Урок дружбы, или Как изменились отношения Вити и Сашки
Технологическая карта урока
Класс: 6
Предмет: литература
Тема урока: Урок дружбы, или как изменились отношения Вити и Сашки.
Тип урока: урок открытия «нового» знания.
Обучающая цель (предметный результат): знать композицию рассказа ; уметь определять построение произведения
Развивающая цель (метапредметный результат): стимулировать потребность вникать в суть изучаемых проблем, формулировать вопросы, затрагивающие основы знаний, личный социальный, культурный, жизненный опыт;
Воспитывающая цель (личностный результат): формировать навыки самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний; совершенствовать умения активного слушания, чтения, пересказа, анализа произведения
Планируемые результаты:
Предметные: • осваивать формы выражения впечатления о прочитанном произведении (устный отзыв, система вопросов, иллюстрации; краткий пересказ); • формулировать проблемные вопросы и задания; • выразительно читать, анализировать художественный текст; • предлагать пути освоения темы • закреплять навыки анализа эпизода, искать свой комфортный алгоритм анализа; • участвовать в дискуссии, отстаивать своё мнение на основе понимания авторского замысла | Метапредметные: регулятивные: • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; • предлагать последовательный план решения проблемы урока; коммуникативные: формировать навыки участия в исследовании; • связывать информацию, обнаруженную в художественном произведении, со знаниями из разных источников; •находить доводы в защиту своей точки зрения | Личностные: формировать понятие «достоинство человека» на основе анализа художественного текста и реальной жизни; формировать интерес к культуре и истории нашей страны; самостоятельно приобретать, интерпретировать и синтезировать знания; оценивать утверждения, сделанные в художественном произведении, исходя из своих представлений о мире |
Методы обучения: частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,
Межпредметные связи: русский язык (роль повествования и описания в экспозиции рассказа); история (сведения об эпохе).
Этапы урока открытия «нового» знания | Деятельность | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД П. – познавательные; Р. – регулятивные; К. – коммуникативные; Л. – личностные; | ||||||||||||||||
1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев — выдающийся советский и российский писатель. Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон». На уроках литературы мы познакомились с его рассказом «Конь с розовой гривой» и убедились, что автор преподаёт нам урок мудрости и доброты через героев своего произведения. Сегодня мы работаем с рассказом «Монах в новых штанах» - Понравился ли вам рассказ “Монах в новых штанах”? - Какова цель урока? (Проанализировать и понять поступки героев). - Какое время изображено в рассказе? - Какие приметы этого трудного времени вы увидели в повести? - Как бы вы ответили на вопрос, о чем рассказ “Монах в новых штанах”? (рассказ о дружбе) - Как можно назвать тему урока? Урок дружбы, или как изменились отношения Вити и Сашки. | Слушают, отвечают. (Проанализировать и понять поступки героев). Записываю тему урока. | Р. – волевая саморегуляция; К. – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Л. – действие смыслообразования; – самоопределение; – развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности; | |||||||||||||||
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Эпиграф ом урока предлагаю взять слова полководца Александра Суворова: «Искренность отношений, правда в общении — вот дружба». Работа над сравнительным анализом рассказов “Конь с розовой гривой” и “Монах в новых штанах”. Ребята, я просила вас, читая рассказ “Монах в новых штанах”, мысленно сопоставлять его с рассказом “Конь с розовой гривой”. Поделитесь своими наблюдениями. Что вы заметили, сходство или различие? Или и то и другое? -Давайте, чтобы лучше понять своеобразие повести будем заполнять таблицу | Записывают эпиграф урока - Композиция: сходная. а) Нет вступления. | П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; – извлечение необходимой информации из текстов; – структурирование знаний; Р. – контроль, коррекция (если актуализация выполняется при проверке домашнего задания); К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; – владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; | |||||||||||||||
3 | Выявление места и причины затруднения. Можно объединить 3 – 5 этапы: Постановка и решение проблемы . | б) Завязкой обоих рассказов является сообщение о заветной мечте мальчика: о прянике конем с розовой гривой и о новых, специально сшитых ко дню рождения штанах. в) В обоих рассказах очень долго герой идет к своей цели, но: - в первом рассказе ему мешают достичь ее его собственные проступки, обман, - а во втором – не зависящие от него причины - болезнь бабушки. г) В каждом рассказе есть кульминация, но - в первом - это духовное состояние мальчика, достигшее наивысшей точки раскаяния за содеянный обман, - во втором - это его пребывание в грязевой луже, чуть не стоившее ему жизни. д) А вот развязки в рассказах разные: - в первом- герой приходит все-таки к своей мечте, но при этом получает нравственные уроки доброты, честности, ответственности за свои поступки на всю жизнь, - во втором – уже сбывшаяся мечта гибнет, но герой приобретает нечто другое - дружбу. |
| П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; – подведение под понятие; – определение основной и второстепенной информации; – смысловое чтение; – постановка и формулирование проблемы; – структурирование знаний; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; – владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений; – использование критериев для обоснования своего суждения. | |||||||||||||||
