Урок истории в 10 классе «Монгольское иго»

2
2
Материал опубликован 4 February 2016

Мишурина Татьяна Валерьевна,

Учитель истории и обществознания,

МАОУ СШ №33, Камчатский край,

г. Петропавловск-Камчатский

Урок в 10-м классе « Монгольское нашествие».

Цель урока - достичь образовательных результатов:

Личностный результат – осознавать трагедию монгольского нашествия для русского народа, губительность политической раздробленности перед лицом внешней опасности.

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат – знать основные события, связанные с монголо-татарским нашествием на Русь, понимать причины поражения русских княжеств, уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий, извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.

Задачи урока:

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.

На основе работы с текстом учебника и летописи, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с монгольским нашествием на Русь, установить логические связи между этими событиями.

В ходе коллективного обсуждения осознать роль монгольского нашествия в истории России.

Средства обучения: учебник для 10-го класса « История России с древнейших времен до конца XVIIвека», по ред. А.Н.Сахарова; настенная карта «татаро-монгольское нашествие»; видеосюжет из истории государства Российского Карамзина; кластер.

Методы и приемы обучении: прием «мозговой атаки», метод ассоциаций, проблемный метод.

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

I.Постановка целей и задач

II.Изучение нового материала.

1. Военная доктрина монголо-татар и их завоевания.

2. Битва на Калке.

3. Нашествие Батыя на Русь.

4. Монгольское иго.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

«Мы как послушные холопы держали щит меж двух огней, монголов и Европы». (А.Блок)

В русской истории немало переломных моментов. Одним из них является монголо-татарское нашествие. Оно разделило Русь на домонгольскую и послемонгольскую.

В исторической науке существует три точки зрения на роль ига в русской истории.

1. Образование державы Чингисхана. Военная доктрина монголо-татар и их завоевания.

Рассказ учителя о монголо-татарах и Чингисхане.

2. Битва на Калке.

Русская Земля не была надежно защищена от вмеша­тельства извне. Период раздробленности сопровождается упадком политического и военного могущества Руси, уязвимостью для внешних врагов.

Просмотр видеосюжета о битве на Калке. ( см. приложение)

Таким образом, уроки из трагедии на реке Калке русскими князьями извлечены не были. Одни князья погибли, другие были довольны гибелью своих недругов - соперников, и не верили, что монголы придут опять.


 


 

3.Нашествие Батыя. Татаро-монгольское иго.

«Монголо-татары прошлись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему

все, что встречалось на его пути.

Они разоряли города, жгли деревни, грабили...

Именно в это злосчастное время,

длившееся около 2-х столетий,

Россия и дала обогнать себя Европе»

А. И. Герцен

В 1227 г. Чингисхан умер, завещав монголам все земли, лежащие к западу от их родных степей, и дойти до послед­него моря (моря франков).

В 1235 г. на курултае во главе монгольской орды стал внук Чингисхана - Быту-хан (Батый). Угроза нависла над русскими зем­лями.

1237 г. - Северо-восток (через сколько лет после битвы на р. Калке - через 14 лет)

На исходе 1237 г. на русские земли с огнем и мечом обруши­лись монголы. Это не был обычный набег соседей-кочевников, Русь заполнила несметная армия Великой Восточной Империи, даже восточные свидетельства говорят о 120-140 тыс. воинов, соб­ранных Батыем. И были «тьмы, тьмы и тьмы».

Хан потребовал «десятой части от всего, каждого десятого из князей, десятого из людей, и из коней». Князья ответили: «когда нас всех не будет в живых, то все это ваше будет».


 

Видеосюжет о взятии монголами Киева (см. приложение)

Города и селения сгорели, но остались - кто? Люди, привык­шие к самым необычным формам сопротивления. Стало быть, не было завершено ни Батыем, ни его преемниками покорение Рус­ской земли.

Смертоносный смерч лишь коснулся восточных окраин Евро­пы. Батый повернул назад. Почему? Реалисты, не понимавшие ис­токов живучести русского народа, искали всякие объяснения этому возвращению, не желая понять одного: Батый не мог продолжить поход, получая известия, что русские города отстраиваются и вновь на Руси создаются воинские дружины.

