12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чернышова Ульяна Николаевна310
лауреат Всероссийского конкурса "Учитель года России-2009", победитель конкурса лучших учителей России 2009 и 2012 гг., почётный работник общего образования РФ
Россия, Смоленская обл., С.Баскаково

Пояснительная записка

Урок-проект «Почтительное отношение к слову. Лексика, или Создаём портрет слова».

Автор урока: учитель русского языка и литературы МБОУ «Баскаковская средняя школа» Гагаринского района Смоленской области Чернышова Ульяна Николаевна

Квалификация: высшая квалификационная категория, почётный работник общего образования РФ.

Класс: 6

6 класс занимался по УМК Г.Г.Граник, но урок проводился и в 5 классе, работающем по УМК Т.А.Ладыженской. На тему «Лексика» («Почтительное отношение к слову») отведено 14 часов. После изучения 1 урока началась подготовка к итоговому уроку-проекту.

Практическая направленность урока. Урок создавался к УМК Г.Г.Граник, но успешно апробирован в классе, работающем по УМК Т.А.Ладыженской. Работа над проектом в классе способствовала организации сетевого проектаhttp://metodisty.ru/m/events/view/setevoi_proekt_-sozdaem_portret_slova-_2, к которому активно подключились педагоги из разных регионов страны.

Организационная работа. С первого урока изучения темы «Лексика» началась подготовка к итоговому уроку-проекту. Подготовлены буклеты для родителей и инструменты сопровождения проекта. В классе всего 12 учеников. Поэтому обучающиеся разделились на 6 группы (пар) по принципу взаимного выбора. Учитывались особенности обучения в Баскаковской школе: 5 человек из 6 класса- жители с. Баскаково, остальные приезжают в школу из ближайших сёл и г. Гагарина. Поэтому сотрудничество в группах, между группами и с родителями обучающихся осуществляли с помощью Интернет и по мобильной связи. Каждая группа начала подготовку по следующим направлениям:

-Исследовать синонимы и эпитеты-«друзья» к слову жизнь. Изучить этимологию слова жизнь.

- Исследовать антонимы и эпитеты -«враги» к слову жизнь. Слово жизнь: ассоциативный ряд.

- Подготовить презентацию «Слово жизнь и его «родственники» в сказках и иллюстрациях к сказкам. Подобрать музыкальное сопровождение.

слово жизнь в устойчивых словосочетаниях, пословицах.

Полученный материал объединён в электронную презентацию. Подготовлен интерактивный плакат для доски «Панаборд»: кликнув по маленькому глобусу, можно не только заглянуть в различные словари и справочники, но и совершить виртуальные прогулки по Третьяковской галерее, вместе с художниками понаблюдать за жизнью во всех её проявлениях.

Урок.

Учитель: Чернышова Ульяна Николаевна

Тема урока «Повторение темы «Почтительное отношение к слову. Лексика», или Создаём портрет слова»

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Форма урока: урок-проект

Метод: создание портрета слова

Модель обучения: базовая (6 класс – 6 часов в неделю).

Технологии: технология освоения концептов русской культуры. Технология воспитания ответственности (МБОУ «Баскаковская средняя школа» имеет статус областной экспериментальной площадки: разработка, апробация и внедрение новой педагогической технологии – технологии воспитания ответственности подростков в образовательном пространстве сельской школы в условиях ФГОС); здоровьесберегающие технологии.

Цель деятельности учителя: научить детей структуризации полученного знания по теме «Почтительное отношение к слову. Лексика», развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Задачи урока

Образовательные: развитие умения формулировать определение понятий; развитие умений находить в словаре, тексте и использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, эпитеты, метафоры и сравнения; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические  умения.

Развивающие: осуществление системно-деятельностного подхода; развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные: воспитание интереса, ценностного, ответственного отношения к родному слову, к своему выбору; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества, ответственности и взаимопомощи.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: обобщение   и  систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах, синонимах, антонимах, паронимах.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; воспитание интереса к предмету через разные виды работы.

