Урок физики в 7 классе на тему «Масса тела»
Тема: Масса тела
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: создать условия для развития логического мышления, коммуникативных умений учащихся, умений наблюдать, высказывать гипотезы, предположения, формулировать выводы.
Задачи: а) Формулирование понятия массы, перевод единиц измерения в СИ. Нахождение массы через решение задач.
Объяснение правил взвешивания массы тела на рычажных весах (предметный результат);
б) развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы; способствовать расширению кругозора (метапредметный результат);
в) развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения; развивать умение работать в паре (личностный результат).
Тип урока: урок формирования новых знаний
Вид урока: комбинированный урок с использованием игровых и ИКТ технологий
Постановка темы
Сегодня у нас необычный урок, урок –путешествие. Мы будем летать на самолете по разным странам и одновременно изучать физику. В путешествие отправятся только те кто преодолеют все преграды которые встретятся нам на пути и ответят на все вопросы.
На столах у вас есть бортовой журнал, в котором мы будем отмечать все что важное встретиться нам во время путешествия. Итак. займите свои места в самолете. Мы отправляемся .
И первая остановка- далекая Индия. И что бы преодолеть первую остановку нужно открыть конверт «Индия»
Учитель: Открываем конверт и смотрим, что там находится.
Ученики: Задачи.
Учитель: Но задачи, необычные, в них рассказывает о жизни индийских слонов. Давайте прочитаем задачи и выясним, о каких единицах измерения идет речь в каждой из задач.
1. Индийский слон весит 5 тонн, а новорожденный слоненок 90 кг.
На сколько килограммов вес новорожденного слоненка меньше веса его отца?
о каких единицах измерения идет речь
2. Взрослый индийский слон съедает в день до 300 кг разнообразной растительности.
Сколько центнеров он съест за неделю?
о каких единицах измерения идет речь
3. Корней Чуковский:
«У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон…
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять. Или шесть:
Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!»
Сколько килограммов шоколада попросил отец для сына своего?
о каких единицах измерения идет речь
4. Взрослый индийский слон выпивает в день 200 литров воды. Сколько это см ³?
о каких единицах измерения идет речь
Учитель: Какая задача лишняя и почему?
Ученики: Четвертая. В ней речь идет о единицах объема.
Учитель: Правильно, а что объединяет другие три задачи?
Ученики: В каждой задаче речь идет о единицах массы.
Учитель: Как вы думаете, какова тема урока? О какой физической величине мы сегодня будем вести речь?
Ученики: МАССА»
Мотивация
Что же мы должны узнать о новой физической величине?
Ученики: -единицы измерения, обозначение, способы измерения
Учитель: Прекрасно. отметьте в бортовом журнале тему урока. И если вы смогли ее сформулировать тему и цель поставьте 1 бал в бортовом журнале
Учитель: Прежде чем вы приступите к решению задач, давайте проведем мозговой штурм. необходимо отметить в бортовом журнале перевод единиц массы . сколько же получиться, а затем будет взаимопроверка.
1 кг = 1000г
1 т = 1000кг
1 ц = 100кг
5 т = 5000кг
300 кг = 3ц
16 кг*5 =80кг
16 кг*6 = 96кг
Проверяем. Напротив каждого правильного ответа поставьте 1 балл. Молодцы. У кого все верно. Отмечаем количество баллов балл в бортовом журнале
Учитель: Теперь вы приступаете к решению первых двух задач.
Каждая группа должна обсудить решение одной из задачи, записать их в бортовой журнал. Как только группа получила ответ и готова его обосновать, лидер поднимает руку. Группа, верно решившая первой задачу, получает дополнительный бонус за задачу.
Проверяем ответ и решение первой задачи
1. Индийский слон весит 5 тонн, а новорожденный слоненок 90 кг.
На сколько килограммов вес новорожденного слоненка меньше веса его отца?
Ответ: 4910 кг. Комментируем решение.
2. Взрослый индийский слон съедает в день до 300 кг разнообразной растительности.
Сколько центнеров он съест за неделю?
Ответ:21 центнер. Обсуждаем способы решения.
Если вы решили правильно задачу поставьте в бортовом журнале + 1 балл
Проблема. Новый материал
Учитель: «В третьей задаче мы знакомимся с тем фактом, что слоны любят различные лакомства. Но можем ли мы решить задачу?»
Ученики: «Нет. Мы не знаем, чему равен пуд».
Учитель: «Конверт, с какой надписью нам может помочь?»
Ученики: «Русский фольклор».
Значит наш самолет отправляется в Россию
Открывают и читают: Старинные меры масс.
1 пуд =16 кг
Пуд применялся в 12 веке для взвешивания металлов и продукции сельского хозяйства.
1 фунт=409 г
Русский фунт был принял при царе Алексее Михайловиче в 18 веке. Служил для взвешивания сахара в торговле.
1 золотник=4г
Золотник происходит от слова «златник». Так называли монету во времена правления киевского царя Владимира Святославовича в 10 веке. С конца 16 века является единицей веса драгоценных металлов и камней.
Учитель: «Давайте решим 3 задачу. Пожалуйста, запишите решение и прокомментируйте его.
