Урок чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида «Нанайская сказка "Айога"» (4 класс)
МБОУ «Майкорская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Открытый урок чтения и развития речи
в 4 классе.
Учитель: Тюнёва С.А.
14.11. 2016 г.
2016
Тема урока: «Айога» .Нанайская сказка.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель: содействовать осмыслению нравственной идеи нанайской сказки «Айога».
Задачи:
Коррекционно-образовательная-познакомить обучающихся с нанайской народной сказкой «Айога»; формирование представления об образе жизни нанайцев, хороших и плохих качествах,закрепление навыков правильного осознанного чтения;
Коррекционно-развивающая:развивать устную речь путем постановки и ответов на вопросы;обогащать словарный запас; развивать способность у обучающихся анализировать поступки героев,
Коррекционно- воспитательные:воспитывать любовь к матери, к труду, умение работать в коллективе, лучшие нравственные качества.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока.
Оборудование для ученика: карточки для работы в паре, снежинки,оценочные листы, смайлики, вырезанные «ладошки», «толстые и тонкие вопросы», платок.
Планируемый результат:
Определить идею произведения и выразить свою отношение к героям произведения.
Используемые технологии: ИКТ, игровая, технологии смыслового чтения, деятельностного подхода.
Методы: наглядные, практические, словесные.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Формы организации познавательной деятельности:индивидуальная,фронтальная, работа в парах .
План урока.
Эмоционально-психологический настрой «Поздороваемся ладошками!».
(Оценочный лист)
Погода.
Определение темы урока.
Целеполагание.
Речевая разминка.
Исследовательская работа-подготовленные доклады детей.
Словарная работа.
Первичное ознакомление с содержанием сказки- видео запись.
Проверка первичного восприятия: ответы на «тонкие» и толстые вопросы.
Физминутка- нанайская народная игра.
Отработка навыка правильного чтения- самостоятельное и индивидуальное чтение.
Работа над содержанием - чтение цепочкой и ответы на вопросы по содержанию.Прогнозирующее чтение.
Физминутка для глаз.
Работа в парах- «Качества Айоги и соседской девочки».
Составление синквейна.
Итог.
Оценки.
Дифференцированноедомашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Модули |
Эмоционально-психологический настрой «Поздороваемся ладошками!». Наблюдения за погодой. |
2 1 |
Эмоционально-психологический настрой«Поздороваемся ладошками!».(Слайд-ладошки). -Здравствуйте! А это значит- пожелать друг другу здоровья.Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу. Теперь соединяем пальчики со словами: Желаю (большой) Успеха(указательный) Большого(средний) Во(безымянный) всем(мизинец) Здравствуй (всей ладонью) - А теперь я хочу подарить вам ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. У вас на партах листы оценивания. -Какое время года? -Какая погода? Какие изменения вы заметили? |
Выполняют указанные действия, успокаиваются, настраиваются на учебную деятельность Подписывают листы оценивания. Повторяют критерии оценивания Вступают в диалог «учитель-ученик» |
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями Новые подходы в обучении-АМО. Новые подходы в обучении. |
Определение темы урока. «Расшифруй произведение» Целеполагание. Речевая разминка. Исследовательская работа Пополнение и активизация словаря учащихся Словарная работа. Первичное ознакомление. Проверка первичного восприятия текста. Физпауза «игра «Острый слух» – Сэхурсян. Чтение трудных для чтения слов. Самостоятельное и индивидуальное чтение. Работа над содержанием. Физминутка для глаз. Работа в парах (карточки) |
1 1 2 5 5 2 6 3 2 2 3 4 1 3 |
Сообщение темы урока Зима на льдинках зашифровала тему урока. -А какое произведение будем читать, вы узнаете, если расшифруете ребус «Заколдованные льдинки». (Слайд).
ааааааа г о й аА
- Произведение, с которым мы сегодня будем работать называется « Айога»- нанайская народная сказка. (Слайд). У каждой сказки есть своя тайна.(Слайд- сундук). Цель: раскрыть тайну сказки «Айога».(Слайд). Айога-это нанайская девочка. Давайте попробуем рассказать о ней. Задание прочитать предложение, меняя логическое ударение. Какая она красивая! (Слайд). Исследовательская работа. Домашнее задание. Готовясь к уроку мы провели исследование «Кто же такие нанайцы?» Там, где плещет Амур. На берегах сибирских вод В краю, занесённом снегами Нанайский народ живёт.(Учитель показывает на карте-слайде). Доклады детей к слайдам (дом.зад.) 1.Нана́йцы — коренной малочисленный народ ДальнегоВостока, проживающий по берегам Амура.Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли.Смелый народ,трудолюбивый, добрый, гостеприимный. (Слайд.) 2.Живут нанайцы в суровом таежном краю. Их жилище называется чум. Он сделан из шкур животных.(Слайд.) 3.Занимаются они в основном ловлей рыбы и охотой на белку, соболя. Рыбу заготавливают летом и осенью, затем сушат на зиму для себя и для собак. Отличные охотники. (Слайд.) 4.Зимой они ездят на собачьихупряжках, поклажу возят на собаках, запряженных в нарты.(Слайд.) 5.Из искусно выделанной и раскрашенной кожи рыб и меха животных они шьют себе одежду.(Слайд.) 6.У нанайцев есть много народныхсказок, словно наполненных запахом кедровой живицы и горьковатого дыма костров. Их они рассказывают, сидя у костра. (Слайд.) Подготовка к восприятию текста. Словарная работа. Живут нанайцы небольшими поселениями-стойбищами. (Слайд.) В каждом чуме есть очаг. Из шкур нанайцы шьют себе тёплую одежду, и, чтобы кожа была мягкой, они разминают её на мялке. Мялка – приспособление, чтобы мять кожу. Иногда под воздействием воды, сырого снега, одежда мнётся, коробится. Покоробятся – искривятся, станут неровными. Первичное слушание текста Сказки-.Аудио прослушивание сказки «Айога» -Какая была Айога? -Какое настроение вызвала сказка?
