Технологическая карта урока физики «Решение задач. Динамика движения по окружности» (10 класс)

16
0
Материал опубликован 5 November 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока «Решение задач. Динамика движения по окружности». 10 класс.

Тема

«Решение задач. Динамика движения по окружности».

Тип урока:

урок комплексного применения знаний и умений.

Цель

отработать умения применять полученные знания в условиях решения физических задач.

Задачи

Образовательные:

1.углубить теоретические и практические знания, полученные при изучении темы «Динамика движения по окружности».

2.продолжить формирование умений обучающихся по применению полученных знаний на практике.

Воспитания:

1.в ходе проведения урока вовлекать обучающихся в активную практическую деятельность;

2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции».

Развития:

1.в ходе проведения урока пробудить у обучающихся любознательность и инициативу, способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к предмету;

2.развивать интеллект, культуру речи, память, волю, умение преодолевать трудности при решении задач;

3. совершенствовать навыки анализа, систематизации, обобщения, а так же умений выступать и защищать свою точку зрения.

Планируемый результат. Учащиеся приобретают навыки решения расчетных задач по теме.

 

УУД

Личностные.

1. ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные.

1. определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;

2. находить в тексте требуемую информацию.

3. производить анализ и преобразование информации.

Регулятивные.

1. умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей;

2. выбирать из предложенных способов и самостоятельно искать средства для решения задачи;

3. учатся самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные.

1. формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания;

2. формируется умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

3. работать индивидуально и в группе.

Основные понятия темы

Ускорение, сила реакции опоры, вес, центростремительное ускорение, равнодействующая сила.

 

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные технологии

Основные методы

Формы работы

Ресурсы Оборудование

1.Слушание учителя.

2.Самостоятельная работа с опорным конспектом.

3.Работа с раздаточным материалом (домино «Силы в природе»).

4.Решение задач.

КСО, игровая технология.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, в парах сменного состава.

Оборудование:

1)опорный конспект; 2)карточки с задачами; 3)мультимедийный проектор,4) презентация; 5) домино «Силы в природе».


 

Структура урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Мотивационно – ориентировочный компонент

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

             

2.

Этап мотивации и актуализации знаний. Создание положительного эмоционального настроения учеников.

Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока.

Фронтальная беседа. Предлагает собрать домино «Силы в природе».

Слушают. Отвечают. Собирают домино по теме «Силы в природе».

Личностные, познавательные, регулятивные

10 мин.

             

Операционно – исполнительный компонент

3.

Закрепление изученного материала. Поддержание делового настроя учащихся.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа.

Личностные, познавательные, регулятивные

25 мин.

Рефлексивно – оценочный компонент

4.

Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала.

Предлагает решить самостоятельно решить задачу.

Решают.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

5.

Домашнее задание.

Закрепление изученного материала.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Решают. Обсуждают. Записывают.

Личностные, познавательные

2 мин.

6.

Рефлексия.

Подведение итогов занятия.

Учитель организует беседу о достижении поставленных целей урока по вопросам.

Отвечают.

Личностные, познавательные

2 мин.


 

Содержание урока.

1. Мотивационный этап.

Добрый день! Я рада вас видеть. Отгадайте загадку.

«Предлог стоит в моем начале,

В конце же загородный дом.

А целое – мы все решаем

И у доски, и за столом».

Молодцы! Конечно, это задача! Как решить трудную физическую задачу? Есть предложения? Может быть, с помощью шпаргалки, или с помощью друзей?  А за окном такое солнышко, скорее бы перемена и на свежий воздух…

Сформулируйте тему и определите задачи урока. Обсуждение.

Перед тем как мы начнем учиться решать задачи, я хочу вам прочитать высказывание известного русского поэта, писателя, переводчика Бориса Пастернака.

«Надо ставить себе задачи выше своих сил, во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи».

Успеха всем в работе на уроке!

2. Актуализация. Для быстрой актуализации знаний я использую домино «Силы в природе». Игра содержит набор вопросов, которые необходимо обязательно знать каждому ученику, чтобы успешно решать более сложные задачи.

Пример игры.

 

Действует сила упругости.

 

Сила – это причина …


 

Изменения скорости или формы тела.

 

Назовите единицу измерения силы.

 

Ньютон (Н)

Три силы направлены по одной прямой: влево 5Н и 13 Н, вправо 16 Н. Найдите равнодействующую силу.

 

Масса железного шара 30 кг. Вычислите силу тяжести.

 

300 Н

Как вычислить силу тяжести?

 

F = mg

Закон Гука?

 

F упр. = - kx

Формула для расчета силы веса?

 

P = mg

Назовите прибор для измерения силы.

 

Динамометр.

Направление действия силы тяжести?

Вектор силы направлен вертикально вниз и проходит через центр масс тела.

Направление действия силы упругости?

Перпендикулярно поверхности соприкосновения тел, противоположно внешней силе.

Направление действия силы трения?

Вдоль поверхности соприкосновения тел, противоположно направлению относительной скорости.

Направление действия силы веса?

Вектор силы направлен вниз, приложен к опоре или подвесу.

Равнодействующая сила?

 

R = F1 - F2

Если две противоположно направленные силы равны по величине, то их равнодействующая сила …

R = F1 - F2 = 0.

 

Равнодействующая сила?

 

R=F1 + F2

Какие виды силы трения существуют?

Скольжения, качения, покоя.

Что поможет уменьшить силу трения?

 

Подшипники, смазка.

Назовите причины возникновения силы трения?

Шероховатость поверхности и взаимное притяжение молекул.

Почему тела, брошенные горизонтально, падают на землю?

