12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Забелина Маргарита Владимировна31827 Россия, Забайкальский край, п. Карымское Материал размещён в группе «Учителя физики» |
Технологическая карта урока «Решение задач. Динамика движения по окружности»
Технологическая карта урока «Решение задач. Динамика движения по окружности». 10 класс.
Тема | «Решение задач. Динамика движения по окружности». | ||||
Тип урока: | урок комплексного применения знаний и умений. | ||||
Цель | отработать умения применять полученные знания в условиях решения физических задач. | ||||
Задачи | Образовательные: 1.углубить теоретические и практические знания, полученные при изучении темы «Динамика движения по окружности». 2.продолжить формирование умений обучающихся по применению полученных знаний на практике. Воспитания: 1.в ходе проведения урока вовлекать обучающихся в активную практическую деятельность; 2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции». Развития: 1.в ходе проведения урока пробудить у обучающихся любознательность и инициативу, способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к предмету; 2.развивать интеллект, культуру речи, память, волю, умение преодолевать трудности при решении задач; 3. совершенствовать навыки анализа, систематизации, обобщения, а так же умений выступать и защищать свою точку зрения. | ||||
Планируемый результат. Учащиеся приобретают навыки решения расчетных задач по теме.
| УУД Личностные. 1. ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. 1. определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; 2. находить в тексте требуемую информацию. 3. производить анализ и преобразование информации. Регулятивные. 1. умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей; 2. выбирать из предложенных способов и самостоятельно искать средства для решения задачи; 3. учатся самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. 1. формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания; 2. формируется умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 3. работать индивидуально и в группе. | ||||
Основные понятия темы | Ускорение, сила реакции опоры, вес, центростремительное ускорение, равнодействующая сила. | ||||
Организация пространства | |||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся | Основные технологии | Основные методы | Формы работы | Ресурсы Оборудование | |
1.Слушание учителя. 2.Самостоятельная работа с опорным конспектом. 3.Работа с раздаточным материалом (домино «Силы в природе»). 4.Решение задач. | КСО, игровая технология. | 1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. | Индивидуальная, общеклассная, в парах сменного состава. | Оборудование: 1)опорный конспект; 2)карточки с задачами; 3)мультимедийный проектор,4) презентация; 5) домино «Силы в природе». |
Структура урока.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент | ||||||
1. | Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные | 1 мин. |
2. | Этап мотивации и актуализации знаний. Создание положительного эмоционального настроения учеников. | Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока. | Фронтальная беседа. Предлагает собрать домино «Силы в природе». | Слушают. Отвечают. Собирают домино по теме «Силы в природе». | Личностные, познавательные, регулятивные | 10 мин. |
Операционно – исполнительный компонент | ||||||
3. | Закрепление изученного материала. Поддержание делового настроя учащихся. | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач. | Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. | Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа. | Личностные, познавательные, регулятивные | 25 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент | ||||||
4. | Контроль и самопроверка знаний. | Выявить качество усвоения материала. | Предлагает решить самостоятельно решить задачу. | Решают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 5 мин. |
5. | Домашнее задание. | Закрепление изученного материала. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Решают. Обсуждают. Записывают. | Личностные, познавательные | 2 мин. |
6. | Рефлексия. | Подведение итогов занятия. | Учитель организует беседу о достижении поставленных целей урока по вопросам. | Отвечают. | Личностные, познавательные | 2 мин. |
Содержание урока.
1. Мотивационный этап.
Добрый день! Я рада вас видеть. Отгадайте загадку.
«Предлог стоит в моем начале,
В конце же загородный дом.
А целое – мы все решаем
И у доски, и за столом».
Молодцы! Конечно, это задача! Как решить трудную физическую задачу? Есть предложения? Может быть, с помощью шпаргалки, или с помощью друзей? А за окном такое солнышко, скорее бы перемена и на свежий воздух…
Сформулируйте тему и определите задачи урока. Обсуждение.
Перед тем как мы начнем учиться решать задачи, я хочу вам прочитать высказывание известного русского поэта, писателя, переводчика Бориса Пастернака.
«Надо ставить себе задачи выше своих сил, во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи».
Успеха всем в работе на уроке!
2. Актуализация. Для быстрой актуализации знаний я использую домино «Силы в природе». Игра содержит набор вопросов, которые необходимо обязательно знать каждому ученику, чтобы успешно решать более сложные задачи.
Пример игры.
