12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Булгакова Лариса Ивановна567
Я работаю в сельской школе. Мой стаж- 33 года. Имею высшую квалификационную категорию. Награждена Почётная грамота Министерства образования Ставропольского края за заслуги в области образования, Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.
Россия, Ставропольский край, с.Мирное Благодарненский район

Булгакова Лариса Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 13»



Урок –экскурсия в город Санкт-Петербург по теме «Имя существительное»

5 класс

I. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. У вас на столах лежат смайлики, выберите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению. Молодцы, целый класс улыбок! Я хочу вам сказать, что и мое настроение соответствует вашему. И я тоже дарю вам свою улыбку. И хочу вам всем пожелать удачи.

II .Мотивационный

-Ребята, скажите пожалуйста, вы любите путешествовать? Конечно, я так и думала. Я тоже очень люблю путешествовать. И я вам предлагаю отправиться на экскурсию. Заодно получим знания из области истории и географии.

Несмотря на то что, пункт назначения для вас пока неизвестен, я подготовила для вас загадки, которые помогут определить, куда же мы с вами отправляемся, пожалуйста, перед вами несколько букв, сложите их, какое слово получается ? Морфология

И сегодня, пойдет речь о ней. Но это не просто путешествие, а познавательная экскурсия в красивейший город России – Санкт-Петербург!

-А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться в путешествии? Как же называется заранее намеченный путь следования? (маршрут)
У  каждого из вас на столе маршрутный лист, который будет указывать, по каким местам нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь! (звонок в колокол)

Отправляемся в путь!

Маршрутный лист 

№ 

остановка 

Количество баллов 

«Опознавательная» 


«Теоретическая » 


«Морфологическая» 


«Синтаксическая» 


«Проверочная» 



   ИТОГ: 




- Итак, мы едем с вами по городу Санкт-Петербург. Въезжаем в историю города.

t1679238154aa.jpg

Прочитайте текст и назовите мне части речи, называющие предмет.

Город на Неве был основан по велению царя Петра I в 1703 году, 16 мая. Началось строительство города с Петропавловской крепости, основного укрепления будущего города.

Строилась новая столица очень быстро. Рабочие призывались со всей России, документально подтверждено, что их было около 300000 человек. Трудились строители в три смены, и днем, и ночью. Уже в 1703 году был заложен Троицкий монастырь, в последствии ставший главным собором города, где Пётр I принял императорский чин.

- Скажите, какая часть речи называет предмет? (существительные)

Ребята, вы догадались, какова же тема урока? (Имя существительное)

- Вы правы, тема нашего урока: Имя существительное.

- Запишите тему в тетрадь.

- Ребята, скажите, пожалуйста, знакома ли вам эта тема, или впервые слышите? (знакома из начальных классов) - С этой частью речи вы знакомились в начальной школе. Может быть, тогда не стоит о ней говорить в пятом классе, вы уже и так все о существительном знаете. Каково ваше мнение?

- Попробуйте, сформулировать цели нашего урока

(Повторение и расширение знаний о существительном…)

-Формулируют цели урока.

Обобщить и расширить знания об имени существительном, его грамматических признаках

Отработать умения определять имя сущ., его грамм. признаки.



III Работа по теме урока

-Прежде чем отправиться дальше по городу, нам нужно проверить, какой у нас багаж знаний.

Подумайте, что мы уже сейчас знаем об имени существительном.?

-Дети перечисляют

-Хорошо, давайте посмотрим, все ли мы с вами вспомнили (на доске открываю кластер)

t1679238154ab.png

Все вспомнили? А что не вспомнили?

-На какие разряды делится имя существительное.? (собственное или нарицательное)

-В чем разница между существительными, отвечающими на вопрос кто? и что? (делятся на одушевленные и неодушевленные)

-На какие группу делятся, существительные по родам?

-Какие формы числа имеют существительные?

-Какие падежные формы образует существительное?

Едем дальше по достопримечательностям Петербурга. Вторая остановка станция «Морфологическая»

- Итак, ребята, у вас на столах лежат листы. Ваша задача прочитать текст, найти в тексте все существительные и подчеркнуть их одной чертой, подсчитайте их общее количество.

Петропавловская крепость

t1679238154ac.jpg

Совершим прогулку по Петропавловской крепости. Вспомним год создания этого сооружения – 1703. Крепость находится на Заячьем острове. Обратите внимание, что попасть туда сможем только через Иоанновский мост. Другого способа нет, если только вплавь.

Пройдите по мосту и, посмотрев налево, увидите памятник зайцу.

