Обобщающий урок-экскурсия по теме «Что изучает физика» (7 класс)
Обобщающий урок-экскурсия по теме
«Что изучает физика?»
(музейный урок).
Интегрированный урок (физика, обществознание, краеведение.)
Учитель физики: МБОУ «Щеколдинская ООШ»
Зубцовского района Тверской области
Новикова О.А.
Цели урока:
- повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Что изучает физика?»;
- развивать память, внимание, креативность мышления;
- прививать учащимся любовь к физике, вызвать радость от общения с данной наукой.
Методический инструментарий.
Методы: репродуктивный, творческий.
Средства: экспонаты музеев нашей школы: «Музея школы» и «Краеведческой комнаты».
Урок проводится в музее.
Формы обучения: беседа, практикум.
Формы организации учебной работы учащихся: фронтальная.
План урока:
Организационный момент (1 мин).
Постановка целей и задач урока (3 мин).
Основная часть урока (37 мин):
Итог урока (2 мин).
Задание на дом (2 мин).
Ход урока.
Постановка целей и задач.
- Мы живём в деревне Щеколдино – это маленький уголок нашей родины, очень красивое место, которое славиться не только своей природой, но и людьми, которые здесь жили и живут. Центр любой деревни – школа. Сегодня мы вспомним с вами некоторые значительные события из жизни нашей деревни, из жизни школы.
- Вы хорошо знаете, что у нас в школе есть несколько музейных комнат: музей школы, Комната русского быта и комната Боевой Славы. Мы сегодня не в кабинете физики, а в нашем музее школы. На уроках физики мы узнали, какие источники знаний имеет эта наука. И сегодня проверим можно ли эти источники отнести к другим наукам. Повторим что такое термины, величины, приборы.
- Для начала освежим в памяти: какие источники физических знаний существуют? (наблюдение, опыт)
- Какой из них возник первым? (наблюдение) Почему?
Основная часть урока.
Давайте для начала совершим небольшой экскурс в историю нашей школы.
(Приглашаем экскурсовода, который проводит кратковременную экскурсию 3 – 5 минут по музею.)
Посмотрите вокруг. Какие физические тела Вы здесь видите? (Перечисляют, смотрят с сопутствующим пояснением учителя назначения некоторых вещей).
А какие приборы? (учитель поясняет как пользовались раньше некоторыми приборами, например, такими как: чернильница, логарифмическая линейка, гигрометр и т.д.).
Давайте посмотрим, что общего у всех приборов к каким бы наукам они не относились.
Что же такое шкала? Повторим правило определения цены деления приборов.
Проведём небольшую практическую работу. Определим цену деления имеющихся приборов в музее.
- У всех ли имеющихся приборов в музее можно определить цену деления? Почему? (они не измеряют физических величин).
Каким источником знания вы сейчас пользовались? Почему? (наблюдение)
Давайте перейдём в соседнюю комнату «Музей быта». Здесь вы видите предметы труда и обихода наших бабушек и прабабушек. Если внимательно посмотреть на стенды "Ими надо гордиться" - наши ветераны труда и "Хозяйственная деятельность" - лица нашего бывшего совхоза, то вы каждый, наверняка, найдёте своих родственников. Нам каждому есть кем гордиться, есть на кого быть похожему.
(Приглашаем экскурсовода, который проводит кратковременную экскурсию 3 – 5 минут по музею.)
Проведём небольшую практическую работу.
Я называю слово. Если это экспонат музея, то он будет являться ... (телом), а если я называю вещество, то вы должны назвать тела, которые можно сделать из него, учитывая только экспонаты музея. (сразу объясняем назначение предметов)
Прялка, железо (плуг), стекло, чесалка, дерево
Что такое физическая величина?
Единица измерения?
Давайте переведём старинные меры длины в метры
1 русская линия = 0,00254 м
1 локоть = 0,38 – 0,46 м
1 сажень = 2,13 м
косая сажень = 2,48 м
маховая сажень = 1,76 м
Практическая работа. Измерить длину данного помещения и перевести это значение в старинные меры.
Итог урока.
Понравился ли вам урок? Что больше всего запомнилось? Что нового узнали?
Иванова Светлана Александровна
Мазурова Александра Алексеевна
Фоминова Елена Владимировна