Урок географии в 7 классе на тему «Африка: образ материка»
Раздел: Материки и страны
Урок 25. Африка: образ материка
Цели урока:
познакомить с физико – географическим положением Африки;
научить давать характеристику ФГП материка;
выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;
сформировать представление о климате Африки;
познакомить с растительным и животным миром материка;
продолжить формировать умение работать с несколькими картами и типовым планом
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы Африки.
Метапредметные: формирование умений устанавливать причинно- следственные связи; строить логическое рассуждение и делать выводы; работать с картами и текстом.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков.
Основное содержание: географическое положение, крайние точки Африки, особенности земной коры и рельефа материка, климат, внутренние воды, растительный и животный мир.
Деятельность обучающихся: определять географическое положение материка относительно экватора, начального меридиана, устанавливать взаимосвязь между строением земной коры и рельефом; выявлять особенности климата, внутренних вод, растительного и животного мира; наносить на контурную карту географические объекты материка.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Африки, карта «Строение земной коры», электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева, интерактивное учебное пособие «География материков и океанов. 7 класс. Южные материки», атласы издательства «Просвещение», контурные карты, презентация.
Тип урока: изучение нового материала, урок-практикум.
Ход урока:
Организационный этап урок.
Приветствие класса, проверка готовности к уроку.
Изучение нового материала. (слайд 1)
Учитель: Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. О каком же материке пойдет речь мне хотелось бы, чтобы вы ответили после того, как просмотрите отрывок из сказки. (Включается видео фрагмент песня из кино «Про красную Шапочку»)(Слайд 2)
Если долго, долго, долго,
Если долго по тропинке,
Если долго по дорожке
Долго ехать и бежать,
То пожалуй, то конечно
То наверно, верно, верно,
То возможно можно, можно,
Можно в Африку прийти!
А-а-а! В Африке реки вот такой ширины!
А-а-а! В Африке горы вот такой вышины!
А-а! Крокодилы - бегемоты,
А-а! Обезьяны - кашалоты,
А-а! И зеленый попугай!
А-а! И зеленый попугай!
Учитель: Так какой же материк будем изучать мы? (слайд 2)
Ответ детей: Африку.
Учитель: Тема нашего урока: Африка: образ материка. Обучающиеся записывают в тетрадь.
Учитель:Что мы должны выяснить на уроке исходя из заявленной темы?
Ответы обучающихся: Где находится Африка? Какой рельеф? Какими океанами омывается материк? Какой растительный и животный мир?
Цели урока:
научится давать характеристику физико-географического положения Африки;
формировать умения определять географические координаты точек;
выявить особенности строения земной коры и рельефа;
закрепить и углубить знания о взаимодействии природных компонентов и их влияние на формирование природных зон;
продолжить формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их. (слайд 4)
Учитель: Таким образом, мы можем составить план (алгоритм), по которому будем изучать каждый материк. Для этого давайте откроем наши учебники и обсудим план характеристики материка
План характеристики материка. (Слайд 5)
Географическое положение материка.
Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.
Климат.
Внутренние воды.
Природные зоны. Растительный и животный мир.
(слайд 6) Учитель: Сегодня нам понадобятся атласы стр. 28-31 с помощью, которых мы будем описывать наш материк. Наши данные мы будем записывать в таблицу, а после подписывать географические объекты на контурной карте стр. 16(слайд 7)
(Приложение 1)
Учитель: Африка является единственным материком, который расположен во всех четырех полушариях. И если мы посмотрим на физическую карту мира (обращается внимание учащихся на доску), то мы можем сказать, что Африка это второй по величине материк, после Евразии. Географическое положение Африки по-своему уникально, в чем же эта уникальность мы должны сегодня выяснить. (слайд 8)
№ |
План |
Особенности и вывод |
1 |
Географическое положение материка: А) по отношению к экватору; Б) по отношению к начальному меридиану; В) крайние точки; (слайд 9) Г) площадь материка; Е) положение материка по отношению к морям и океанам. (слайд 10, 11,12) |
|
Учитель: Рельеф Африка, как и любого другого материка, зависит от особенностей строения и истории развития земной коры, действия внутренних и внешних процессов. Интересной особенностью Африки является то, что Северная половина Африканского материка, характеризуется высотами преимущественно ниже 1000 м, зато она более чем в два раза шире южной части. В то же время южная половина Африканского материка лежит на высотах более 1000 м, при этом ее ширина не превышает 3100 км. Под влиянием внутренних процессов отдельные участки земной коры поднимались, что привело к образованию высоких плоскогорий. Другие опускались, в результате возникли крупные котловины (Чад, Конго, Калахари). Для того, чтобы выяснить какая платформа лежит в основании материка, мы должны открыть атлас на стр. 4-5, карта «Строение земной коры». А чтобы выяснить какие формы рельефа и полезные ископаемые находятся на материке (учитель обращает внимание на доску) возвращаемся к физической карте стр.28-29 (слайд 13)
2. |
Рельеф, (слайд 14) тектоническое строение, |
(можно использовать электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева) |
Учитель: С геологической историей, составом горных пород и рельефом материка тесно связаны месторождения полезных ископаемых. Все южные материки богаты ими. Если мы посмотрим на физическую карту, сможем сказать, что Африка богата полезными ископаемыми. Какими именно ответите вы (обучающиеся с помощью карты называют районы добычи нефти, газа, алмазов, различных руд).