- Почему такое настроение? (Диалог «Учитель-ученик») Проверка первичного восприятия текста. Приём « Толстые и тонкие вопросы».(Вопросы выбирают по желанию). - Чем занималась Айога? - Какая была Айога? -Какие отговорки придумывала Айога? -Кто помог маме? -В кого превратилась Айога? - В чём разница между Айогой и соседской девочкой? -Объясните, почему мать дала лепёшку соседней девочке? -Как ты считаешь, почему Айога превратилась именно в гуся? -Как ты думаешь, чему учит сказка? Физкультминутка. (Слайд). Развитию у молодого поколения чуткости слуха посвящалась игра «Острый слух» –Сэхурсян. Ведущий должен был по шороху или скрипу снега определить местонахождение зверя- игрока и с завязанными глазами коснуться их рукой. Отработка чтения трудных слов(учитель, хором, поодному) Слайд. За-гор-ди- лась - загордилась На-чи-щен-ном- начищенном Рас-ка-лён-ном - раскалённом По -ко- ро - бят - ся– покоробятся Предлагаю прочитать сказкусамостоятельно,отработать произношение каждого слова. Работа над содержанием-чтение цепочкой и ответы на вопросы, прогнозирующее чтение. -Как будем читать? Слайд- громко, плавно, выразительно). -Чем занималась Айога? Что было дальше? -О чём попросила мать Айогу? Что она ответила? Что будет дальше? -Что предложили отец с матерью? Что произойдёт далее? -Кто предложил помощь?Что случится? -Что попросила Айога у матери? -Кому отдала лепёшку мать? -Почему шея у Айоги вытянулась? -Как превращалась Айога в гуся? -Какие слова выкрикивала Айога даже тогда, когда превращалась в гуся? Почему?
Падающая снежинка- проследить глазами.
Составление характеристик персонажей сказки. - Какие из этих качеств были присущи каждой из девочек?(Соединить стрелочками качества Айоги и соседской девочки.)
Разумная, гордая, трудолюбивая, заботливая, самовлюблённая, ленивая,ласковая, грубая.
Проверка. - Какие из этих качеств были присущи каждой из девочек?
|
Дети расшифровывают слово «Айога», работают у доски. Читают хором, по одному. Осуществляют поиск нужной информации Объяснение лексического значения слов Оценивают свою работу. Аудиопрослушива ние, просматривают видеоролик. Поднимают смайлики. Диалоговая беседа «Учитель-ученик». Отвечают на вопросы. Право выбора- выбирают вопрос, отвечают.. Оценочный лист- оценивание. Разучивают игру.Выполняют движения.Оценивают работу в листе оценивания. Отрабатывают навык правильного чтения.
Читают самостоятельно.
Следят, читают цепочкой.Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.
Оценивают работу в листе оценивания. Следят глазами за снежинкой. Диалоговая беседа ученик-ученик. Оценивают работу в листе оценивания |
Обучение критическому мышлению Использование ИКТ в преподавании и обучении Доклады детей. Использование ИКТ в преподавании и обучении Новые подходы в обучении. (диалоговое обучение) Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями Аудирование.. Новые подходы в обучении. (диалоговое обучение)Приём «Толстые и тонкие вопросы». . Жужжащее чтение. Приём смыслового чтения «Прогнозирующее чтение». |
Составление синквейна |
2 |
Составьте синквейн Кто? Какая? Какая? Что делала? Что делала? Что делала? . |
Дети формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью |
Обучение критическому мышлению |
Итог Оценки Домашнее задание (информация по домашнему заданию) Рефлексия |
1 1 1 1 |
Вернёмся к ладошкам. -Какое качество вы спрятали бы?(Самовлюблённость). Загните этот пальчик.
Определение основной мысли сказки. -Какая же тайна сказки «Айога»? (Слайд-сундук).
Не по виду суди, а по делам смотри. Оценки, лист оценивания. Домашнее задание в конвертах(дифференцированное) Я предлагаю домашнее задание по желанию. -Прочитай сказку «Айога». -Напиши письмо Айоге. -Придумай своё продолжение сказки. «Снежинка»- прикрепите снежинку: большую- вам понравилось и у вас отличное настроение, среднюю- не совсем всё понравилось и настроение у меня не очень хорошее, маленькую- у меня всё плохо.
|
Загибают пальчик. Выбор домашнего задания Прикрепляют на доску снежинки. |
Обучение критическому мышлению Новые подходы в обучении. Оценивание обучения (ОО) |
Лист оценивания.
Ф.И. _________________________________________
Оценка |
|
Тема- ребус |
|
Речевая разминка |
|
Исследование |
|
Толстые и тонкие вопросы |
|
Самостоятельное чтение |
|
Игра «Сэхурсян» |
|
Самостоятельное чтение |
|
Чтение сказки |
|
Работа в парах |
|
Синквейн |
|
Итог |
Айога Соседская девочка
разумная
гордая
трудолюбивая
заботливая
самовлюблённая
ленивая
ласковая
грубая
уважение отзывчивость доброта трудолюбие самовлюблённость
- Чем занималась Айога?
- Какая была Айога?
-Какие отговорки придумывала Айога?
-Кто помог маме?
-В кого превратилась Айога?
- В чём разница между Айогой и соседской девочкой?
-Объясните, почему мать дала лепёшку соседней девочке?
-Как ты считаешь, почему Айога превратилась именно в гуся?-Как ты думаешь, чему учит сказка?
Пестовская Елена Владимировна
Ивлиева Наталия Алексеевна