Урок-Экскурсия-поход в лес, обобщающий урок в 4 классе

6
0
Материал опубликован 11 April 2017

Экскурсия-поход в лес, обобщающий урок в 4 классе.

Тема: Природа осенью.

Цели: 1. Обобщить и закрепить знания темы раздела: «Осень в природе»,

пронаблюдать осенние наблюдения в природе.

2. Развивать наблюдательность , чувства

коллективизма.

3. Воспитывать любовь и уважение к природе,умение вести себя в природе.

Место проведение: Лес (недалеко от села Ундино-Поселье .)

Оборудование: папка для сбора листьев, коробка для сбора мхов и лишайников, лупа, рулетка, бинокль, для учеников блокнот и карандаш.

Подготовка учителя:

Изучить место и маршрут экскурсии, наметить объекты, на которые необходимо обратить внимание детей.

Продумать места остановки для наблюдения и сбора материала.

Продумать задания для организации работы учащихся.

Подготовка учащихся:

Инструктаж о правилах проведения в природе и сборе объектов.

Ход.

Вводное слово учителя 

- Сегодня у нас необычный урок. Урок обобщение по разделу «Осень в природе» мы проведем в природе. Какие задачи поставим перед собой? (обобщить и закрепить изученные темы, пронаблюдать осенние изменения в природе и выполнить все задания. Не забывайте о культуре поведения в природе.)

Лирический настрой.

- Мы идем в гости в осенний лес. Осень – это удивительное время года. Сколько впечатлений дарит она человеку. Её красота вдохновляла и вдохновляет поэтов и композиторов на самые чарующие слова и звуки.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать.

Нет здесь мне прежних утех!

Лес с себя тайну совлек:

Сорван последний орех

Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей;

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес.

- Я думаю, что красота осеннего леса вдохновит всех нас на интересную работу. С этими лирическими строчками мы отправляемся в путь.

Остановки.

  1. В гостях у лиственницы.

- Итак, мы пришли на наш маршрут, и первое дерево, что нас встречает, загадывает нам загадку:

Хоть я и с иголками,

Но летом в шубе,

А зимой голо.

- Правильно, это лиственница. Какую окраску имеют деревья?

- Да, деревья имеют разную окраску: желтую, оранжевую. Но не все лиственницы надели осенний наряд. Посмотрите есть лиственница и зеленая. Мы с вами знаем, что лиственница относится к хвойным деревьям, так как у нее листья виде иголок, но в отличие от других хвойных деревьев, лиственницы листопадные деревья, то есть они сбрасывают свою хвою. Древесина у лиственниц прочная, долговечная, хорошо противостоит гниению. Она используется в кораблестроении, изготовлении паркета, мебели, получения скипидара. Разводят лиственницы и в парках как декоративное растение.

- Одно из заданий у вас было измерить стволы различных деревьев, измеряем ствол лиственницы. С помощью чего его можно измерить?

- С помощью рулетки.

- Полученные данные запишите себе в блокнот.

- Наш маршрут продолжается.

  1. В гостях у сосны.

- Вот мы и пришли в другой лес.

Что же это за девица

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

- Верно, это сосна.

- Какие это деревья лиственные или хвойные?

- А сбрасывает ли сосна иголки на зиму?

- Меняют ли окрас эти деревья?

- Сосна сибирская – это высокие, мощные деревья (до 50-70 м) с хорошо развитой, глубоко уходящей, корневой системой и округлой кроной. Хвоинки располагаются в пучке. Посчитайте количество хвоинок в пучке.

- У разных видов бывает 2 – 3 – 5 штук в пучке. Древесина сосны - хороший строительный материал. Из нее получают смолу, скипидар. Семена и хвоя служат кормом для птиц и зверей. В них содержится большое количество витамина С.

- Измерьте ствол (обхват) сосны. Занесите данные в блокнот.

- Идем дальше.

 

3.Место с сюрпризом.

- Посмотрите, какая красивая перед нами скала. Посмотрите, какую интересную форму она имеет? На что она похожа? Что она вам напоминает?

- В этом месте есть интересное явление. Посмотрите под камни, что вы видите?

- Как вы думаете, кто заготовил это сено?

- Оказывается, это сено заготовил маленький зверек из отряда грызунов, называют его пищуха. Внешне они напоминаю морскую свинку. Длинна тела достигает 25 см.(достаньте линейку, найдите 25 см). Уши у нее средних размеров. Летом окраска красновато-желтая, а зимой – серо-бурая. Летом этот зверек делает запасы на зиму. Заготавливает сено и прячет его под камни, а если живет на равнинной местности, то прямо ставит стожки возле своей норки. А когда зима «голодная», то эти запасы ему и пригодятся. Но иногда, запасами пищух питаются и другие животные. А пищухи, остаются без корма, и они кончают жизнь самоубийством. Они вешаются на V-образные ветки. Тушки этих животных находили охотники (взять с собой картинку этого зверька)

- Вот оказывается, какие интересные случаи встречаются в природе. Наш маршрут продолжается.

