Урок истории в 10 классе «Зеркало для героя»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
УРОК ИСТОРИИ РОССИИ В 10 КЛАССЕ
Разработку урока выполнила:
Сутулова Ирина Викторовна
учитель истории и обществознания
высшей категории МОУСОШ № 3
Новокубанск, 2018 год
УРОК - РАЗМЫШЛЕНИЕ Предмет – история России (XVIII век) Класс – 10 Тип урока – обобщение и систематизация знаний |
В. Эриксен. Портрет Екатерины II перед зеркалом. После 1762 г. |
Цель урока: |
знать характер и направленность внутренней и внешней политики Екатерины Великой давать оценку деяниям Государыни Императрицы Екатерины II Алексеевны |
Задачи урока: |
формирование и развитие позитивного отношения к деятельности исторической личности (Екатерины II) в истории России и Кубани (в частности) обращение учащихся к истокам («Поименован в честь Святой Екатерины»). Отношение учащихся к вопросу переименования Екатеринодара в Краснодар |
Оборудование: |
мультимедийная презентация дополнительные материалы (современников, историков и др) учебная настенная карта и атласы |
Ход урока: |
учебная мотивация характеристика-оценка деятельности Великой Екатерины «за» и «против» мнение экспертов мультимедийная презентация «Золотой век Екатерины Великой» общие выводы подведение итогов урока |
ХОД УРОКА
Императрица Екатерина II в коронационном, одеянии. Художник В.Эриксен. 1767 г. |
Учитель: 1. Долгое царствование Екатерины было насыщено реформами и внешнеполитическими событиями, которые вновь, как и при Петре I, сделали страну самым могущественным государством в Европе. Это был самый яркий период российской истории после царствования Петра I. Не случайно уже современники, особенно из дворянской среды, называли это время «золотым веком». Большую роль в этом сыграла личность самой императрицы. Нам предстоит сегодня дать оценку деятельности Екатерины II на внутриполитическом и внешнеполитическом поприще. Нам это тем более важно, потому что Екатерина II очень много полезного и важного сделала для нашей малой родины. |
|||||
Учитель: Ребята, сейчас вам предстоит дать оценку деятельности Государыни Екатерины II, высказать суждения «за» и «против», так как историческая истина видна лишь на расстоянии, потомкам тех людей, которые были участниками событий. Однако в своей оценке соблюдайте историческую достоверность. |
||||||
2. Характеристика отрицательных факторов деятельности Екатерины |
2. Характеристика положительных факторов деятельности Екатерины |
|||||
Наша группа готова представить вашему вниманию факты, характеризующие отрицательные моменты правления императрицы. 1. Екатерина II не отменила крепостное право, и как следствие вспыхнула крестьянская война под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева. Выступление отчаявшихся людей было жестоко подавлено. 2. Екатерина II участвовала в разделах суверенного государства – Речи Посполитой. Хищнический раздел Польши привел к ликвидации независимого польского государства, вследствие чего, поляки надолго возненавидели имперскую Россию. 3. Екатерина в своей деятельности опиралась лишь на избранный круг любимцев, не давая хода иным людям (например, своему сыну Павлу), которого не любила. 4. Екатерина вела двуличную политику: исповедуя просвещенный абсолютизм, читая и переписываясь с французскими просветителями, она пыталась подавить революцию на родине Вольтера и Дидро – во Франции. 5. Екатерина всячески подавляла любые либеральные мысли и идеи. Достаточно вспомнить и привести пример судеб великих публицистов, «совести» России – Новикова и Радищева. Заключение их в тюрьму – верх абсолютистского своеволия императрицы, которая во всеуслышание заявляла о либеральности своих взглядов и убеждений. |
Прямо сказать аргументы наших оппонентов мы готовы оспорить, и даже, привести массу доводов в пользу положительных моментов правления императрицы. 1. Многие ставят в упрек Екатерине то, что она не отменила крепостное право. Однако надо сказать, что к тому времени ни экономика России, ни общественная психология не были еще готовы воспринять такую радикальную реформу. Из-за необходимости достаточно срочного решения геополитических проблем Россия не могла себе позволить затяжного экономического спада, который неминуемо сопровождал бы отмену крепостного права. Но некоторые преобразования и в сфере крепостного права Екатерина провела. Например, было запрещено продавать крепостных крестьян за долги помещиков, особо распоясавшихся помещиков императрица сурово, карала. Был запрещен крепостной труд на мануфактурах. Крестьянская война под предводительством Пугачева дестабилизировала обстановку в стране, и сам великий Суворов выступил к подавлению бунта. 