3. Корней Чуковский:
«У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон…
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять. Или шесть:
Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!»
Сколько килограммов шоколада попросил отец для сына своего?
Ответ: 80 кг и96 кг.
Если вы решили эту задачу ставим еще балл в бортовом журнале.
Учитель: В какой стране мы оказались?
Ученик: Во Франции.
Учитель: во Франции мы оказались не случайно. Именно тут были введены знакомые нам единицы массы - Это было1795г
А Давайте посмотрим на эталон массы- 1 кг.
С 1889г эталон массы хранится в виде цилиндра высотой 39 мм, диаметром 39мм состоящим из 90 частей платины и 10 частей иридия в Международном институте мер и весов близ Парижа. В России прототип эталона массы хранится в Санкт-Петербурге в институте «Мер и весов» имени Д.И.Менделеева.
Скажите, пожалуйста, а где используются гири?
Ученик: В спорте, в часовых механизмах. Весы
Физминутка.
- Встаньте из-за парт и представьте себя чашечными весами. Левая рука - левая чашка весов, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам.
- весы находятся в равновесии;
- левая чаша весов опустилась;
- правая чаша весов опустилась;
- весы находятся в равновесии;
- масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
- весы находятся в равновесии;
- груз на левой чаше легче;
- весы находятся в равновесии.
Практическая работа
А теперь мы отправляемся в Швецию, где нас встречает Карлсон, который живет на крыше. Как вы знаете он великий сладкоежка. И нам нужно его накормить праздничным тортом.
В рецепт которого входит:
500 г грецких орехов, 500 гр мармелада, 500 гр конфет,
Но у каждого из вас на столе только одна конфетка. Орех или мармелад как мы узнаем сколько конфет, орехов или мармеладок нужно карлсону.
Нужно взвесить 1 конфетку и тогда 500г мы разделим на массу одной конфеты.
Давайте посмотрим на весы. как же нужно измерять рычажными весами? если кто то затрудняется на столе лежит подсказка-правила взвешивания
Свои результаты мы занесем в бортовой журнал…
И так сколько же нужно конфет, орехов, мармеладок для торта карлсона.
Кто справился ставит +1 балл в журнале
Рефлексивно-оценочный этап
И так пора нам отправляться домой. Мы преодолели все препятствия. а что же мы сделали? Что узнали нового? Чему научились. Достигли ли цели путешествия.?
Запишите в бортовом журнале..
Я ЗНАЛ…
Я УЗНАЛ…
Я ХОЧУ УЗНАТЬ…
Ученик: существовали ли другие единицы массы, где они применялись, в каких пословицах использовались.
Учитель: Это и будет вашим домашним заданием.
Теперь подсчитайте количество баллов у себя в бортовом журнале и поставьте себе оценку.
Но я тоже хочу с вами попрощаться также. Я ЗНАЛА, что сегодня к вам приду на урок. Я УЗНАЛА, что вы очень внимательные, любознательные. Я ХОТЕЛА БЫ УЗНАТЬ, о каждом из вас, что вы являетесь гордостью нашей великой страны – РОССИЯ.
Бортовой журнал
Тема:_____________________________________________________________
__балл
1.Индийские слоны
__балл
2. Мозговой штурм
1 кг = г
1 т = кг
1 ц = кг
1 т= ц
5 т = кг
300 кг = ц
16 кг*5 = кг
16 кг*6 = кг
___балл
3. Фольклор
____балл
4.Торт для карлсона
1 штука - гр
__штук - 500 гр
___балл
5.Итоги
Я ЗНАЛ……………………………………..
Я УЗНАЛ…………………………………………
Я ХОЧУ УЗНАТЬ………………………………………………………
ИТОГО________баллов
1. Индийский слон весит 5 тонн, а новорожденный слоненок 90 кг.
На сколько килограммов вес новорожденного слоненка меньше веса его отца?
2. Взрослый индийский слон съедает в день до 300 кг разнообразной растительности.
Сколько центнеров он съест за неделю?
3. Корней Чуковский:
«У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон…
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять. Или шесть:
Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!»
Сколько килограммов шоколада попросил отец для сына своего?
4. Взрослый индийский слон выпивает в день 200 литров воды. Сколько это см ³?
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
Старинные меры масс.
1 пуд =16 кг
Пуд применялся в 12 веке для взвешивания металлов и продукции сельского хозяйства.
1 фунт=409 г
Русский фунт был принял при царе Алексее Михайловиче в 18 веке. Служил для взвешивания сахара в торговле.
1 золотник=4г
Золотник происходит от слова «златник». Так называли монету во времена правления киевского царя Владимира Святославовича в 10 веке. С конца 16 века является единицей веса драгоценных металлов и камней.
ПРАВИЛА ВЗВЕШИВАНИЯ
Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.
Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
Мелкие гири и разновесы надо брать пинцетом.
Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, приближенную к массе тела (на глаз).
Если гиря перетянет чашку, то её ставят обратно в футляр, если нет – оставляют на чашке. Затем подбирают таким же образом гири меньшей массы, пока не будет достигнуто равновесие.
Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири в футляр.