Урок «Решение задач на движение в противоположных направлениях» (Математика, 4 класс)
Предмет: математика
Тема: «Решение задач на движение в противоположных направлениях». 4 класс
Учитель: Потамошнева Наталья Алексеевна
УМК: «Школа России»
Вид урока: урок получения новых знаний.
Цель урока: научить учащихся решать задачи на движение.
Задачи:
Образовательные:
Научить решать задачи на движение в противоположных направлениях
установить зависимость между величинами S, v, t;
формировать умение анализировать и решать задачи на движение;
закрепить умения задач на движение изученных видов;
вырабатывать и совершенствовать вычислительные навыки;
учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.
закрепить вычислительные навыки;
Развивающие:
развивать произвольное и непроизвольное внимание, память;
развивать логическое мышление;
развивать, умение аргументировать свои ответы.
Воспитательные:
воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире, работать в группах;
Планируемые результаты:
Предметные:
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, выделять наиболее распространенные в практике величины;
Личностные:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
Метапредметные:
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа со схемами и др.);
Оборудование: учебник «Математика» 4 кл., ч.2, Моро М. И., тетрадь, карточки с индивидуальными заданиями.
Методы, использованные на уроке: словесные, наглядные, практические, частично поисковые.
Этапы урока |
Вре- мя |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
||
регулятивные |
познавательные |
коммуникатив ные |
||||
I Организационный момент.
|
2 мин. |
Приветствует детей. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Интересная наука,- Эта МАТЕМАТИКА! - В начале урока вспомним, как надо работать в группе. Посмотрите на рабочие столы, найдите задание 1. |
Приветствуют учителя. Читают с доски вслух высказывание. Знакомятся с заданием. Выполняют работу на карточке, располагая единицы времени в порядке возрастания и убывания (в группах) Получают слово «ДРУЖБА». |
Приветствие учителя и обучающихся Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью . |
||
II Актуализация опорных знаний. 1.Устный счёт. |
8 мин |
Учитель раздаёт карточки каждой группе с заданиями. Выступает в роли тьютера для слабых детей. Какие ответы остались? Задача Пешеход проходит расстояние 12 км за 4 часа. Найдите схему, соответствующему данному условию. |
Индивидуальная работа, зачёркивают полученные ответы, выявляют лишние. 1, 2, 3. Читают условие задачи, выбирают соответствующую схему. Дополняют условие вопросом. Записывают решение задачи в тетради. (Один ученик на доске). Анализируют, доказывают. аргументируют свою точку зрения. Составление обратных задач. |
Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Планирование своей деятельности для выполнения работы. |
Установление причинно-следственных связей. Анализ и классификация объектов с целью выделения признаков. |
Умение слушать и вступать в диалог. |
ІІІ Самоопределе- ние к деятельности. Математическая разминка |
8 мин |
Какие величины не используются в задачах на движение? Дополните таблицу. (Работа с учебником). Раздаёт задания. (Условия следует соединить с соответствующим вопросом) |
Выбирают величины, которые не используются в задачах на движение. Проверяют работу, распределяют на 3 группы: скорость, время, расстояние. Взаимопроверка. (Выполненную работу проверяют друг у друга) Соединяют условия задач с соответствующим вопросом, зачитывают, решают в группе задачу с номером группы, запись решения в тетради. |
Постановка учебной задачи на основе соотнесения, того, что уже известно и усвоено. |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, умение слушать. |
IV Изучение нового материала. |
8 мин |
Выбор нужной схемы к условию (Из одного гаража одновременно в противоположных направлениях выехали две машины.)
|
Подбирают схему, дополняют условие вопросом. Делают вывод. Решают самостоятельно. Самоконтроль. Формулируют тему урока. |
Извлечение необходимой информации из текста задачи |
Умение слушать, исправлять, добавлять, доказывать. |
|
V Релаксацион- ная пауза. |
2 мин |
- Мы с вами хорошо поработали, а сейчас давайте отдохнём. Физминутка: Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.) |
Дети выполняют упражнения.
|
Саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
||
VI Первичное закрепление нового материала. |
7 мин |
(Предлагает схему задачи на движение в противоположных направлениях) Разбор задачи. -Читаем задачу самостоятельно. -Что известно в задаче? -Что необходимо найти? -Какие ключевые слова в условии задачи? -Запишем решение задачи. |
Составляют условие задачи по схеме. После анализа один обучающийся записывает условие на доске, остальные в тетради. Выполняют проверку задачи. |
Составление плана и последовательности учебных действий. |
Извлечение необходимой информации из текста задачи для ее решения. |
Умение слушать друг друга. Уважительно относиться к высказываниям товарищей. |
VII Закрепление изученного материала. |
7 мин |
Предлагает задания по выбору. (В конвертах) (Выражения на все действия, уравнения, геометрические задачи , задачи на движение изученных видов). |
Выполняют задание самостоятельно. Взаимопроверка (Осуществляет проверку друг у друга). |
Обобщение, выбор наиболее эффективных способов решения заданий. |
||
VІІI Рефлексия. |
2 мин |
Молодцы! Мы прибываем к финишу. Вы хорошо поработали. Давайте подведём итоги. - Какие задачи мы решали? -Решение каких задач мы с вами закрепили? -Как взаимосвязаны между собой величины: скорость, время, расстояние? -Какие задания вызвали затруднения? -Оцените наш урок, продолжив высказывания. (карточка - Я хочу поблагодарить вас за активность на уроке. Отметку «5» получают…, «4» - … |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Контроль и оценка результатов деятельности. |
|
ІX Домашнее задание. (2 мин.) |
1 мин |
№ 218, 221. По желанию: составить условие задачи на противоположное движение, оформить карточку, чтобы предложить для решения в парах на следующем уроке. |
Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневники. |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2015/06/11/tehnologicheskaya-karta-uroka-matematiki-4-klass-shkola
Anna