Подойдите к воротам и посмотрите наверх, вы наблюдаете герб, также можно заметить, что стены у крепости очень толстые, чтобы защитить город.

Пройдем дальше. Посмотрите направо, это монетный двор. Здесь можно приобрести некоторые монеты.

Есть в крепости и пушки. Дорогие петербуржцы и гости нашего города, проверьте по их выстрелам свои часы.



Работаем индивидуально. На выполнение задания 2 минуты.

- Проверяем при помощи доски. Кто сделал задание на отлично и не допустил ни одной ошибки, поднимите руку. (Если есть ошибки, то сразу спросить) Как вы находили имена существительные? (по вопросам).

- Итак, ребята, посмотрите на слайд, перед вами существительные. По каким признакам вы их можете разделить на 3 группы? (по склонениям) А еще? (по родам), определите род, склонение. Запишите слова в тетрадь определяя род и склонение. (прогулку, заяц, крепость…..)

-А теперь посмотрите на этот слайд, по какому принципу можно разделить здесь слова?

(одушевленные .и неодушевленные)

-Какие относятся к одушевленным?.(зайцу, гости, петербуржцы)

-А какие к неодушевленные? (город, мост и др.)

-И вот здесь, у нас спрятались слова.(над или под доской)

Вывод: какие морфологические признаки у существительного? (склонение, род, одуш и .неодуш.,нарицательные и собственные)

- Едем дальше. Станция «Спортивная»! Едем, едем, затекли наши спинки, устали наши ножки, надо выйти из автобуса и оглянуться по сторонам, потому что красота вокруг!

Физминутка.

 Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.



- Итак , путешествуем дальше, и перед нами станция «Синтаксическая». У вас лежит текст о главной достопримечательности Санкт-Петербурга. Это памятник Петру I, который в народе зовут – Медный всадник. Подчеркните в нем существительные как члены предложения.

«Медный всадник»

t1679238154ad.jpg


        Петербург. Сенатская площадь.. Открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 г. 15 лет готовилось это торжество.

        Что же перед глазами зрителей? Волевое лицо. Устремленный вперед взгляд.

        Величественный всадник. Скала - символ трудностей в судьбе России. Растоптанная змея- символ зла.

        Величественный монумент вот уже более двухсот лет украшает одну из центральных площадей. Он неотделим от истории и архитектурного облика Петербурга.


Работаем в парах. Проверяем по образцу. (на слайд выводится правильный ответ, ученики сверяют и выставляют оценки)


Ребята, давайте сделаем вывод:

-Какими членами предложения могут быть имена существительные? (отвечают)


- Перед нами еще одна станция- «Проверочная». Дан текст о красивейших мостах Петербурга. Вы должны списать и определить падеж и окончание в слове мост. Работаем в паре. Проверяем по образцу.

Мосты Петербурга


t1679238154ae.jpg

Санкт-Петербург – город мостов. В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга.

Туристы смотрят и на Литейный мост. Свое название мост получил от Литейного двора, основанного в 1711 году на левом берегу Невы. Синий мост – один из самых популярных в Санкт-Петербурге. Он соединяет два острова – Адмиралтейский и Казанский, между которыми протекает река Мойка. Ширина Синего моста достигает 97,3 метров. Многие туристы, гуляя по нему, даже не осознают, что находятся на мосту.


IV Рефлексия. Подведение итогов.

- Наша экскурсия, ребята, завершается. Конечно, мы познакомились лишь с малой частью достопримечательностей Санкт- Петербурга. Но при этом мы повторили все, что должны были узнать о существительном. Ваши маршрутные листы заполнены, подсчитайте баллы и разделите их на количество станций. Вы получите результат, который и будет вашей отметкой за урок. Я вижу, что у большинства получилось 5 или 4. Молодцы!

А теперь вам осталось оставить отзыв о нашем путешествии. Так делают все гости, приезжающие в Петербург. Перед вами лист – отзыв, ответьте на вопросы.

1.Понравился ли вам урок?__________________________________

2. Какая часть речи была изучена?__________________________________

3. Что собой представляет имя существительное.?________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что вы узнали из истории Санкт-Петербурга?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание: Упр. 481. Работа с памяткой «Как определять части речи» на с. 150,

по выбору даю устное высказавыние «Город на Неве»,

которое готовят путем самостоятельного изучения сведений из истории и географии



Опубликовано


Комментарии (2)

Устинова Валентина Ивановна, 20.03.23 в 03:17 0Ответить Пожаловаться
Лариса Ивановна, спасибо за замечательный УРОК!
Булгакова Лариса Ивановна, 20.03.23 в 17:53 0Ответить Пожаловаться
Вам спасибо за комментарий!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.