2. Участвуя в разделах Речи Посполитой, Екатерина Алексеевна лишь вернула в лоно Российской государственности утерянные русские земли, нисколько не посягая на чужие земли. 3. В противовес словам наших оппонентов следовало бы сказать, что в годы деятельности Екатерины Великой достигла расцвета в делах на благо России целая плеяда поистине великих людей: полководцы (Румянцев, Суворов, А. Орлов, Ф.Ушаков) литераторы (Фонвизин, Державин, Сумароков) механик Кулибин, академик Ломоносов. 4. Будучи просвещенной монархиней, Екатерина прекрасно понимала, сколь губительна революционная волна, готовая захлестнуть Европу и затопить ее кровью и бедствиями. Именно поэтому она и подняла вопрос о создании коалиции стран, выступающих против «революционной заразы». Ни одна революция не принесла сколько-нибудь позитивных результатов в развитии. |
|||||
3. Эксперт. Мы находимся в сложном положении, и рассудить ваш спор может лишь дальнейшая информация о деятельности поистине Великой Екатерины. Какую роль сыграла Екатерина II в истории Кубани? Мы можем продолжить наше слово в пользу положительных факторов правления Екатерины II. 5. Во время правления Екатерины к России были присоединены Крым, Грузия, Северная Осетия, Литва и Курляндия. В результате победы в очередной войне со шведами были закреплены выгодные нам границы со Швецией. Был установлен протекторат над Молдавией и Валахией. Был обретен давно желаемый выход к Черному и Средиземному морям. Один из ближайших соратников Екатерины 2 – граф Безбородко говаривал, указывая на величие Российской империи: «Ни одна пушка в Европе не могла палить без нашего на то соизволения», и еще: «Когда в Петербурге чихали – во всей Европе доставали носовые платки». 6. Внешнеполитические успехи Екатерины опирались на успешные административные и социально-экономические преобразования внутри страны. Екатерина реформировала законосовещательный Сенат, созданный при Петре. Разделила его на шесть департаментов и придала важные контролирующие функции (ранее он был только совещательным органом при самодержце). Впервые в истории России она отделила судебную власть от исполнительной. 7. При ней установили твердое, административно-территориальное деление со звеньями «губерния — уезд - волость», просуществовавшее до начала XX века. При Екатерине были созданы первые органы местного самоуправления — губернские дворянские собрания и Думы с сословным представительством в городах. 8. А еще при Екатерине в стране была создана сеть общеобразовательных школ, (основаны первые воспитательные дома для детей-сирот и подкидышей. Созданы в губерниях приказы общественного призрения (первая государственная система учреждении социальной сферы). Получили значительное развитие высшее образование и наука, были введены прививки от оспы и чумы (чтобы побудить делать прививки робеющее население, императрица делала их себе). 9. И все-таки особо хотелось нам отметить: наряду со многими включениями в состав Российской империи территорий, великая императрица сумела присоединить земли с плодородной почвой, прекрасным климатом, значительным, трудолюбивым населением и развитыми хозяйственными связями. За ярким примером далеко ходить не надо – это наша родная Кубань. Дав Жалованную Грамоту Черноморскому казачеству, обеспечила хозяйственное развитие этих земель и их охрану от посягательств Турции. 10. Положила начало массовой, урбанизации: активно строились новые города и получали статус городов сельские населенные пункты, внедрялась в градостроительство европейская планировка. За примером тоже не надо далеко ходить — это город Екатеринодар. 11. И в завершение, мы очень серьезно бы покривили душой, если бы не коснулись животрепещущего вопроса, который касается исторической памяти нашего народа. Нам уже давно пора «собирать камни» и возвращаться к истокам. Ныне, носящий красивое имя город Краснодар, ровно 215 лет назад был поименован в честь Святой великомученицы Екатерины, и память пращуров велит нам «не токмо не забывать об этом», но и всемерно содействовать возвращению исторической справедливости, и переименовать город Краснодар в Екатеринодар: это будет честно и достойно в отношении бывших предшественников и грядущих потомков. |
||||||
Учитель: Пора предоставить слово экспертам, мнение их будет очень ценным. 4. Эксперты: Мы готовы определить свое отношение. Заданная цель занятия, на наш взгляд оказалась достигнутой. 1. Герой – Екатерина Великая очень яркая историческая фигура 2. Отображение деятельности Екатерины II со всех ракурсов прошло довольно успешно. Историческая личность такого масштаба не может быть односторонней – именно это в ней и привлекает. 3. Доводы сторон аргументированы, и, тем не менее, нам бы хотелось отдать лавры победителя группе, которая определяла положительные факторы деятельности Екатерины II. |