Действует сила упругости. |
Сила – это причина … |
Изменения скорости или формы тела. |
Назовите единицу измерения силы. |
Ньютон (Н) | Три силы направлены по одной прямой: влево 5Н и 13 Н, вправо 16 Н. Найдите равнодействующую силу. |
2Н | Масса железного шара 30 кг. Вычислите силу тяжести. |
300 Н | Как вычислить силу тяжести? |
F = mg | Закон Гука? |
F упр. = - kx | Формула для расчета силы веса? |
P = mg | Назовите прибор для измерения силы. |
Динамометр. | Направление действия силы тяжести? |
Вектор силы направлен вертикально вниз и проходит через центр масс тела. | Направление действия силы упругости? |
Перпендикулярно поверхности соприкосновения тел, противоположно внешней силе. | Направление действия силы трения? |
Вдоль поверхности соприкосновения тел, противоположно направлению относительной скорости. | Направление действия силы веса? |
Вектор силы направлен вниз, приложен к опоре или подвесу. | Равнодействующая сила? |
R = F1 - F2 | Если две противоположно направленные силы равны по величине, то их равнодействующая сила … |
R = F1 - F2 = 0. |
Равнодействующая сила? |
R=F1 + F2 | Какие виды силы трения существуют? |
Скольжения, качения, покоя. | Что поможет уменьшить силу трения? |
Подшипники, смазка. | Назовите причины возникновения силы трения? |
Шероховатость поверхности и взаимное притяжение молекул. | Почему тела, брошенные горизонтально, падают на землю? |
Действует сила тяжести. | Почему мы не проваливаемся сквозь пол? |
3. Решение задач на основе опорного конспекта.
1группа. Решает задачу «Вогнутый мост»;
2 группа. Решает задачу «Выпуклый мост»;
3 группа. Решает задачу «Тело на веревке»;
4 группа. Решает задачу «Петля Нестерова».
После решения и разбора ошибок учащиеся переходят в другие группы. Три типа задач ученик рассматривает и решает в группе и с подсказкой учителя или учеников. Оставшуюся четвертую задачу решает самостоятельно на оценку.
Опорный конспект к теме урока.
Задачи.
Задача №1 «Выпуклый мост».
Автомобиль массой 4т движется по выпуклому мосту со скоростью 36 км/ч.
С какой силой автомобиль давит на середину моста, если радиус кривизны моста составляет 40 м?
Задача №2 «Вогнутый мост».
Автомобиль массой 1500 кг движется по вогнутому мосту, радиус кривизны которого 75 метров, со скоростью 15 м/с. Определите вес автомобиля в средней точке моста.
Задача №3 «Тело на веревке».
Мальчик массой 50 кг качается на качелях с длиной подвеса 4 м. С какой силой он давит на сиденье при прохождении им среднего положения со скоростью 6 м/с?
Задача №4 «Мертвая петля».
Выдающийся летчик Петр Нестеров вошел в историю авиации как довольно яркая фигура. Он основоположник фигурного летания (высшего пилотажа), первый летчик, который доказал возможность осуществлять на самолете маневры в воздухе, в том числе как автор петли, которую назвали его именем. Выпускник Михайловского артиллерийского училища и Петербургской офицерской воздухоплавательной школы. Погиб в воздушном бою, впервые применив таран.
Самолет делает «мертвую петлю» радиусом 100 м и движется на ней со скоростью
288 км/ч. С какой силой летчик массой 80 кг будет давить на сиденье самолета в нижней точке петли?
Решение задач.
Решение задач
DOCX / 161.22 Кб
Пора делать выводы.
+ Я сам решил задачу ____________________________________________
? Самой трудной была задача ______________________________
! Есть предложение __________________________________
Дополнительные задачи.
№1. Груз, подвешенный на нити длиной 1 м, раскачивается. Каков вес груза в нижней точке его траектории? Масса груза 1 кг, а его скорость в нижней точке 2 м/с.
№2. В нижней точке «мертвой петли» летчик давит на сиденье кресла с силой 7,1кН. Масса летчика 80 кг, радиус петли 250 м. Определите скорость самолета.
№3. Самолет выходит из пикирования, двигаясь в вертикальной плоскости по дуге окружности радиусом 1 км. Какова скорость самолета в нижней точке траектории, если летчик испытывал пятикратную перегрузку?
Презентация к уроку
PPTX / 690.93 Кб
Источники.
http://открытыйурок.рф/статьи/502707/
https://урок.рф/