12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сенаторова Ольга337
Учитель МКОУ СОШ №3 г.Уржума Кировской области
Россия, Кировская обл., Уржум

Технологическая карта урока


Класс: 6

Предмет: литература

Тема урока: Урок дружбы, или как изменились отношения Вити и Сашки.

Тип урока: урок открытия «нового» знания.

Обучающая цель (предметный результат): знать композицию рассказа ; уметь определять построение произведения
Развивающая цель (метапредметный результат): стимулировать потребность вникать в суть изучаемых проблем, формулировать вопросы, затрагивающие основы знаний, личный социальный, культурный, жизненный опыт;

Воспитывающая цель (личностный результат): формировать навыки самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний; совершенствовать умения активного слушания, чтения, пересказа, анализа произведения

Планируемые результаты:

Предметные:

осваивать формы выражения впечатления о прочитанном произведении (устный отзыв, система вопросов, иллюстрации; краткий пересказ);

формулировать проблемные вопросы и задания;

выразительно читать, анализировать художественный текст;

предлагать пути освоения темы

закреплять навыки анализа эпизода, искать свой комфортный алгоритм анализа;

участвовать в дискуссии, отстаивать своё мнение на основе понимания авторского замысла


Метапредметные:

регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

предлагать последовательный план решения проблемы урока;

коммуникативные:

формировать навыки участия в исследовании;

связывать информацию, обнаруженную в художественном произведении, со знаниями из разных

источников;

находить доводы в защиту своей точки зрения


Личностные:

формировать понятие «достоинство человека» на

основе анализа художественного текста и реальной

жизни;

формировать интерес к культуре и истории нашей

страны;

самостоятельно приобретать, интерпретировать

и синтезировать знания;

оценивать утверждения, сделанные в художественном произведении, исходя из своих представлений о мире


Методы обучения: частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,

Межпредметные связи: русский язык (роль повествования и описания в экспозиции рассказа); история (сведения об эпохе).






Этапы урока

открытия «нового» знания


Деятельность
учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

П. – познавательные; Р. – регулятивные;

К. – коммуникативные; Л. – личностные;


1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев  — выдающийся советский и российский писатель. Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».

На уроках литературы мы познакомились с его рассказом «Конь с розовой гривой» и убедились, что автор преподаёт нам урок мудрости и доброты через героев своего произведения. Сегодня мы работаем с рассказом «Монах в новых штанах»

-  Понравился ли вам рассказ “Монах в новых штанах”?

- Какова цель урока? (Проанализировать и понять поступки героев).

- Какое время изображено в рассказе?

- Какие приметы этого трудного времени вы увидели в повести?

- Как бы вы ответили на вопрос, о чем рассказ “Монах в новых штанах”? (рассказ о дружбе)

- Как можно назвать тему урока?

Урок дружбы, или как изменились отношения Вити и Сашки.






Слушают, отвечают.



















(Проанализировать и понять поступки героев).





Записываю тему урока.


Р. – волевая саморегуляция;
– целеполагание – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе познавательной деятельности;

К. – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Л. – действие смыслообразования;

самоопределение;

развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

2


Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.



Эпиграф ом урока предлагаю взять слова полководца Александра Суворова: «Искренность отношений, правда в общении — вот дружба».



Работа над сравнительным анализом рассказов “Конь с розовой гривой” и “Монах в новых штанах”.

Ребята, я просила вас, читая рассказ “Монах в новых штанах”, мысленно сопоставлять его с рассказом “Конь с розовой гривой”. Поделитесь своими наблюдениями. Что вы заметили, сходство или различие? Или и то и другое?

-Давайте, чтобы лучше понять своеобразие повести будем заполнять таблицу


Записывают эпиграф урока











- Композиция: сходная.

а) Нет вступления.


П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

извлечение необходимой информации из текстов;

структурирование знаний;

Р. – контроль, коррекция (если актуализация выполняется при проверке домашнего задания);

К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;


3

Выявление места и причины затруднения.


