Урок физики в 9 классе на тему «Физика и здоровье человека»
Урок физики на тему «Физика и здоровье человека»
Яковенко Надежда Андреевна, учитель физики.
Эпиграф: «Блаженство тела состоит в здоровье, а блаженство ума — в знании»
Фалес из Милета
Статья отнесена к разделу: преподавание физики
Цель урока: создание условий для организации продуктивной деятельности школьников, направленных на достижение ими следующих результатов:
Предметных:
- понимание смысла закона сохранения и превращения энергии, закона Бернулли, явления расширения жидкости при нагревании.
- понимание принципа действия термометра, тонометра и других приборов, используемых в медицине для диагностики и лечения заболеваний.
- умение пользоваться методами исследования, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
2. Метапредметных:
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах;
- формирование умения мыслить, делать выводы, обобщать, анализировать, применять полученные знания для объяснения действия различных медицинских приборов и использования их в повседневной жизни.
- формирование умения оценивания своих учебных достижений;
- развитие внимания, памяти, творческих способностей учащихся;
3. Личностных:
-мотивация общеобразовательной деятельности школьника на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
- развитие культуры общения, желания постоянно пополнять свои знания.
- понимания жизненной важности бережного отношения к своему здоровью.
Тип урока: практического применения знаний и навыков.
Вид урока: урок – исследование.
Метод: проблемный, исследовательский, репродуктивный.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока, презентации учащихся. Приборы для проведения исследований: термометры, тонометр, глюкометр, секундомер, медицинские банки.
План урока.
I. Организационный момент.
1. Видеоклип. Здоровье - богатство мудрых. 3 мин.
2. Объявление темы урока, порядка работы на уроке. 1мин.
II. Активизация учащихся.
1. Что такое здоровье? Критерии. 3 мин.
III. Использование медицинских приборов и устройств для диагностики и лечения больных. Принцип действия некоторых медицинских измерительных приборов. Презентация учащихся. 7мин.
IV. Теоретическое исследование. 7 мин.
V. Практическое исследование. 10 мин.
VI. Составление рекомендаций. -5 мин
VII. Подведение итогов. Рефлексия. 4 мин.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Внимание на экран, (видеоклип). Необычное, интригующее начало урока пробуждает интерес к теме урока.
1. Видеоклип. («Здоровье – богатство мудрых» с использованием мудрых высказываний о здоровье и фотографий учащихся данного класса).
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Все правильно, эти вопросы мы постараемся рассмотреть на уроке. Посмотрев видеоклип, учащиеся сами формулируют тему урока.
Тема нашего урока: Физика и здоровье человека.
Объявление темы урока, порядка работы на уроке.
II. Активизация учащихся.
1.Поднимите, пожалуйста, руку те, кто хоть однажды обращался к врачу? (практически все). Это говорит о том, что тема здоровья для нас актуальна.
2. А как вы думаете, что такое здоровье? (коротко)
Продолжите фразу « Здоровье это ….»
Например: радость, успех, счастье, жизнь, богатство, все, …
Значит, чтобы быть счастливым, успешным, богатым, … надо быть здоровым!
Как изучение физических законов и явлений помогает людям быть здоровыми? Об этом мы поговорим на уроке.
А теперь подумайте и скажите, по каким критериям мы судим о здоровье?
Нормальная температура, нормальное артериальное давление, нет боли, хорошие анализы крови, нормальный пульс …
Мы сегодня на занятии попытаемся выяснить, принцип действия некоторых медицинских приборов и правила пользования ими.
К нашему уроку Вика и Саша подготовили информацию (презентацию) об использовании в медицине некоторых устройств, установок, измерительных приборов.
Наша задача - провести теоретическое и практическое исследование по теме нашего урока. Рассмотреть принцип действия и использование термометра, тонометра, фонендоскопа, глюкометра, медицинской банки
III. Теоретическое исследование.
Проведем исследования публикаций по вопросу измерения и снижения температуры тела человека, измерения артериального давления, измерения уровня глюкозы в крови, измерения пульса и проанализируем их.
Работать будем по группам. На столе есть статьи по этому вопросу, ваша задача выделить главное, найти на ваш взгляд важные моменты. Факты и коротко их рассказать присутствующим. (Приложение 1)
Работать можно по парам, индивидуально, по группам. Как вам будет удобно.
В конце исследования, желающие от групп, делятся результатами. На работу дается 5-7минут.
(Для каждого учащегося на столе лежит карта оценивания, которую вы заполняете самостоятельно, ставя, « +», выполнив определенную работу. В конце урока выставите себе оценку за работу на уроке). (Приложение 2)
2.Выступление представителей от групп.
Действие многих медицинских приборов, используемых для диагностики и лечения, основано на применении физических законов и явлений. Объяснение принципа действия медицинских приборов: термометра, тонометра, глюкометра, медицинской банки.
(Приложение 3)
А теперь давайте на практике убедимся, в правильности нашего вывода.