Оборудование: словари, в том числе электронные (с закладками); инструкции, памятки, ключевые слова на карточках; интерактивная доска, ПК; мультимедийные презентации к уроку, подготовленные учениками в группах самостоятельно.

Ход урока

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Обучающиеся занимают свои места, знакомятся с инструкцией

Инструкция

1.Улыбнуться друг другу и сохранять хорошее настроение весь день.

2.Внимательно слушать учителя и по сигналу выбирать ключевые слова

Учитель. Доброе утро, дорогие ребята! Каждый день у всех нас новый и в то же время похож на предыдущий. Солнце, небо, облака, деревья – всё это так привычно, что мы даже порой не замечаем того, как прекрасен этот мир. Но даже с закрытыми глазами мы можем подобрать краски к некоторым предметам. Я назову предмет, а вы – его цвет. Небо ---, облака --- тучи ----.

Удивительный художник природа, и портреты она создаёт удивительные!

Обучающиеся по сигналу отбирают ключевые слова – портрет, краски

Формулирование темы урока, актуализация знаний

Каждый из нас хотя бы раз в жизни пробовал рисовать. У кого получается, у кого не очень. Но каждый старается нарисовать так, чтобы не только краски мы увидели, но и что-то ещё, не менее важное. А что именно – попытаемся разобраться вместе. Для начала я попрошу вас описать портрет человека. Легко ли это сделать?

Из ответов учеников: сначала нам нужно увидеть портрет. На интерактивной доске появляется портрет

http://ranar.spb.ru/rus/vystavki/id/373/print/

Портрет академика И.И.Срезневского, который скопирован художником В.М.Орешниковым в коридоре Петербургского университета

Обсуждение вопросов в форме полилога:

- Как вы думаете, что хотел сказать художник, создавая этот портрет?

- Портрет написан чёрно-белыми красками, мешает ли вам это? Почему?

- Захотелось ли вам узнать, кто этот человек, чем занимался?

- Удалось ли художнику привлечь ваше внимание? Нужна ли для этого волшебная кисть?

Обучающиеся передают свои впечатления. Выбирают ключевые слова и словосочетаний: волшебная кисть, талант, умение видеть, уважительное, почтительное отношение к человеку.

Учитель. Вы замечательно справились с работой. Перед вами портрет учёного-лингвиста И.И. Срезневского, который большую часть жизни посвятил изучению словарного запаса русского языка – лексике. На протяжении нескольких уроков мы с вами тоже открывали этот удивительный мир под названием «Лексика». Как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия?

Обучающиеся формулируют тему: «Повторение темы «Почтительное отношение к слову. Лексика» через создание портрета слова».

- Что изучает лексика? Какие разделы из темы «Лексика» вам показались особенно интересными и почему? (Лингвистическая разминка)

Мы видим, что лексика никого не оставила равнодушным. Уверена, что приобретённые знания помогут нам в дальнейшем сотрудничестве.

Постановка проблемы и учебной задачи

Учитель. Итак, продолжим. И.И. Срезневский утверждал, что каждое слово может открыть нам многие тайны не только русского языка, но и истории, культуры. Как вы думаете, какая проблема стоит перед нами? Есть ли у вас гипотезы?

Обучающиеся. Нужно доказать, что действительно каждое слово может открыть многие тайны. Мы выбрали к изучению слово жизнь. Следовательно, мы выдвигаем гипотезу, что слово жизнь может открыть нам многие тайны не только языка, но и культуры, истории. ( Гипотезу записываем на доске)

Учитель. Я предлагаю вам проанализировать выбранные ключевые слова и определить, что нужно сделать, чтобы найти ответ на поставленный проблемный вопрос.

Обучающиеся. Нарисовать (создать) портрет слова жизнь

Учитель. Да, мы будем рисовать портрет слова, напоминаю: кисть у нас будет особенная – почтительное отношение к слову. Что это значит? А может ли быть отношение к слову почтенным? (работа с паронимами)

Обсуждение в полилоге. Чтобы нарисовать портрет слова, необходимо использовать особые краски. Что нужно сделать, чтобы слово заиграло особыми красками? Какие разделы из темы «Лексика» могут помочь?