4. В березовой роще.

- Мы пришли с вами в лес, где

Деревья в белом сарафане

Встали на поляне,

Летели синицы

Сели на косицы.

- Березовый лес, намного светлее, чем те леса, которые мы прошли. Береза является символом нашей Родины. Нет для русского человека роднее дерева, чем она. О березе и песни поют и стихи пишут. Кто знает стихи или песни о березе? (послушать детей, можно организовать игру, еде передают предмет из рук в руки, каждый, у кого окажется этот предмет читает стихотворение или поет песню о березе)

- …Наряд её легкий, чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ей радость и слезы

И так уж она хороша.

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа.

- Так писал о березе Роберт Рождественский.

- Измерьте обхват березы и запишите в блокнот.

- Продолжаем нашу экскурсию.

5. Чудо котелок.

- Посмотрите что же это за куча.

- В лесу котелок кипит, кипит,

А укипи нет.

- А почему, муравейник назвали котелком, да еще и кипящим?

- Потому что муравьи трудятся, работают и о них говорят, что работа у них кипит.

- Муравьи очень интересные насекомые. Живут они не только в наших лесах в таких больших муравейниках, но и в сыпучих песках пустыни, в степях, на морских побережьях, на высокогорных склонах. Муравьи прекрасно приспосабливаются к любым климатическим условиям. В жарких странах есть походные муравьи. Они не имеют муравейников, а постоянно передвигаются многотысячными колоннами.

- Муравьи не любят уединяться, они создают своеобразные муравьиные колонии. В каждой колонии живут самцы, самки и рабочие муравьи. У самцов и самок есть крылья, а у рабочих они отсутствуют. Хотя размеры муравьев не одинаковые, все они похожи друг на друга. У них по шесть лапок, есть глаза, но нет органов слуха. (рассмотрите взяв лупу)

- Главную роль для муравьев играет пара усиков. Они постоянно движутся. Являются органами осязания и обоняния. Поэтому муравьи могут различать запахи. Среди муравьев есть разведчики. Нашел такой муравей добычу, к ней созовет все своих собратьев. Весь свой путь муравьи отмечают капельками пахучей жидкости. Запах меток муравьи распознают ощупывая и обнюхивая их своими усиками.

- Муравьи живут на земле уже 150 млн. лет. Самка живет до 20 лет, рабочий муравей до 7 лет, а муравьиные постройки, где молодые самки сменяют старых стоят на одном и том же месте более ста лет.

- А какое значение муравьев в природе?

- Да, верно, в целом муравьи полезны, так как уничижают массу вредных насекомых, улучшают почву, перемешивая, рыхля и удобряя ее, своими ходами способствуют лучшей ее вентиляции. Муравьи являются единственными опылителями какао. И не будь их, мы никогда не могли бы попробовать шоколад. Вот какое интересное животное муравей.

- Как ведут себя муравьи осенью?

- Измерит высоту муравейника и его диаметр, запишите данные в блокнот.

- Что же интересного нас ждет дальше.

Чья избенка?

- О чем эта загадка: «Без рук, без топоренка построена избенка»

- Верно, это гнездо. Посмотрите внимательно, где вы видите гнездо?

- Из какого материала оно сделано? (рассмотрите бинокль)

- Как вы думаете, кто хозяин этого гнезда?

- Это гнездо жилое или заброшенное?

- Как давно заброшено это гнездо?

- Вот и еще с одним чудом природы нам посчастливилось повстречаться. (можно зарисовать гнездо в блокнот)

«У Столба».

-Мы пришли на конечную остановку. Какой здесь лес. (лиственный)

- Посмотрите, какая красивая скала. На что она похожа?

- Посмотрите, здесь мох растет даже на самом верху дерева.

- Давайте все обобщим. Что же такое природа?

- Какой метод изучения природы мы использовали?

- Какими приборами пользовались?

- Какие следы деятельности человека заметили?

- Как использует лес человек?

- Итак, мы с вами убедились, что природа – это окружающий нас мир. Мы увидели, какие изменения произошли в природе с приходом осени. Изучая природу, использовали ранее изученные методы, приборы, инструменты.

-Но, а сейчас пьем чай, и выполняем задания, которые мы записали в классе.

Задания.

Собрать гербарий различных листьев, мхов, лишайников, плодов, семян, шишек.

Измерить обхват различных деревьев.

Определить размеры муравейника.

Домашнее задание: Творческая работа: «Мои впечатления о походе».

Итоги занятия.

-Что интересного вам больше всего запомнилось?

-Что бы вы рассказали о нашей экскурсии?

-Что нового узнали ?

Возвращение домой.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.