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением». М. В. Ломоносов
IV. Практическое мини - исследование.
Проводим практическое мини-исследование, используя измерительные приборы. На столах имеются упрощенные варианты этапов проведения мини-исследований и инструкции по пользованию приборами. (Приложение 4)
Результаты исследований каждая группа представляет в произвольной форме. Задания для групп:
(Выбирают по жребию)
1 .Выяснить, изменяется ли температура тела человека при обтирании 50% раствором воды и уксуса.
2.Выяснить, как зависит кровяное давление человека от дыхательных упражнений.
3.Выяснить, изменится ли артериальное давление, если приложить салфетку смоченную уксусом к пяткам
4. Как изменяется содержание глюкозы в крови, при употреблении лимонного сока?
5. Выяснить, изменяется ли температура тела (данного места), при использовании медицинской банки.
Приборы: Тонометр, термометр электронный, термометр бесконтактный, глюкометр секундомер, медицинская банка.
V. Оглашение результатов исследования.
1. Первая группа провела исследование и установила:
а) При обтирании тела человека 50% раствором воды и уксуса температура тела человека понижается.
Была измерена температура двух участников до и после обтирания при одинаковых условиях.
| Значение температуры до обтирания | Значение температуры после обтирания |
Елена | 36,6 0С | 36,40С |
Дарья | 36,6 0С | 36,5 0С |
Вывод: Этот метод снижения температуры эффективен, т.к. при обтирании тела человека 50% раствором воды и уксуса происходит интенсивное испарение с поверхности кожи, при этом молекулы, имеющие самую большую энергию, улетают, и температура тела понижается.
Вторая группа провела исследование и установила:
а) Артериальное давление при выполнении дыхательных упражнений понижается.
Упражнение для понижения артериального давления. Закройте глаза и мысленно вообразите полную темноту или любой темный цвет, который вам нравится. Дышите медленно, сделав 10 длинных глубоких вдохов-выдохов. Каждый раз вдыхайте на 4 счета, после чего на мгновение задержите дыхание, а затем на 6 счетов выдыхайте. Постепенно увеличивайте продолжительность, как вдоха, так и выдоха, пока не сумеете растянуть вдох на 10 счетов, а выдох — на 14.
| Значение артериального давления до упражнений | Значение артериального давления после упражнений |
Олег | 130/80 | 112/78 |
Н.А. | 167/90 | 140/87 |
Вывод: Эффективность этого способа объясняется тем, что при глубоком дыхании улучшается циркуляция крови, повышается усвоение кислорода. По закону Бернулли, чем больше скорость движения жидкости в потоке, тем меньше ее давление.
Третья группа провела исследование и установила:
а) Артериальное давление снижается, если приложить салфетку, смоченную яблочным уксусом к ступням на 3-5 минут
| Значение артериального давления до прикладывания | Значение артериального давления после прикладывания |
Аня | 120/80 | 118/77 |
Наташа | 115/70 | 112/70 |
Вывод: Происходит интенсивный отток крови к нижним конечностям. Устраняется застой крови, при этом уменьшается артериальное давление.
Четвертая группа провела исследование и установила:
а) Содержание глюкозы в крови уменьшается, если выпить 150 -200 г лимонного сока смешанного с водой.
| Уровень глюкозы в крови до эксперимента | Уровень глюкозы в крови после эксперимента |
Н.А. | 8,9 ммоль/л | 8,3 ммоль/л |
Настя | 5,6 ммоль/л | 5,4 ммоль/л |
Вывод: Значительное снижение уровня глюкозы в крови, можно объяснить тем, что сок лимона быстро усваивается, при этом происходит сжигание глюкозы в крови.
Вывод: Медицинские приборы широко используются для диагностики и лечения различных заболеваний. Принцип действия большинства медицинских измерительных приборов основывается на физических законах и явлениях. Создание и использование этих, замечательные изобретений имеет большое значение для сохранения здоровья человечества.
Не только действия приборов основано на физических знаниях. Эффективные приемы первой помощи больному человеку, также можно объяснить с точки зрения физики.
Средства народной медицины действуют быстро, эффективно, но, в тоже время мягко, без побочных явлений.
Запомните!!! Лечение народными средствами не способно полностью заменить комплексного лечения, и предписаний врача, назначенных в конкретно Вашем случае. Скорее, лечение народными средствами может выполнять вспомогательную функцию, и, несомненно, поможет поддержать организм в целом.
VI. Составление памятки практических советов «Это полезно знать»
Над составлением памятки уже работала исследовательская группа в составе Авильченко Веры, Атаманенко Инны, Наумова Сергея.
Ребята подготовили памятку, в которой имеются практические советы по оказанию первой помощи при недомогании.
На экране текст практических советов. Прочитать некоторые.
( Приложение 5)
VII.Рефлексия.
В карте ответов поставьте себе объективную оценку и ответьте на вопросы.
1. Узнали ли вы для себя что-то новое на уроке?
2. Какая информация вас очень удивила?
3. Измените ли вы свои привычки после этого урока?
Спасибо за работу!