Можно объединить 3 – 5 этапы: Постановка и решение проблемы


.

б) Завязкой обоих рассказов является сообщение о заветной мечте мальчика: о прянике конем с розовой гривой и о новых, специально сшитых ко дню рождения штанах.

в) В обоих рассказах очень долго герой идет к своей цели, но:

- в первом рассказе ему мешают достичь ее его собственные проступки, обман,

- а во втором – не зависящие от него причины - болезнь бабушки.

г) В каждом рассказе есть кульминация, но

- в первом - это духовное состояние мальчика, достигшее наивысшей точки раскаяния за содеянный обман,

- во втором - это его пребывание в грязевой луже, чуть не стоившее ему жизни.

д) А вот развязки в рассказах разные:

- в первом- герой приходит все-таки к своей мечте, но при этом получает нравственные уроки доброты, честности, ответственности за свои поступки на всю жизнь,

- во втором – уже сбывшаяся мечта гибнет, но герой приобретает нечто другое - дружбу.


 

Конь с розовой гривой”

Монах в новых штанах”

Композиция

Нет вступления

Хронология иногда нарушается : автор пускается в воспоминания

Часто встречаются лирические отступления

Завязка - высказывается заветная мечта героя

Развитие действия - преодоление трудностей на пути к мечте

Кульминация:

 

Внутреннее состояние героя, муки совести

Угроза физическому существованию, опасность для жизни

 

Развязка

 

Нравственные уроки

Зарождение дружбы


П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

подведение под понятие;

определение основной и второстепенной информации;

смысловое чтение;

постановка и формулирование проблемы;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

учет разных мнений;

использование критериев для обоснования своего суждения.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



2. Герои рассказа.

- Изменились ли герои рассказа?

- Внешне они изменились или внутренне?

а Витя:

- Как рассказывает Астафьев о процессе возникновения штанов? (Как будто о возникновении поэмы или песни).

- Какие чувства охватили героя, когда он надел обновку?

- Попробуйте представить себя на месте героя рассказа. Перескажите от 1-го лица отрывок о том, как он идет по селу в новых штанах.

б) Бабушка Катерина Петровна:

- что мы узнаем о ней из первого рассказа? (Какой она была хозяйкой, как относилась к Вите, к соседям Левонтьевым, каковы ее душевные качества).

- Какие же они?

- А из второго рассказа?



в) Санька Левонтьев:

- Изменился ли Санька?



Витя повзрослел за год, теперь ему 8 лет

- хотя он усвоил урок: обманывать нельзя, он все же, перебирая картошку в подвале, тем самым зарабатывая себе новые штаны, слегка сокращает задание бабушки, передвигая брюкву поближе к себе. Он хоть и маленький, но умеет работать, если увлечется, то работает даже самозабвенно.


Рассказ учащегося. Ученики оценивают рассказ по плану.











(Огромная доброта, умение понять и простить, незаурядный талант воспитателя).

(Мы видим, какая у нее была трудная жизнь, а она тем не менее не разучилась радоваться; узнаем об отношении к ней других людей - родных, соседей, знакомых; видим, что умеет она прощать не только близкого человека, но и чужого - Саньку).

(Он теперь работает вместе с дедушкой Вити на заимке, помогал ему в “пашенной работе”).


П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

извлечение из текстов необходимой информации;

использование знаково-символических средств;

моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы);

подведение под понятие;

установление причинно-следственных связей;

выполнение действий по алгоритму;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

использование критериев для обоснования своего суждения;

управление поведением партнера;
– достижение договоренностей и согласование общего решения;

Л. – осознание ответственности за общее дело;

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Самостоятельная работа.


- Каков теперь его характер?

- Какие примеры? (Прозвище. Как оно связано с названием книги?)

- Способен ли он сейчас понять, что совершил ужасный поступок?

- Что ему помогает это понять?

- Страх за себя (накажут!) или за Витю, который мог бы погибнуть в этой луже? Подтвердите текстом.

