Урок-деловая игра в 3 классе по теме «Семейный бюджет»
Технологическая карта урока по теме «Семейный бюджет»
Учитель Егорова Галина Васильевна Организация МАОУ «СП № 1» г. Северодвинск
Тема | «Семейный бюджет» |
Предмет, класс | Окружающий мир (автор Плешаков А.А.) 3 В класс |
Форма занятия | Урок – игра (Открытие новых знаний) |
Цель урока | Познакомить обучающихся с понятием «семейный бюджет», «доходы», «расходы»; изучить структуру семейного бюджета. |
Планируемые результаты | А) Предметные: знать структуру семейного бюджета, уметь применять полученные знания на практике. Б) Метапредметные: уметь работать с учебником, информацией, таблицами. В) Личностные: уметь работать в группе, быть бережливым, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. |
Оборудование | Проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, таблица доходов и расходов семьи, таблички с фамилиями семей (Снежинкиных, Звёздочкиных, Ютубовых и Семейных); одежда (бабушке – платочек, очки; дедушке – газета, очки, маме – фартук, папе – галстук, портфель, подростку – кепка, джинсы, толстовка, старшему брату – студенческий билет, дочке- куклу, сыну – игрушку, младенцу – чепчик, пустышка.), листочки с доходами каждой семьи учащихся. |
Расстановка парт и стульев | Парты и стулья разделены на 4 семьи-группы. |
Расходные материалы | Листочки, ручки, текстовыделители. |
Материал | Таблички с фамилиями семей. Таблички «Доходы», «Расходы». |
Заранее | Дети разделились на группы-семейки, придумали фамилию, распределили роли, кто кем будет в семье, подобрали одежду для выбранной роли. |
На партах | Блокноты с Д/З к уроку: узнать, примерно какую реальную сумму получает выбранный учеником персонаж. Записать заранее суммы, которые реально потратила семья за февраль-месяц. (Урок проходил в марте). |
| |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Орг. момент | Знакомство с «семьями» Снежинкиных, Звёздочкиных, Ютубовых и Семейных. Повторение правил работы в группе. | Слушают ребят из других семеек, настраиваются на урок | Коммуникативные: уметь слушать учителя, одноклассников. |
2. Актуализация знаний | Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Вы уже познакомились с новыми семьями Снежинкиных, Звёздочкиных, Ютубовых и Семейных, узнали о составе семьи, познакомились с домочадцами. - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь зашифровано слово, вам нужно догадаться, о чём идёт речь? - Какое же слово в ребусе было зашифровано? - А что такое бюджет? - Как называются деньги, которые поступают в бюджет? - Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют информацию, отгадывают зашифрованное слово.
Дети расшифровывают в группах слово «бюджет». Бюджет – это план доходов и расходов. Доходы Расходы
| Регулятивные: организовывать свое рабочее место Познавательные: уметь работать с информацией, анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы. Регулятивные: уметь адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя |
3. Определение темы | - А как называются люди, которые живут в одном доме и заботятся друг о друге? - А может ли у семьи быть свой бюджет? Установите связь между этими словами. - Как вы думаете, какова же тема урока? - А цели? | Отвечают на вопросы, ставят цели урока. Таких людей называют семьей. Да, у семьи может быть бюджет. Бюджет семьи или семейный бюджет. Что такое семейный бюджет? Для чего нужен семейный бюджет? Какие виды доходов может получать семья?
| Познавательные: уметь анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы Регулятивные: уметь ставить цели, адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя |
Открытие новых знаний А) Доходы 5. Физминутка. | Что такое семейный бюджет? - Так что понимают под понятием «семейный бюджет»? - А какие доходы бывают у семьи? - А расходы? - Семейный бюджет, как правило, составляется не на год, а на более короткий срок, например на месяц. Но он должен быть обязательно в каждой семье, иначе могут произойти разные неприятности. Дома вам нужно было записать в блокнотик, какие доходы поступают ежемесячно в вашу семью. Глава каждой семьи получите листок «Доходы», где вы сейчас напишите, из каких поступлений будут доходы в вашей семье. Откройте свои блокнотики на страничке, где вы узнали конкретные суммы того персонажа, которого вы сегодня изображаете в семье. Запишите справа в таблице ежемесячную сумму дохода. Сосчитайте общий доход вашей семьи. Прошу выйти по одному представителю от каждой семьи с таблицей и озвучить доход вашей семьи за 1 месяц. Поиграем с вами в игру. Если вы услышите, что я назвала доходы, то хлопайте в ладоши. Если расходы, поднимайте руки вверх. (зарплата, питание, пенсия, проезд, стипендия, развлечения, одежда, доход от магазина, пособие на детей). | Семейный бюджет - это план доходов и расходов семьи Доходы семьи: зарплата, пенсия, стипендия и т. д. Расходы семьи: питание, коммунальные платежи, интернет и др.
