Разработка урока по физике для 7 класса по теме «Взаимодействие тел. Масса тела»
Пояснительная записка к презентации
Тема: Взаимодействие тел. Масса тела
Цель: сформировать понятия «взаимодействие тел» и «масса».
Задачи:
образовательные:
- ввести физическое понятия «взаимодействие тел» и «масса» как меры инертности тел;
развивающие:
- формирование умений у учащихся переводить из производных единиц измерения массы в кг,
воспитательные:
- прививать интерес к предмету “физика”.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, весы с гирями; две тележки разной массы, нитка, груз.
/data/edu/files/x1464263686.ppt (Взаимодействие тел)
Демонстрация:
- опыт с тележками разной и одинаковой массы;
- взвешивание тел на рычажных весах.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Актуализация знаний
Верю – не верю!
1.Если скорость тела сохраняется при отсутствии действия на него других тел, то такое явление называется инерцией. (слайд 1)
2. При катании на скейтбордах используется явление – диффузия. (слайд 2)
3. Почему, когда автобус трогается с места, люди отклоняются назад? (Тело человека еще находится в состоянии покоя из-за явления инерции, а ноги уже вместе с автобусом движутся.) (слайд 3)
4. А когда автобус останавливается, то люди наклоняются вперед. Почему? (Тело человека по инерции еще движется, а ноги уже остановились.) (слайд 4)
5. Почему нельзя перебегать дорогу перед быстро движущимся транспортом? (Любой транспорт не может остановиться мгновенно и некоторое время движется по инерции.) (слайд 5)
6.Почему брошенный мячик продолжает лететь вверх уже после того, как выпустили его из рук? (На мячик действует сила притяжения Земли.) (слайд 6)
Самопроверка: (слайд 7) 1. Да 2. Нет 3. Да 4. Да 5. Да 6. Нет
3. Изучение нового материала:
- Сегодня на уроке мы будем говорить о таком физическом понятии как масса. Запишем тему урока «Взаимодействие тел. Масса». (слайд 8)
Демонстрация опыта с тележками.
Прежде, чем перейти к изложению нового материала, демонстрируется опыт с тележками. В первом опыте, когда мы рассматриваем систему «тележка - пластинка» механическое движение не возникает (см. рис. 18 учебника).
При взаимодействии двух тележек и пластинки мы наблюдаем возникновение механического движения у двух тележек. Делая разными грузы на тележках, мы замечаем, что они приобретают различные скорости.
Главный вывод: взаимодействие тел приводит к изменению их скоростей. Причем, скорости изменяются по-разному. Если тело при взаимодействии с другим меньше изменяет свою скорость, то говорят, что оно более инертно.
Из проведенных опытов можно сделать вывод, что тела большей массы более инертны, чем тела меньшей массы.
Инертность — свойство, состоящее в том, что для изменения скорости тела на заданную величину необходимо, чтобы действие на него другого тела длилось некоторое время. Чем это время больше, тем инертнее тело. Инертность присуща всем телам.
Для количественного сравнения инертности различных тел используют физическую величину, которая называется массой.
Таким образом, масса - это мера инертности тел. Следовательно, инертность - свойство присущее всем материальным объектам (материальным точкам).(слайд 9)
Чем больше масса тела, тем меньше изменяется его скорость под действием определенного другого тела.
Зная массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого: (слайд 10)
· если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.
· если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей.
Следует знать, что любое тело: Земля, человек, книга, муравей и т.д. — обладает массой.
За единицу массы в системе СИ принят килограмм (1 кг). Килограмм — это масса эталона, эталон массы хранится в г. Севре во Франции. Копии эталона хранятся в разных странах. (слайд 11)
Производные единицы массы — грамм, центнер, тонна. (слайд 12)
1г = 0,001кг 1т = 1000кг 1мг = 0,000001кг 1ц= 100кг
Масса в физике обозначается буквой m. (слайд 13)
По взаимодействию тела массой mт с эталоном (телом известной массы) mэт. Для первоначально покоящихся тел отношение масс обратно пропорционально приобретенным скоростям:
Наиболее простым средством для взвешивания являются рычажные и пружинные весы. (слайд 14) Первый тип весов изображен на рис. 21 учебника.
При взвешивании сравниваются силы, с которыми Земля притягивает взвешиваемое тело и эталон - гирю. Для этого применяют равноплечие весы с двумя чашками. К рычажным весам всегда прилагается набор гирь, массы которых известны. Главной частью рычажных весов является коромысло.
Принцип взвешивания на рычажных весах заключается в уравновешивании. В состоянии равновесия суммарная масса гирь известной массы равна массе взвешиваемого тела весы считаются в равновесии, если стрелка, совершая колебания, отклоняется от «нулевой отметки» влево и вправо на одинаковое число делений.
4. Закрепление и уточнение знаний:
Выразите в системе СИ
2т = 4ц = 100г = 0,3 т = 0,5 ц = 500 г =
5. Дом. задание:
6. Рефлексия: Закончите предложение Сегодня на уроке я узнал …