  Включение изученного в систему знаний

Перед вами особая палитра – семантическое поле. Обучающиеся рассматривают схему «Семантическое поле слова», представленную в программе для «Elite Panaboard». Дальнейшее заполнение - по группам маркером для интерактивной доски. (В отсутствие интерактивной доски возможно нарисовать и заполнять сематическое поле на плакатах)

 

ЖИВОПИСЬ,МУЗЫКА

ЭТИМОЛОГИЯ

ФРАЗОЛОГИЗМЫ

 

 

 

СЛОВА-«ВРАГИ»

ЖИЗНЬ


 

СЛОВА-«ДРУЗЬЯ»

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

АССОЦИАЦИИ

 

 

Составляют план работы.

Для создания портрета слова нужно:

- определить значение слова в толковом словаре, заглянуть в этимологический словарь, подобрать синонимы и антонимы к слову, фразеологизмы.

- Понаблюдать за жизнью слова в языке, литературе, культуре.

Физкультминутка. Влево-вправо-далеко /Мы попрыгаем легко/ Полетим совсем как птицы/А потом опять учиться

Реализация проекта: заполнение семантического поля

Учитель. Работа предстоит очень ответственная, в команде, которая в свою очередь состоит из нескольких групп (представление групп). Вспомните, что определяет успех работы в команде.

Памятка: не кричать, не перебивать друг друга, слушать и слышать, помнить, что успех команды зависит от каждого участника.

Группа «Лексикографы» Удивительное слово жизнь! Мы заглянули во множество словарей и увидели, что даже лингвисты расходятся с его толкованием и происхождением. (Краткий обзор словарей). Из этимологического словаря Э.Успенского мы узнали, что живот и жизнь – не просто слова-родственники, они имеют общее происхождение:

Живот. Старейшее значение этого слова было "жизнь". Потом оно стало значить"имущество", "достояние" (Связано с древнегреческим "Biotos"- "жизнь" и дальше - с индоевропейским *"gїvota" - "жизнь"..http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-3867.htm

Мы заново открыли для себя смысл важность выражения «Не жалея живота своего». Мы ухаживаем за Братской могилой в центре нашего села, проводим праздники в честь тех, кто не жалел живота своего (жизни) ради жизни других людей. Жизнь – нет ничего важнее этого слова.

Продолжаем создавать портрета слова. Заполнение семантических полей «Лексикографами» и «Фольклористами». Пословицы и поговорки со словом жизнь. Мы нашли множество пословиц со словом жизнь. Приведём лишь некоторые. (Обсуждение: чему учат пословицы со словом жизнь.Вывод: жизнь дана на добрые дела.)

Заглянем во фразеологический словарь. Вдохнуть жизнь http://www.otrezal.ru/catch-words/47.htmlЭто выражение кажется совсем простым, а ведь оно имеет далекую историю. В глубочайшей древности в рот и ноздри только что родившегося ребенка силой вздували струю воздуха. Легкие невольно расширялись, малыш впервые в жизни вскрикивал. «Ага, - думали родители, - запищал! Это в него вдунули жизнь!» Наверно, поэтому в библии рассказывается: бог вылепил первого человека Адама из глины и вдунул в него дыхание жизни. А теперь мы нередко говорим «вдохнуть жизнь», вместо того чтобы просто сказать: «оживить», «сделать жизнеспособным»

Работа всех групп в сотрудничестве. Учитель направляет, корректирует. Выстраивание ассоциативного словаря, работа с омонимами, синонимами и антонимами: слова-«друзья», слова- «враги».( Обращаемся к интерактивному плакату)

Учитель. Вы создали очень важный ценностный портрет слова жизнь. Но есть ещё одно, наверное, самое важное слово, относящееся к этому слову - здоровье. Обсуждение. Гимнастика для глаз.

Слово жизнь в литературе и истории. Выступление группы «Историки». Используя Интернет-ресурсы, мы подготовили сообщение о жизни на Руси во время правления Владимира Мономаха.