А.С. Пушкин писал: «России определено было высокое пред­назначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы: варвары не ос­мелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь. Образующее просвещение было спасено растерзанной Россией». Таким обра­зом, выжженная, разграбленная, обезлюдевшая Русь была вынуж­дена подчиниться врагам. В истории России началась долгая эпо­ха, которая характеризуется старинным понятием «ИГО» - ярмо. По словарю русского языка Ожегова - порабощающая, угнетающая сила.

4. Монгольское иго.

На доске в разном порядке вокруг понятия «Золотая Орда» расположены такие понятия как «ханский ярлык», «ордынский выход», «баскак», «полуплужное», «ямские деньги», « почтовая служба», «карательные экспедиции», «наместники хана», «оккупация», «экономическая зависимость», «политическая зависимость».

- Как вы понимаете слова А.Блока? как вы думаете, как называется тема сегодняшнего с вами урока?

 

На доске:

Воздействие монгольского ига на Русь

Карамзин

Ключевский

Советская историография

Положительное воздействие, т.к. подтолкнули к созданию единого Московского государства

Незначительное воздействие на жизнь Древнерусского государства

Негативное влияние, затормозили развитие Руси и ее объединение

Сегодня на уроке вы должны понять какая точка зрения вам ближе и почему? Каковы последствия монгольского нашествия в истории Руси?

Что нам известно о монголо-татарах? Почему монголо-татары в короткий срок завоевали огромные территории? Почему они варварски уничтожали города?

Сейчас вам будет предложен текст Л.Н. Гумилева «О рождении монгольской империи». Прочитав текст, проведите его маркировку. Задание выполняете совместно сидящие за одной партой.

В ходе маркировки учащиеся оценивают свои знания:

-какие факты вам были знакомы?

-какие сведения были для вас новыми?

-какими фактами известными вам из других источников вы бы дополнили предложенный текст?

Вывод

-Почему ученые называют новый порядок, установившейся Руси в первой трети XIIв. раздробленностью?

-Что бы Вы ответили своему собеседнику, утверждающему, что раздробленность на Руси явление случайное и ее могло не быть?

-Каковы отрицательные последствия феодальной раздроб­ленности для русского государства?

- был ли возможен другой исход битвы на Калке? Какое значение имело поражение в этой битве?

-дома составить хронику нашествия монголов на Русь с указанием последовательности захвата городов Северо-Восточной Руси и Южной.

Перед вами отрывок из повести «О разорении Рязани Батыем», из лаврентьевской летописи и из Галицко-Волынской.

Какие средства использовали монголы для взятия русских городов?


 


 

-В какие страны Европы вторглась армия Батыя после завое­вания Руси?

Составление кластера.по ходу чтения стр. 160-162 вы должны определить последствия монгольского нашествие для русского государства из предложенных вам слов, лишнее убрать.

Итак, вернемся к проблеме нашего урока: какая точка зрения вам ближе и почему? каковы последствия монгольского нашествия на Русь?

Все ли последствия монгольского завоевания мы озвучили? Если нет, то какие вы можете добавить?

Источники:

1.Полное собрание русских летописей; http//tfile.me/forum/viewtopic.php?t=260065

2. История России: история государства Российского: hppt://rus-history.blogspot.ru/p/blog-page.html

Комментарии

Очень интересный урок. Давно не вела историю в старших классах,знакомлюсь с новыми методиками и приёмами. В Вашем уроке, на мой взгляд, все они подобраны очень целесообразно, все работают на решение главной задачи урока, не лишая его привлекательности, образности, я бы даже сказала, литературности, что тоже +, если помнить про межпредметные связи. Если Вам не жаль своих идей, я бы рекомендовала подобный урок коллегам, собирающимся приятно удивить, например, аттестационную комиссию. А пока просто большое спасибо за практическую пользу лично для меня!

17 March 2017

Спасибо вам большое! Урок действительно прошел на ура и коллегам очень понравилось аак работали дети. А главное детям интересно. А когда они заинтересованны, то сами знаете результат не заставит себя ждат. Я очень рада, что смогла помочь своим коллегам.

19 March 2017