2. |
полезные ископаемые. (слайд 15) |
|
Учитель: Благодаря своему географическому положению Африка- самый жаркий материк. Она получает больше солнечного тепла и света, чем любой другой материк. На севере в районе г. Триполи в Ливии, была зарегистрирована самая высокая температура на Земле + 58 C˚. Осадки на территории материка распределены неравномерно. По климатической карте (атлас стр. 30) видно, что в северной и южной частях материка выпадает разное количество осадков. С чем это связано? (слайд 16)
Ответы обучающихся: близостью океанов, морских течений и рельефом.
Учитель: По климатической карте атласа стр. 6-7 определите, в каких климатических поясах расположена Африка, данные запишите в тетрадь.
3 |
Климат (слайд 17) |
|
|
3. Физкультминутка. (слайд 18)
Учитель: Вы, наверное, устали? Да!
И, поэтому, все встали..
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Учитель: Присядем на свои места. Продолжим дальше. Одной из основных особенностей Африки является небольшое количество вод суши. Это объясняется тем, что большая часть материка получает мало осадков, а испаряемость из-за высоких температур по всей территории высокая. Следующий пункт нашей таблицы – внутренние воды. (слайд 19)
Что такое внутренние воды?
Что включает в себя понятие внутренние воды?
Ответы учащихся: 1) Внутренние воды - водная часть территории государства, за исключением территориального моря. 2) Реки, озера, ручьи
Учитель: Рассмотрев физическую карту назовите и запишите крупные реки и озера.
4. |
Внутренние воды (слайд 20) Реки
Озера |
|
Учитель: Из-за особенностей географического положения природные зоны на материке расположены зеркально. Используя карты атласа, определите, какая связь существует между климатическими поясами и природными зонами? Каковы особенности их размещения? (слайд 21)
Обучающиеся с помощью карт атласа называют природные зоны, заполняют таблицу. Примерный ответ обучающихся: Климатические пояса и природные зоны сменяют друг друга от экватора к полюсам в связи с уменьшением солнечного тепла, поступающего на поверхность Земли, и неравномерностью увлажнения, изменяется животный и растительный мир.
5. |
Природные зоны. (слайд 22)
Растительный мир (флора) Животный мир (фауна) (слайд 23,24)
|
(можно использовать электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева) |
(слайд 23)
Зачитывается стихотворение, пока дети работают с картой «Природные зоны мира».
Где-то в джунглях, на лианах,
Где-то с южной стороны
Обитают обезьяны,
И жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.
Африка, Африка,
Сказочные страны,
Африка, Африка,
Жаркий небосвод,
Африка, Африка,
Сладкие бананы,
Потому что в Африке
Лето круглый год!
Рефлексия. (слайд 25)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание. (слайд 26)
§ 25 – изучить;
Ответить на вопросы после параграфа;
Индивидуальное задание, подготовить презентацию об одном из исследователь Африки ( Ибн Батутта, Васко да Гама, Дэвид Ливингстон, В.В. Юнкер, Н.И. Вавилов).
Использованные ресурсы: (слайд 27)
https://solnet.ee/umnoteka/stihi_288
Портал Всезнайка: http://bookbug.ru/materik-afrika/rastitelnyj-i-zhivotnyj-mir-afriki.html
Карта: http://fony-kartinki.ru/_ph/49/2/828651956.jpg
Глобус: https://img-fotki.yandex.ru/get/6209/66124276.66/0_702d0_c72aea87_orig
Книги: http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-20/12216/2356213.png
Сезоны года: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%90%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8.html
http://sitekid.ru/planeta_zemlya/zharkaya_afrika.html