12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яковенко Надежда Андреевна51

Урок физики на тему «Физика и здоровье человека»


Яковенко Надежда Андреевна, учитель физики.


 Эпиграф: «Блаженство тела состоит в здоровье, а блаженство ума — в знании»

 Фалес из Милета


Статья отнесена к разделу: преподавание физики


Цель урока: создание условий для организации продуктивной деятельности школьников, направленных на достижение ими следующих результатов:


Предметных:

- понимание смысла закона сохранения и превращения энергии, закона Бернулли, явления расширения жидкости при нагревании.

- понимание принципа действия термометра, тонометра и других приборов, используемых в медицине для диагностики и лечения заболеваний.

- умение пользоваться методами исследования, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;


2. Метапредметных:

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах;

- формирование умения мыслить, делать выводы, обобщать, анализировать, применять полученные знания для объяснения действия различных медицинских приборов и использования их в повседневной жизни.

- формирование умения оценивания своих учебных достижений;

- развитие внимания, памяти, творческих способностей учащихся;


3. Личностных:

-мотивация общеобразовательной деятельности школьника на основе личностно-ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

- развитие культуры общения, желания постоянно пополнять свои знания.

- понимания жизненной важности бережного отношения к своему здоровью.


Тип урока: практического применения знаний и навыков.


Вид урока: урок – исследование.


Метод: проблемный, исследовательский, репродуктивный.


Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока, презентации учащихся. Приборы для проведения исследований: термометры, тонометр, глюкометр, секундомер, медицинские банки.


План урока.

I. Организационный момент.

1. Видеоклип. Здоровье - богатство мудрых. 3 мин.

2. Объявление темы урока, порядка работы на уроке. 1мин.

II. Активизация учащихся.

1. Что такое здоровье? Критерии. 3 мин.

III. Использование медицинских приборов и устройств для диагностики и лечения больных. Принцип действия некоторых медицинских измерительных приборов. Презентация учащихся. 7мин.

IV. Теоретическое исследование. 7 мин.

V. Практическое исследование. 10 мин.

VI. Составление рекомендаций. -5 мин

VII. Подведение итогов. Рефлексия. 4 мин.


Ход урока:

I. Организационный момент.

Внимание на экран, (видеоклип). Необычное, интригующее начало урока пробуждает интерес к теме урока.

1. Видеоклип. («Здоровье – богатство мудрых» с использованием мудрых высказываний о здоровье и фотографий учащихся данного класса).

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Все правильно, эти вопросы мы постараемся рассмотреть на уроке. Посмотрев видеоклип, учащиеся сами формулируют тему урока.

Тема нашего урока: Физика и здоровье человека.

Объявление темы урока, порядка работы на уроке.


II. Активизация учащихся.

1.Поднимите, пожалуйста, руку те, кто хоть однажды обращался к врачу? (практически все). Это говорит о том, что тема здоровья для нас актуальна.


2. А как вы думаете, что такое здоровье? (коротко)

Продолжите фразу « Здоровье это ….»

Например: радость, успех, счастье, жизнь, богатство, все, …

Значит, чтобы быть счастливым, успешным, богатым, … надо быть здоровым!


Как изучение физических законов и явлений помогает людям быть здоровыми? Об этом мы поговорим на уроке.


А теперь подумайте и скажите, по каким критериям мы судим о здоровье?

Нормальная температура, нормальное артериальное давление, нет боли, хорошие анализы крови, нормальный пульс …


Мы сегодня на занятии попытаемся выяснить, принцип действия некоторых медицинских приборов и правила пользования ими.

К нашему уроку Вика и Саша подготовили информацию (презентацию) об использовании в медицине некоторых устройств, установок, измерительных приборов.

Наша задача - провести теоретическое и практическое исследование по теме нашего урока. Рассмотреть принцип действия и использование термометра, тонометра, фонендоскопа, глюкометра, медицинской банки


III. Теоретическое исследование.

Проведем исследования публикаций по вопросу измерения и снижения температуры тела человека, измерения артериального давления, измерения уровня глюкозы в крови, измерения пульса и проанализируем их.

Работать будем по группам. На столе есть статьи по этому вопросу, ваша задача выделить главное, найти на ваш взгляд важные моменты. Факты и коротко их рассказать присутствующим. (Приложение 1)

Работать можно по парам, индивидуально, по группам. Как вам будет удобно.

В конце исследования, желающие от групп, делятся результатами. На работу дается 5-7минут.


(Для каждого учащегося на столе лежит карта оценивания, которую вы заполняете самостоятельно, ставя, « +», выполнив определенную работу. В конце урока выставите себе оценку за работу на уроке). (Приложение 2)


2.Выступление представителей от групп.

Действие многих медицинских приборов, используемых для диагностики и лечения, основано на применении физических законов и явлений. Объяснение принципа действия медицинских приборов: термометра, тонометра, глюкометра, медицинской банки.

(Приложение 3)

А теперь давайте на практике убедимся, в правильности нашего вывода.