Владимир Мономах вступил на великокняжеский стол (1113 г.) уже шестидесяти лет, но был еще бодр и духом и телом. Половцы не смели при нем тревожить Русскую землю. Княжеские усобицы притихли. Правдивый и набожный, добродушный и вместе с тем воинственный, Мономах высоко стоял в глазах всех своих современников, привыкших видеть всюду вероломство, насилие и злобу. Удельные князья уважали Владимира и вместе с тем боялись его – был он милостив, но бывал и строг. Когда какой-нибудь князь начинал смуту, он старался всячески уговорить его, умиротворить, уладить дело мирным путем. Если же беспокойный князь упорствовал, то Владимир строго наказывал его, даже отнимал у него удел

Аналитическая работа. Чтение и анализ фрагмента из «Поучения детям» В. Мономаха. Обсуждение. Какие жизненные ценности преобладали во времена наших предков и актуальны ли они в наши дни? Чему учит нас история?

Группа «Географы». У нас было особое путешествие: мы отправились в страну сказок, живописи и музыки. Мы обратили внимание, что большинство сказок начинается со слов «жили-были». «Жили-были»…И начинается жизнь сказочных персонажей, которым постоянно приходится делать выбор: как поступить. Художник В. Васнецов замечательно передаёт все переживания сказочных персонажей.(Сказочная галерея на экране под музыку Глинки, автора оперы «Руслан и Людмила»), а музыка М.И. Глинки – это жизнь, полная радости и тревог. Фрагменты:

Обсуждение. Какой нравственный выбор стоит перед сказочными персонажами? Соотнесите свои выводы с составленным выше ассоциативным списком. Каких ещё художников, иллюстрирующих сказки, вы знаете? Какие картины вам запомнились больше всего? Какие чувства у вас вызвала музыка?

Выводы:

Исследуя слово жизнь, мы пришли к выводу: человеческая жизнь – короткий отрезок в жизни планеты Земля. Но как в давние времена, так и сейчас ценятся Вера, Надежда, Любовь, Здоровье, Счастье, Совесть, Уважение, Ответственность, Трудолюбие, Память. И всё это важные составляющие слова жизнь. Не только сказочным героям, но и всем нам приходится постоянно делать свой выбор на жизненном пути.

После обсуждения за круглым столом представление портрета слова группами «Художники» и «Редакторы».

Маленький глобус на интерактивном плакате проведёт нас в Третьяковскую галерею, где вместе с художниками мы можем понаблюдать за жизнью во всех её проявлениях. https://wanderings.online/virtualnye-progulki-po-tretyakovskoj-galeree/

Таким образом, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и убедились в том, что абсолютно прав И.И. Срезневский, призывая нас бережно относиться к каждому слову. А помогла нам тема «Лексика», наше почтительное отношение к слову.

Портрет слова жизнь мы решили изобразить в транскрипции. В слове только один слог, слово нельзя разорвать, как саму жизнь. Согласные есть твёрдые и мягкие. И в жизни есть хорошая погода и плохая, день и ночь, взлёты и падения. Сочетание ЖЫ – протяжное и многоголосое, как просторы нашей страны, полёт ветра, бесконечность жизни. ЗНЬ с потерянным звуком (нет звука Ь!) – как звук смычка, бьющегося стекла, прерванной жизни. В народе говорят, что жизнь чёрно-белая. Но мы бы сказали, что наша жизнь - радуга, в которой яркое многоцветье жизни. И очень хочется пожелать всем этого многоцветья и только чуть-чуть чёрного, ведь, к сожалению, без печалей жизнь невозможна.

Рефлексия. - Используя синонимы и антонимы, передайте свои ощущения от урока. Чему вы научились? Какой личный опыт готовы передать другим ученикам? С кем ещё вы готовы поделиться своими открытиями?

Домашнее задание. Учитель благодарит всех учеников за сотрудничество и предлагает на следующем уроке оценить деятельность каждого члена команды согласно критериям. Командам отредактировать свои исследования, объединить в одну презентацию и подготовиться к выступлению перед аудиторией.

Дата проведения: с 7 мая по 29 мая
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Чернышова Ульяна Николаевна, 08.06.18 в 12:30 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за отклик, уважаемая Валентина Ивановна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.