девица
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
- Верно, это сосна.
- Какие это деревья лиственные или хвойные?
- А сбрасывает ли сосна иголки на зиму?
- Меняют ли окрас эти деревья?
- Сосна сибирская – это высокие, мощные деревья (до 50-70 м) с хорошо развитой, глубоко уходящей, корневой системой и округлой кроной. Хвоинки располагаются в пучке. Посчитайте количество хвоинок в пучке.
- У разных видов бывает 2 – 3 – 5 штук в пучке. Древесина сосны - хороший строительный материал. Из нее получают смолу, скипидар. Семена и хвоя служат кормом для птиц и зверей. В них содержится большое количество витамина С.
- Измерьте ствол (обхват) сосны. Занесите данные в блокнот.
- Идем дальше.
3.Место с сюрпризом.
- Посмотрите, какая красивая перед нами скала. Посмотрите, какую интересную форму она имеет? На что она похожа? Что она вам напоминает?
- В этом месте есть интересное явление. Посмотрите под камни, что вы видите?
- Как вы думаете, кто заготовил это сено?
- Оказывается, это сено заготовил маленький зверек из отряда грызунов, называют его пищуха. Внешне они напоминаю морскую свинку. Длинна тела достигает 25 см.(достаньте линейку, найдите 25 см). Уши у нее средних размеров. Летом окраска красновато-желтая, а зимой – серо-бурая. Летом этот зверек делает запасы на зиму. Заготавливает сено и прячет его под камни, а если живет на равнинной местности, то прямо ставит стожки возле своей норки. А когда зима «голодная», то эти запасы ему и пригодятся. Но иногда, запасами пищух питаются и другие животные. А пищухи, остаются без корма, и они кончают жизнь самоубийством. Они вешаются на V-образные ветки. Тушки этих животных находили охотники (взять с собой картинку этого зверька)
- Вот оказывается, какие интересные случаи встречаются в природе. Наш маршрут продолжается.
4. В березовой роще.
- Мы пришли с вами в лес, где
Деревья в белом сарафане
Встали на поляне,
Летели синицы
Сели на косицы.
- Березовый лес, намного светлее, чем те леса, которые мы прошли. Береза является символом нашей Родины. Нет для русского человека роднее дерева, чем она. О березе и песни поют и стихи пишут. Кто знает стихи или песни о березе? (послушать детей, можно организовать игру, еде передают предмет из рук в руки, каждый, у кого окажется этот предмет читает стихотворение или поет песню о березе)
- …Наряд её легкий, чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ей радость и слезы
И так уж она хороша.
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.
- Так писал о березе Роберт Рождественский.
- Измерьте обхват березы и запишите в блокнот.
- Продолжаем нашу экскурсию.
5. Чудо котелок.
- Посмотрите что же это за куча.
- В лесу котелок кипит, кипит,
А укипи нет.
- А почему, муравейник назвали котелком, да еще и кипящим?
- Потому что муравьи трудятся, работают и о них говорят, что работа у них кипит.
- Муравьи очень интересные насекомые. Живут они не только в наших лесах в таких больших муравейниках, но и в сыпучих песках пустыни, в степях, на морских побережьях, на высокогорных склонах. Муравьи прекрасно приспосабливаются к любым климатическим условиям. В жарких странах есть походные муравьи. Они не имеют муравейников, а постоянно передвигаются многотысячными колоннами.
- Муравьи не любят уединяться, они создают своеобразные муравьиные колонии. В каждой колонии живут самцы, самки и рабочие муравьи. У самцов и самок есть крылья, а у рабочих они отсутствуют. Хотя размеры муравьев не одинаковые, все они похожи друг на друга. У них по шесть лапок, есть глаза, но нет органов слуха. (рассмотрите взяв лупу)
- Главную роль для муравьев играет пара усиков. Они постоянно движутся. Являются органами осязания и обоняния. Поэтому муравьи могут различать запахи. Среди муравьев есть разведчики. Нашел такой муравей добычу, к ней созовет все своих собратьев. Весь свой путь муравьи отмечают капельками пахучей жидкости. Запах меток муравьи распознают ощупывая и обнюхивая их своими усиками.
- Муравьи живут на земле уже 150 млн. лет. Самка живет до 20 лет, рабочий муравей до 7 лет, а муравьиные постройки, где молодые самки сменяют старых стоят на одном и том же месте более ста лет.
- А какое значение муравьев в природе?
- Да, верно, в целом муравьи полезны, так как уничижают массу вредных насекомых, улучшают почву, перемешивая, рыхля и удобряя ее, своими ходами способствуют лучшей ее вентиляции. Муравьи являются единственными опылителями какао. И не будь их, мы никогда не могли бы попробовать шоколад. Вот какое интересное животное муравей.
- Как ведут себя муравьи осенью?
- Измерит высоту муравейника и его диаметр, запишите данные в блокнот.
- Что же интересного нас ждет дальше.
Чья избенка?
- О чем эта загадка: «Без рук, без топоренка построена избенка»
- Верно, это гнездо. Посмотрите внимательно, где вы видите гнездо?
- Из какого материала оно сделано? (рассмотрите бинокль)
- Как вы думаете, кто хозяин этого гнезда?
- Это гнездо жилое или заброшенное?
- Как давно заброшено это гнездо?
- Вот и еще с одним чудом природы нам посчастливилось повстречаться. (можно зарисовать гнездо в блокнот)
«У Столба».
-Мы пришли на конечную остановку. Какой здесь лес. (лиственный)
- Посмотрите, какая красивая скала. На что она похожа?
- Посмотрите, здесь мох растет даже на самом верху дерева.
- Давайте все обобщим. Что же такое природа?
- Какой метод изучения природы мы использовали?
- Какими приборами пользовались?
- Какие следы деятельности человека заметили?
- Как использует лес человек?
- Итак, мы с вами убедились, что природа – это окружающий нас мир. Мы увидели, какие изменения произошли в природе с приходом осени. Изучая природу, использовали ранее изученные методы, приборы, инструменты.
-Но, а сейчас пьем чай, и выполняем задания, которые мы записали в классе.
Задания.
Собрать гербарий различных листьев, мхов, лишайников, плодов, семян, шишек.
Измерить обхват различных деревьев.
Определить размеры муравейника.
Домашнее задание: Творческая работа: «Мои впечатления о походе».
Итоги занятия.
-Что интересного вам больше всего запомнилось?
-Что бы вы рассказали о нашей экскурсии?
-Что нового узнали ?
Возвращение домой.