||||||
Учитель: Ребята, очень отрадно отметить, что вы столь серьезно и основательно отнеслись к нашему занятию. И я выражаю надежду, что у вас в полной мере сформировано мнение о личности и деятельности императрицы Екатерины Великой. Мое участие сегодня было минимальным, но я подготовила вам мультимедийную презентацию «Золотой век Екатерины Великой» и готова представить ее вашему вниманию. 5. (Следует показ) |
||||||
6. Учитель: Подведем итоги нашего урока. Уже на протяжении веков, определяя статус Екатерины в истории своего государства словом «Великая», мы, знаем и помним, что именно сделала она для России, как сумела поставить ее раз и навсегда в ряд великих держав в плане экономическом, военном, геополитическом. И сделала это, заметим, без кровавых потрясений, без грандиозных и опустошительных войн. Ее правление пришлось на сложный период российской, европейской и мировой истории. Вспомним, что великий Петр лишь прорубил окно в Европу. Петр лишь провозгласил себя императором, а Россию — империей. Но, говоря откровенно, признание имперского статуса России в международном масштабе и достижение ее геополитической стабильности стали заслугой Екатерины. Среди личных положительных качеств Екатерины можно отметить трудолюбие, упорство в достижении цели, ум, любознательность и умение разбираться в людях. И, конечно, сказали бы сейчас, амбициозность в хорошем смысле этого слова. |
||||||
7. Учитель: Наш урок подошел к окончанию. И мне интересно узнать, понравился ли вам этот урок? Что бы вы изменили в нем? Какие дополнения бы внесли? Если он вам по душе – и форма и содержание нарисуйте солнышко с яркими лучами, если нет, то грозовую тучу, если у вас двойственное мнение – солнышко, выглядывающее из-за туч. Обращаюсь к Вам, коллеги: из предложенных слов определите свое отношение из трех слов, можно анонимно.
|
1. «Краснодарские известия» от 18 ноября 2008 г. «Имя России Екатерина Великая»
2. «Кубанские новости» «Потому и Великая»
3. Школьная энциклопедия «История России 18 – 19 вв» «Руссика» 2003 Статья «Екатерина II»
4. К.С. Куйбышева и Н.И. Сафонова «Альбом по истории СССР» Просвещение, М.: 1967
5. Балязин В Екатерина Великая и ее семейство – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008
Методически грамотно, информация интересна и полезна, я возьму на вооружение (указать) |
Методически неверно, приведенные факты недостоверны, и применять их неэтично, урок не понравился ни по форме, ни по содержанию |
|
Урок нуждается в доработке (указать, что именно), урок прошел формально, для галочки. |
||
Методически грамотно, информация интересна и полезна, я возьму на вооружение (указать) |
Методически неверно, приведенные факты недостоверны, и применять их неэтично, урок не понравился ни по форме, ни по содержанию |
|
Урок нуждается в доработке (указать, что именно), урок прошел формально, для галочки. |
||
Методически грамотно, информация интересна и полезна, я возьму на вооружение (указать) |
Методически неверно, приведенные факты недостоверны, и применять их неэтично, урок не понравился ни по форме, ни по содержанию |
|
Урок нуждается в доработке (указать, что именно), урок прошел формально, для галочки |
||
Методически грамотно, информация интересна и полезна, я возьму на вооружение (указать) |
Методически неверно, приведенные факты недостоверны, и применять их неэтично, урок не понравился ни по форме, ни по содержанию |
|
Урок нуждается в доработке (указать, что именно), урок прошел формально, для галочки. |
||
Методически грамотно, информация интересна и полезна, я возьму на вооружение (указать) |
Методически неверно, приведенные факты недостоверны, и применять их неэтично, урок не понравился ни по форме, ни по содержанию |
|
Урок нуждается в доработке (указать, что именно), урок прошел формально, для галочки. |
||
Методически грамотно, информация интересна и полезна, я возьму на вооружение (указать) |
Методически неверно, приведенные факты недостоверны, и применять их неэтично, урок не понравился ни по форме, ни по содержанию |
|
Урок нуждается в доработке (указать, что именно), урок прошел формально, для галочки. |
||
Методически грамотно, информация интересна и полезна, я возьму на вооружение (указать) |
Методически неверно, приведенные факты недостоверны, и применять их неэтично, урок не понравился ни по форме, ни по содержанию |
|
Урок нуждается в доработке (указать, что именно), урок прошел формально, для галочки. |