«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением». М. В. Ломоносов


IV. Практическое мини - исследование.


Проводим практическое мини-исследование, используя измерительные приборы. На столах имеются упрощенные варианты этапов проведения мини-исследований и инструкции по пользованию приборами. (Приложение 4)

Результаты исследований каждая группа представляет в произвольной форме. Задания для групп:

(Выбирают по жребию)

1 .Выяснить, изменяется ли температура тела человека при обтирании 50% раствором воды и уксуса.

2.Выяснить, как зависит кровяное давление человека от дыхательных упражнений.

3.Выяснить, изменится ли артериальное давление, если приложить салфетку смоченную уксусом к пяткам

4. Как изменяется содержание глюкозы в крови, при употреблении лимонного сока?

5. Выяснить, изменяется ли температура тела (данного места), при использовании медицинской банки.

Приборы: Тонометр, термометр электронный, термометр бесконтактный, глюкометр секундомер, медицинская банка.


V. Оглашение результатов исследования.

1. Первая группа провела исследование и установила:

а) При обтирании тела человека 50% раствором воды и уксуса температура тела человека понижается.

Была измерена температура двух участников до и после обтирания при одинаковых условиях.



Значение температуры до обтирания

Значение температуры после обтирания

Елена

36,6 0С

36,40С

Дарья

36,6 0С

36,5 0С


Вывод: Этот метод снижения температуры эффективен, т.к. при обтирании тела человека 50% раствором воды и уксуса происходит интенсивное испарение с поверхности кожи, при этом молекулы, имеющие самую большую энергию, улетают, и температура тела понижается.


Вторая группа провела исследование и установила:

а) Артериальное давление при выполнении дыхательных упражнений понижается.

Упражнение для понижения артериального давления. Закройте глаза и мысленно вообразите полную темноту или любой темный цвет, который вам нравится. Дышите медленно, сделав 10 длинных глубоких вдохов-выдохов. Каждый раз вдыхайте на 4 счета, после чего на мгновение задержите дыхание, а затем на 6 счетов выдыхайте. Постепенно увеличивайте продолжительность, как вдоха, так и выдоха, пока не сумеете растянуть вдох на 10 счетов, а выдох — на 14.


Значение артериального давления до упражнений

Значение артериального давления после упражнений

Олег

130/80

112/78

Н.А.

167/90

140/87


Вывод: Эффективность этого способа объясняется тем, что при глубоком дыхании улучшается циркуляция крови, повышается усвоение кислорода. По закону Бернулли, чем больше скорость движения жидкости в потоке, тем меньше ее давление.


Третья группа провела исследование и установила:

а) Артериальное давление снижается, если приложить салфетку, смоченную яблочным уксусом к ступням на 3-5 минут



Значение артериального давления до прикладывания

Значение артериального давления после прикладывания

Аня

120/80

118/77

Наташа

115/70

112/70


Вывод: Происходит интенсивный отток крови к нижним конечностям. Устраняется застой крови, при этом уменьшается артериальное давление.


Четвертая группа провела исследование и установила:

а) Содержание глюкозы в крови уменьшается, если выпить 150 -200 г лимонного сока смешанного с водой.



Уровень глюкозы в крови до эксперимента

Уровень глюкозы в крови после эксперимента

Н.А.

8,9 ммоль/л

8,3 ммоль/л

Настя

5,6 ммоль/л

5,4 ммоль/л


Вывод: Значительное снижение уровня глюкозы в крови, можно объяснить тем, что сок лимона быстро усваивается, при этом происходит сжигание глюкозы в крови.


Вывод: Медицинские приборы широко используются для диагностики и лечения различных заболеваний. Принцип действия большинства медицинских измерительных приборов основывается на физических законах и явлениях. Создание и использование этих, замечательные изобретений имеет большое значение для сохранения здоровья человечества.

Не только действия приборов основано на физических знаниях. Эффективные приемы первой помощи больному человеку, также можно объяснить с точки зрения физики.

Средства народной медицины действуют быстро, эффективно, но, в тоже время мягко, без побочных явлений.  

Запомните!!! Лечение народными средствами не способно полностью заменить комплексного лечения, и предписаний врача, назначенных в конкретно Вашем случае. Скорее, лечение народными средствами может выполнять вспомогательную функцию, и, несомненно, поможет поддержать организм в целом.  


VI. Составление памятки практических советов «Это полезно знать»

Над составлением памятки уже работала исследовательская группа в составе Авильченко Веры, Атаманенко Инны, Наумова Сергея.

Ребята подготовили памятку, в которой имеются практические советы по оказанию первой помощи при недомогании.

На экране текст практических советов. Прочитать некоторые.

( Приложение 5)


VII.Рефлексия.


В карте ответов поставьте себе объективную оценку и ответьте на вопросы.

1. Узнали ли вы для себя что-то новое на уроке?

2. Какая информация вас очень удивила?

3. Измените ли вы свои привычки после этого урока?

Спасибо за работу!






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.