Работа в группах. Дети в группах слева в таблице перечисляют доходы: з/п мамы, з/п папы, пенсия дедушки, стипендия сына-студента, пособие по уходу за ребёнком и т.д. Работа в группах. Ребята вписывают примерные суммы дохода, которые дома узнали от своих родителей. Пользуясь черновиком учащиеся считают в столбик и вписывают внизу таблицы «Доходы» общую сумму. Дети зачитывают сумму ежемесячного дохода семей Снежинкиных, Звёздочкиных, Ютубовых и Семейных. | Познавательные: уметь работать с информацией, сравнивать, анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы, работать с таблицей. Регулятивные: уметь адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя. |
Б) Расходы | Ребята, а на что тратятся деньги у вас в семье? За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели. Прошу положить в центре стола новую таблицу «Расходы». Я уже внесла в неё три пункта: - Коммунальные услуги; - Продукты питания; - Школа, детский сад. Откройте свои блокнотики на той страничке, где вы узнали конкретные суммы расходов вашей семьи за прошлый месяц. Допишите, пожалуйста, в левую графу другие расходы месяца, а в правую – конкретные суммы трат. А теперь прошу выйти по другому представителю от каждой семьи с таблицей и озвучить расходы вашей семьи за 1 месяц. | На покупку продуктов, оплата коммунальных услуг и Интернета , покупка лекарств, ремонт автомобиля, бензин. покупка игрушек, посещение цирка, музея, покупка новых вещей вместо сломанных, отдых и развлечения. Работа в группах. Дети вписывают суммы и высчитывают общее количество расходов Ребята зачитывают сумму ежемесячного расхода семей Снежинкиных, Звёздочкиных, Ютубовых и Семейных. | Коммуникативные: уметь слушать одноклассников в группе, участвовать с ними в диалоге. |
6. Решение проблемы | Итак, у вас внизу в обеих таблицах указаны две суммы. Какие? Верно. Это доход и расход вашей семейки за месяц. Прошу сосчитать разницу и посмотреть осталась ли в семье какая-то сумма. Если нет, то сообщите нам. Если осталась, то решите, как ваша семья её потратит? | Ученики называют: доходы и расходы. Работают в группе, слушают мнение друг друга.
Ребята вычитают из суммы доходов - расходы и считают разницу. | Познавательные: уметь работать с информацией, анализировать, делать правильные выводы Регулятивные: уметь адекватно реагировать на указанные ошибки; дружно работать в группе. Коммуникативные: уметь слушать учителя, работать в группе, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. |
7. Итог | Прошу выйти семью Снежинкиных, (Звёздочкиных, Ютубовых и Семейных) и назвать оставшуюся разницу, если таковая имеется. Сообщить, на какие цели ваша семья решила её потратить. - Что же такое семейный бюджет? - Для чего нужен семейный бюджет? Выставление отметок. | Семьи выступают у доски по очереди и садятся на свои места. Семейный бюджет – план доходов и расходов семьи. Он нужен для того, чтобы семья могла рассчитать свои деньги, не накапливая долгов. | Коммуникативные: уметь слушать одноклассников, участвовать в диалоге, принимать решение в группе. |
8. Рефлексия | - Продолжите фразы: - Мне было интересно…. - Мне было непонятно…. |
| Регулятивные: уметь оценивать свои достижения. |
9. Домашнее задание | Взять все квиточки на коммунальные услуги за месяц февраль вашей семьи, записать в столбик все расходы семьи (содержание жилья, электроэнергия, холодная вода и стоки, вывоз мусора и т.д.), не пользуясь калькулятором сосчитать в столбик общую сумму. | Показать, как оформить Д/З и делать расчёты. | |
Список литературы:
Сайт Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» https://fmc.hse.ru/
УМК по финансовой грамотности:
Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова, Ю. Н. К66 Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобра - зоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополни- тельное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Корлюгова, Ю. Н. К66 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному фи- нансовому поведению»).
Корлюгова, Ю. Н. К66 Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 8 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному фи- нансовому поведению»).
Как объяснить третьеклассникам такие сложные темы, как «Экономика», «Государственный и Семейный бюджет»? Конечно же, в игре! Ребята из 3 В класса разделились на 4 семьи: Снежинкиных, Звёздочкиных, Ютубовых и Семейных. Заранее обсудили, кто какую роль «примерит» на себя: глава семейства, его супруга, бабушка, дедушка, студентов, обучающихся на платной и бюджетной основе, подростков, детей разных возрастов от школьника до младенцев-близнецов.
Узнали у родителей и записали примерные суммы дохода: заработной платы, пенсии, размер пособия на младенцев и на детей из многодетных семей, какова стипендия у хорошиста и размер повышенной стипендии студента.
Не забыли и о статьях расхода: уточнили, сколько уходит на коммунальные услуги, продукты питания, одежду, обувь, лекарства, машину и её обслуживание, кредит, мобильную связь, развлечения, подарки (ведь в феврале было два праздника) и многое другое.
Сосчитали и получили две цифры: дохода и расхода. Вычли разницу. Результаты получились прекрасные! Ни одна из семей не влезла в долги, а расход не превысил доход.
Куда же потратили оставшиеся «лишние» деньги наши «семейки»? Каждая на своё усмотрение. Одни – положили деньги в банк под проценты, другие – оставили эту сумму на летний отдых у моря, третьи отложили на ремонт, а четвёртая семья решила отправить бабушку и дедушку в санаторий подлечиться!
Сообща ребята справились со всеми трудными задачами и быстро решили все проблемы. Ведь как гласит народная мудрость «В семье согласно, так идёт дело прекрасно».
Приложения
Ребус
ДОХОДЫ
ЧЛЕНЫ СЕМЬИ | СУММА |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
РАСХОДЫ
ТОВАР ИЛИ УСЛУГА | ЦЕНА, СУММА |
КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ | |
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ | |
ШКОЛА, ДЕТСКИЙ САД | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Фото с урока
Легоцкая Вера Сергеевна
Галина Владимировна