-Зачем автор вводит в рассказ образ букета ярко-красных саранок?

Самостоятельная работа. Ответ на вопрос письменно.



- Астафьев в своей автобиографии признавался в любви к цветам: бывало, заваливал избу жарками, медуницами, кукушкиными слезками, венериными башмачками.

Наверное, и Санька об этом знал, поэтому и принес ему цветы. А почему же не признался?


(Нет, он до конца не утратил своей зависти и ревности, а также способности на подлые поступки.)

(Предложение бегать через лужу и опять злорадство по поводу того, что Витя попался на его удочку и пострадал).

(Да, и он даже стремится его исправить).









Самостоятельная работа. Ответ на вопрос письменно.

Читают ответы.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

извлечение из текстов необходимой информации;

использование знаково-символических средств;

подведение под понятие;

выполнение действий по алгоритму;

доказательство;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р. – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

самоконтроль, самооценка - оценивание качества и уровня усвоения;
коррекция;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К. – владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

планирование и организация учебного сотрудничества со сверстниками;

работа индивидуальная, парная, в группах;

осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

использование критериев для обоснования своего суждения, формулирование, аргументирование и отстаивание своего мнения;


Рефлексия учебной деятельности на уроке.



- Каковы отношения между героем рассказа и Санькой? Можно ли их назвать дружбой?

- Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами, надеюсь, поняли, что главной задумкой Виктора Петровича при написании этого рассказа было показать нам все тяготы и невзгоды послевоенной жизни, как жили в деревнях в то трудное время, любая покупка, любая обнова, даже сшитая заботливыми руками бабушки - это был праздник. 

Вообще этот рассказ входит в цикл рассказов " Последний поклон". Этим циклом Виктор Петрович нам рассказывает о своем детстве, вспоминает своих, вырастивших его без матери с отцом, бабушку Екатерину Петровну и дедушку Илью Евграфовича, и этими рассказами выражает им безграничную благодарность и за новые штаны, и за коня с розовой гривой и за многое и многое другое.

Д.з Всем: написать письмо герою на тему : «Дружба приумножает радости и дробит печали».

По выбору: прочитать повести из книги «Последний поклон»


Отвечают на вопрос, записывают д.з.

П. – умение структурировать знания;

Р. – волевая саморегуляция;
– контроль процесса и результатов деятельности;

оценка – выделение и осознание того, что уже усвоении и что подлежит усвоению;

самооценка на основе критерия успешности;

прогнозирование;

К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

использование критериев для обоснования своего суждения;

планирование учебного сотрудничества;

Л. – самооценка на основе критерия успешности (для себя);

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.





«Рубрика» для оценивания убедительности речи


А

B

C

D

Ученик использо-

вал эффективные

навыки публич-

ных выступле-

ний, таких как

зрительный кон-

такт, положение

тела, громкость

Большую часть

времени ученик

использовал

эффективные на-

выки публичных

выступлений, та-

ких, как зритель-

ный контакт,

положение тела,

громкость

Ученику иногда

не удавалось

использовать

эффективные на-

выки публичных

выступлений

Ученик редко

использовал

эффективные

навыки публичных выступлений

Ученик показал

понимание замысла автора

Ученик показал

некоторое пони-

мание замысла автора

Ученик показал

недостаточное

понимание замысла автора

Ученик показал

малое понимание замысла автора

Ученик использовал

ссылку

на текст,

чтобы убедить

слушателей

Ученик использовал несколько

достоверных

ссылок

на текст

Некоторые из

фактов, приведенных учащимся, не вызывают

доверия

Ученик не включал в выступление факты или

использовал

факты, которые

не вызывают

доверия

Выступление

началось с введения, которое

привлекло ауди-

торию, и закончилось хорошим

завершением

Выступление

началось с введения и закон-

чилось завершением

Выступление

не содержало

введения или завершения

В выступлении

не было введения и заключения

Высокая оценка

Хорошая оценка

Средняя оценка

Низкая оценка.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.