Действует сила тяжести.

Почему мы не проваливаемся сквозь пол?


 

3. Решение задач на основе опорного конспекта.

1группа. Решает задачу «Вогнутый мост»;

2 группа. Решает задачу «Выпуклый мост»;

3 группа. Решает задачу «Тело на веревке»;

4 группа. Решает задачу «Петля Нестерова».

После решения и разбора ошибок учащиеся переходят в другие группы. Три типа задач ученик рассматривает и решает в группе и с подсказкой учителя или учеников. Оставшуюся четвертую задачу решает самостоятельно на оценку.

Опорный конспект к теме урока.

Задачи.

Задача №1 «Выпуклый мост».

Автомобиль массой 4т движется по выпуклому мосту со скоростью 36 км/ч.
С какой силой автомобиль давит на середину моста, если радиус кривизны моста составляет 40 м?

Задача №2 «Вогнутый мост».

Автомобиль массой 1500 кг движется по вогнутому мосту, радиус кривизны которого 75 метров, со скоростью 15 м/с. Определите вес автомобиля в средней точке моста.

Задача №3 «Тело на веревке».

Мальчик массой 50 кг качается на качелях с длиной подвеса 4 м. С какой силой он давит на сиденье при прохождении им среднего положения со скоростью 6 м/с?

Задача №4 «Мертвая петля».

Выдающийся летчик Петр Нестеров вошел в историю авиации как довольно яркая фигура. Он основоположник фигурного летания (высшего пилотажа), первый летчик, который доказал возможность осуществлять на самолете маневры в воздухе, в том числе как автор петли, которую назвали его именем. Выпускник Михайловского артиллерийского училища и Петербургской офицерской воздухоплавательной школы. Погиб в воздушном бою, впервые применив таран.

Самолет делает «мертвую петлю» радиусом 100 м и движется на ней со скоростью 
288 км/ч. С какой силой летчик массой 80 кг будет давить на сиденье самолета в нижней точке петли?

Решение задач.


Решение задач
DOCX / 161.22 Кб

Пора делать выводы.

+ Я сам решил задачу ____________________________________________

? Самой трудной  была задача ______________________________

! Есть предложение __________________________________


Дополнительные задачи.

№1. Груз, подвешенный на нити длиной 1 м, раскачивается. Каков вес груза в нижней точке его траектории? Масса груза 1 кг, а его скорость в нижней точке 2 м/с.

№2. В нижней точке «мертвой петли» летчик давит на сиденье кресла с силой 7,1кН. Масса летчика 80 кг, радиус петли 250 м. Определите скорость самолета.

№3. Самолет выходит из пикирования, двигаясь в вертикальной плоскости по дуге окружности радиусом 1 км. Какова скорость самолета в нижней точке траектории, если летчик испытывал пятикратную перегрузку?


Презентация к уроку
PPTX / 690.93 Кб

Источники.

http://открытыйурок.рф/статьи/502707/

https://урок.рф/library/nastolnaya_igra_fizicheskoe_domino_135741.html 

Предварительный просмотр презентации

Решение задач. Динамика движения по окружности. «Предлог стоит в моем начале, В конце же загородный дом. А целое – мы все решаем И у доски, и за столом».

«Надо ставить себе задачи выше своих сил, во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи». Б. Пастернак 1группа. Решает задачу «Вогнутый мост»; 2 группа. Решает задачу «Выпуклый мост»; 3 группа. Решает задачу «Тело на веревке»; 4 группа. Решает задачу «Петля Нестерова».

Динамика движения по окружности.

Динамика движения по окружности.

Динамика движения по окружности.

Задача №1 «Выпуклый мост». Автомобиль массой 4т движется по выпуклому мосту со скоростью 36 км/ч. С какой силой автомобиль давит на середину моста, если радиус кривизны моста составляет 40 м? Задача №2 «Вогнутый мост». Автомобиль массой 1500 кг движется по вогнутому мосту, радиус кривизны которого 75 метров, со скоростью 15 м/с. Определите вес автомобиля в средней точке моста. Задача №3 «Тело на веревке». Мальчик массой 50 кг качается на качелях с длиной подвеса 4 м. С какой силой он давит на сиденье при прохождении им среднего положения со скоростью 6 м/с? Задача №4 «Мертвая петля». Выдающийся летчик Петр Нестеров вошел в историю авиации как довольно яркая фигура. Он основоположник фигурного летания (высшего пилотажа), первый летчик, который доказал возможность осуществлять на самолете маневры в воздухе, в том числе как автор петли, которую назвали его именем. Выпускник Михайловского артиллерийского училища и Петербургской офицерской воздухоплавательной школы. Погиб в воздушном бою, впервые применив таран. Самолет делает «мертвую петлю» радиусом 100 м и движется на ней со скоростью  288 км/ч. С какой силой летчик массой 80 кг будет давить на сиденье самолета в нижней точке петли?

Дополнительные задачи. №1. Груз, подвешенный на нити длиной 1 м, раскачивается. Каков вес груза в нижней точке его траектории? Масса груза 1 кг, а его скорость в нижней точке 2 м/с. №2. В нижней точке «мертвой петли» летчик давит на сиденье кресла с силой 7,1кН. Масса летчика 80 кг, радиус петли 250 м. Определите скорость самолета. №3. Самолет выходит из пикирования, двигаясь в вертикальной плоскости по дуге окружности радиусом 1 км. Какова скорость самолета в нижней точке траектории, если летчик испытывал пятикратную перегрузку?

Пора делать выводы. + Я сам ____________________________________________ ? Самым трудным  было ______________________________ ! Есть предложение __________________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.