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | 2. Герои рассказа. - Изменились ли герои рассказа? - Внешне они изменились или внутренне? а Витя: - Как рассказывает Астафьев о процессе возникновения штанов? (Как будто о возникновении поэмы или песни). - Какие чувства охватили героя, когда он надел обновку? - Попробуйте представить себя на месте героя рассказа. Перескажите от 1-го лица отрывок о том, как он идет по селу в новых штанах. б) Бабушка Катерина Петровна: - что мы узнаем о ней из первого рассказа? (Какой она была хозяйкой, как относилась к Вите, к соседям Левонтьевым, каковы ее душевные качества). - Какие же они? - А из второго рассказа? в) Санька Левонтьев: - Изменился ли Санька? | Витя повзрослел за год, теперь ему 8 лет - хотя он усвоил урок: обманывать нельзя, он все же, перебирая картошку в подвале, тем самым зарабатывая себе новые штаны, слегка сокращает задание бабушки, передвигая брюкву поближе к себе. Он хоть и маленький, но умеет работать, если увлечется, то работает даже самозабвенно. Рассказ учащегося. Ученики оценивают рассказ по плану. (Огромная доброта, умение понять и простить, незаурядный талант воспитателя). (Мы видим, какая у нее была трудная жизнь, а она тем не менее не разучилась радоваться; узнаем об отношении к ней других людей - родных, соседей, знакомых; видим, что умеет она прощать не только близкого человека, но и чужого - Саньку). (Он теперь работает вместе с дедушкой Вити на заимке, помогал ему в “пашенной работе”). | П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; – извлечение из текстов необходимой информации; – использование знаково-символических средств; – моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы); – подведение под понятие; – установление причинно-следственных связей; – выполнение действий по алгоритму; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – построение логической цепи рассуждений, доказательство; Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; – владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; – использование критериев для обоснования своего суждения; – управление поведением партнера; Л. – осознание ответственности за общее дело; – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | |||||||||||||||
| Самостоятельная работа. | - Каков теперь его характер? - Какие примеры? (Прозвище. Как оно связано с названием книги?) - Способен ли он сейчас понять, что совершил ужасный поступок? - Что ему помогает это понять? - Страх за себя (накажут!) или за Витю, который мог бы погибнуть в этой луже? Подтвердите текстом. -Зачем автор вводит в рассказ образ букета ярко-красных саранок? Самостоятельная работа. Ответ на вопрос письменно. - Астафьев в своей автобиографии признавался в любви к цветам: бывало, заваливал избу жарками, медуницами, кукушкиными слезками, венериными башмачками. Наверное, и Санька об этом знал, поэтому и принес ему цветы. А почему же не признался? | (Нет, он до конца не утратил своей зависти и ревности, а также способности на подлые поступки.) (Предложение бегать через лужу и опять злорадство по поводу того, что Витя попался на его удочку и пострадал). (Да, и он даже стремится его исправить). Самостоятельная работа. Ответ на вопрос письменно. Читают ответы. | П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; – извлечение из текстов необходимой информации; – использование знаково-символических средств; – подведение под понятие; – выполнение действий по алгоритму; – доказательство; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Р. – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; – самоконтроль, самооценка - оценивание качества и уровня усвоения; – волевая саморегуляция в ситуации затруднения; К. – владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; – планирование и организация учебного сотрудничества со сверстниками; – работа индивидуальная, парная, в группах; – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; – использование критериев для обоснования своего суждения, формулирование, аргументирование и отстаивание своего мнения; | |||||||||||||||
| Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Каковы отношения между героем рассказа и Санькой? Можно ли их назвать дружбой? - Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами, надеюсь, поняли, что главной задумкой Виктора Петровича при написании этого рассказа было показать нам все тяготы и невзгоды послевоенной жизни, как жили в деревнях в то трудное время, любая покупка, любая обнова, даже сшитая заботливыми руками бабушки - это был праздник. Вообще этот рассказ входит в цикл рассказов " Последний поклон". Этим циклом Виктор Петрович нам рассказывает о своем детстве, вспоминает своих, вырастивших его без матери с отцом, бабушку Екатерину Петровну и дедушку Илью Евграфовича, и этими рассказами выражает им безграничную благодарность и за новые штаны, и за коня с розовой гривой и за многое и многое другое. Д.з Всем: написать письмо герою на тему : «Дружба приумножает радости и дробит печали». По выбору: прочитать повести из книги «Последний поклон» | Отвечают на вопрос, записывают д.з. | П. – умение структурировать знания; Р. – волевая саморегуляция; – оценка – выделение и осознание того, что уже усвоении и что подлежит усвоению; – самооценка на основе критерия успешности; – прогнозирование; К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; – использование критериев для обоснования своего суждения; – планирование учебного сотрудничества; Л. – самооценка на основе критерия успешности (для себя); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; |
«Рубрика» для оценивания убедительности речи
А | B | C | D |
Ученик использо- вал эффективные навыки публич- ных выступле- ний, таких как зрительный кон- такт, положение тела, громкость | Большую часть времени ученик использовал эффективные на- выки публичных выступлений, та- ких, как зритель- ный контакт, положение тела, громкость | Ученику иногда не удавалось использовать эффективные на- выки публичных выступлений | Ученик редко использовал эффективные навыки публичных выступлений |
Ученик показал понимание замысла автора | Ученик показал некоторое пони- мание замысла автора | Ученик показал недостаточное понимание замысла автора | Ученик показал малое понимание замысла автора |
Ученик использовал ссылку на текст, чтобы убедить слушателей | Ученик использовал несколько достоверных ссылок на текст | Некоторые из фактов, приведенных учащимся, не вызывают доверия | Ученик не включал в выступление факты или использовал факты, которые не вызывают доверия |
Выступление началось с введения, которое привлекло ауди- торию, и закончилось хорошим завершением | Выступление началось с введения и закон- чилось завершением | Выступление не содержало введения или завершения | В выступлении не было введения и заключения |
Высокая оценка | Хорошая оценка | Средняя оценка | Низкая оценка. |