12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куртынина Кристина Сергеевна327
Организатор-преподаватель ОБЖ, учитель географии и краеведения, классный руководитель, руководитель отряда ЮИД "Зебра"
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Разработка комбинированного урока по географии (план-конспект)

7 класс. Тема: Северная Америка. Внутренние воды.

Цели:

обучающая – познакомить обучающихся с особенностями внутренних вод Северной Америки: источниками питания, режимом рек и характером их течения, распределением рек и озер по континенту.

развивающая – создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа; развитие творческого и аналитического мышления, образного видения изучаемого объекта, формирование познавательной активности у обучающихся.

воспитывающая – способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию географической культуры личности, навыков внимания, аккуратности и патриотических качеств.

Планируемые результаты обучения в универсальных учебных действиях учащихся

1. Предметные результаты: знать особенности внутренних вод Северной Америки; знать и уметь показывать на карте основные реки (Миссисипи с Миссури, Юкон, Колорадо, Колумбия, Маккензи) и озера (Виннипег, Атабаска, Большое Невольничье, Большое Медвежье, Великие Американские озера, Большое Соленое озеро, Никарагуа) материка, уметь давать им характеристику по плану.

2. Метапредметные результаты: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с другими обучающимися и работать в коллективе; развитие навыков работы с различными источниками географической информации.

3. Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Тип урока по дидактической цели – комбинированный.

Оборудование: учебник «География» 7 класса (Коринской В.А.), компьютер, мультимедийный проектор, рабочая презентация, атлас 7 класса, настенная физическая карта Северной Америки; раздаточный материал («Географический лабиринт»).

Литература

Рабочая программа по географии в 7 классе по учебнику Коринской В.А., Душиной И.В., Щенева В.А. География: География материков и океанов (М.: Дрофа, 2014).

Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: География материков и океанов. 7 кл.: учебник.

Всемирное наследие ЮНЕСКО: электронное учебно-методическое пособие / Н.В. Гуляева; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017.


План урока

Структура (элементы урока) и его содержание

Методы и приемы

I. Организационный.

а) Приветствие. Организация класса.

b) Постановка познавательных задач, связь с предыдущим материалом.

II. Проверка опорных знаний и умений.

Вопросы и задания:

Какие факторы влияют на формирование климата Северной Америки?

Почему климатические условия одного климатического пояса на западном и восточном побережье резко отличаются?

С климатом какой части Северной Америки имеет сходство климат вашей местности? С чем это связано?

Какие территории материка благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности населения?

Где находится самое холодное, жаркое, влажное и сухое места Северной Америки? Объясните почему.


III. Изучение нового материала.

Реки.

Озера.

III. Закрепление и обобщение знаний.

Задание «Географический лабиринт» (см. Приложение).

IV. Домашнее задание

Прочитать § 44 (стр. 217-220) и устно ответить на вопросы в конце параграфа.

Составить описание любой реки Северной Америки по плану на стр. 332 учебника (письменно в тетради).

Деятельность учителя.

Сообщения дежурных, работа в тетради.


Индивидуальный опрос













1. Практический. Беседа. Работа с картой. Работа с учебником. Заполнение схемы по группам. Обсуждение. Демонстрация видеоролика.

2. Практический. Работа с картой. Беседа. Заполнение таблицы.

Прием «Географический лабиринт».


Инструктаж учителя

Конспект урока

I. Ребята, прозвенел звонок. Здравствуйте, присаживайтесь (подождать пока обучающиеся займут свои места). Сегодняшний урок проведу я, меня зовут Кристина Сергеевна. Для начала отметим отсутствующих (отмечаю отсутствующих на уроке).

II. Начнем урок! Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке. (Ответ – Географическое положение (ГП) и рельеф Северной Америки). Остались ли у вас вопросы по прошлой теме урока? Нет? Тогда давайте проверим, насколько вы усвоили тему «Климат Северной Америки». (провожу индивидуальный опрос (см.план урока) и выставляю отметки).


III. Продолжим изучать материк Северная Америка. Какой компонент природы изучается после климата? (слушаю от предположения обучающихся). Совершенно верно – внутренние воды! Запишем число и тему сегодняшнего урока – «Внутренние воды Северной Америки». (обучающиеся записывают тему урока).

Давайте вспомним, что относится к внутренним водам? (Ответ – реки, озера, болота, ледники, подземные воды). Молодцы!

1. Реки. Ребята, согласны ли вы с утверждением А.И. Воейкова – «Реки – продукт климата»? (слушаю ответы обучающихся). Какие особенности рек зависят от климата? (Ответ – полноводность, режим, замерзаемость, густота речной сети, питание). От какого компонента природы зависит скорость, уклон, падение, характер течения реки? (Ответ - от рельефа). Все верно! Поэтому еще говорят, что реки – это дети климата и рельефа.

А теперь вам предстоит выявить влияние этих факторов на реки материка. Откройте карту атласа на стр. 34. Где находится начало и конец реки? (Ответ – начало (исток) на материке, а конец (устье) – у океана). Куда несут свои воды почти все реки? (Ответ - в океаны). В какие океаны несут воды реки Северной Америки? (Ответ - в Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый).

Сейчас мы охарактеризуем реки, несущие свои воды в эти океаны. Для этого разделимся на 3 группы. 1 группа характеризует реки, впадающие в Атлантический океан, 2 группа – в Тихий, 3 группа – в Северный Ледовитый. План характеристики рек представлен на слайде. Для выполнения задания вам понадобятся карты атласа (стр. 2-3, 9, 10-11, 12, 34, 35) и учебник на стр. 218-219. Распределите между собой пункты плана, чтобы быстрее выполнить задание. На выполнение вам отводится 10 минут. Приступайте. (обучающиеся работают в группах). Время вышло! Проверим, что у вас получилось. (каждая группа отчитывается по заданию).

Длиннейшая и самая полноводная река материка - Миссисипи с Миссури, их общая длина - 6420 км. Индейцы называли ее «Мисси Сипи», что означает «великая река», «отец вод». Американцам нравится считать длину Миссисипи вместе с Миссури. Это тот случай, когда приток длиннее самой реки. У Миссисипи самый большой бассейн, а значит, много притоков, большая площадь водосбора.

Самая крупная река бассейна Тихого океана - Юкон (2897км). В переводе с индейского - «Большая река». Она расположена в субарктическом поясе, питание ледниковое, снеговое. Полноводна летом. Почти полгода покрыта льдом.

Особого внимания заслуживают короткие и стремительные Колумбия и Колорадо. Колумбия названа в честь корабля, моряки которого в 1792 г. открыли устье этой реки. Вторую испанцы назвали «красная река», т.к. ее ущелье сложено породами красного цвета. Каньон этой реки называют Восьмым чудом Света и он является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Давайте посмотрим видеоролик об этом объекте (URL: https://www.youtube.com/watch?v=8pci9Ajd10M).

Самая крупная река бассейна Северного Ледовитого океана - Маккензи (4250км). Находится в субарктическом поясе, поэтому имеет с октября по май ледовый режим. Питание снеговое, озерное, болотное. Полноводна летом.

2. Озера. Теперь поговорим об озерах. Равномерно ли распределены озера на территории материка? (Ответ - нет). В какой части их больше всего? (Ответ – на севере). Как вы думаете, почему на севере так много озер? Как могли появиться здесь такие скопления пресных вод? (Ответ - ледники). Поэтому происхождение этих озер – ледниковое. Какие еще выделяются типы озер? (Ответ – ледниковые, ледниково-тектонические, тектонические, остаточные). Давайте отразим это в небольшой схеме «Озера Северной Америки» и выясним, какие озера относятся к тому или иному типу. (вместе с обучающими заполняем схему см. Приложение).

Какие озера входят в единую водную систему? (Ответ - Великие Американские озера). Какие озера входят в эту систему? (Ответ – Верхнее, Мичиган, Гурон, Онтарио, Эри). Верно! Озеро Эри и Онтарио соединяет река Ниагара, что с индейского означает «гром вод» Она известна всему миру благодаря Ниагарскому водопаду, высота которого 51 м.

Многочисленные озера и ледники уникальной красоты можно увидеть в международном парке Уотертон-Лейкс-Глейшер, который также является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Он расположен в Скалистых горах Кордильер на границе Канады и США. Своим названием парк обязан высокогорным озерам («лейк» – озеро). Около 1500 миллионов лет назад на этой территории существовало море, присутствие которого доказано окаменелой рябью, а также отложениями соли. В парке представлены горные породы различной цветовой окраски: красный, зелёный, бежевый, серый, коричневый и чёрный цвета.

Современное оледенение представлено горными и покровными ледниками. Крупнейший горный ледник -Хаббард (на Аляске), покровные ледники - в Гренландии и на островах Канадского Арктического архипелага.

Таким образом, Северная Америка богата внутренними водами; самые длинные и многоводные реки относятся к бассейну Атлантического океана; в умеренном и субарктическом поясе много крупных пресных озер ледниково-тектонического происхождения; некоторые районы испытывают недостаток чистой пресной воды.


IV. Закрепление и обобщение знаний. Для закрепления темы урока предлагаю пройти «Географический лабиринт» (см. Приложение) и разгадать спрятанное там слово. Разделитесь на 6 групп. (раздаю карточки с лабиринтом по группам и провожу инструктаж по выполнению).


IV. Домашнее задание (см. план урока).


Приложение

III. Изучение нового материала.

План характеристики рек Северной Америки (по бассейнам океанов)

Название рек (перечислить).

Питание рек (дождевое, снеговое, ледниковое).

Период максимального стока (сезон, когда реки полноводны).

Характер течения (равнинные, горные; бурные, спокойные).

Хозяйственное использование рек.

Тихий океан

Атлантический океан

Северный Ледовитый

1. Колорадо, Колумбия, Юкон

2. Ледниковое, снеговое

3. Летнее половодье.

4. Бурное течение. Узкие глубокие долины, водопады.

5. Гидроэлектроэнергия, водоснабжение, орошение.

1. Миссисипи (Миссури, Огайо, Арканзас), Рио-Гранде

2. Дождевое, снеговое

3. Весенно-летнее половодье

4. Спокойное течение, широкие долины

5. Судоходство, рыболовство, водоснабжение,

гидроэлектроэнергия

1. Маккензи, Атабаска, Нельсон

2. Снеговое

3. Разливаются в конце весны - начале лета. Надолго замерзают.

4. Бурное

5. Гидроэлектроэнергия, водоснабжение.



Схема «Озера Северной Америки»

t1609745991aa.pngIII. Закрепление и обобщение знаний.

t1609745991ab.png

Ответ - ТОРНАДО

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.