12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мазурова Александра Алексеевна2511
Россия, Пермский край, город Губаха
Материал размещён в группе «Учителя физики»
2

Разработка урока по физике для 7 класса по теме: «Взаимодействие тел. Масса тела»



Тема:  Взаимодействие тел. Масса тела

Цель: сформировать понятия «взаимодействие тел» и «масса».

Задачи:

образовательные:

  • ввести физическое понятия «взаимодействие тел» и «масса» как меры инертности тел;

развивающие:

  • формирование умений у учащихся переводить из производных единиц измерения массы в кг,

воспитательные:

  • прививать интерес к предмету “физика”.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, весы с гирями; две тележки разной массы, нитка, груз.

/data/edu/files/x1464263686.ppt (Взаимодействие тел)

Демонстрация:

  1. опыт с тележками разной и одинаковой массы;
  2. взвешивание тел на рычажных весах.

 

Ход урока

1. Организация класса.

2. Актуализация знаний

Верю – не верю!

1.Если скорость тела сохраняется при отсутствии действия на него других тел, то такое явление называется инерцией. (слайд 1)

2. При катании на скейтбордах используется явление – диффузия. (слайд 2)

3. Почему, когда автобус трогается с места, люди отклоняются назад? (Тело человека еще находится в состоянии покоя из-за явления инерции, а ноги уже вместе с автобусом движутся.) (слайд 3)

4. А  когда автобус останавливается, то люди наклоняются вперед. Почему? (Тело человека по  инерции еще движется, а ноги уже остановились.) (слайд 4)

5. Почему нельзя перебегать дорогу перед быстро движущимся транспортом? (Любой транспорт не может остановиться мгновенно и  некоторое время движется по инерции.) (слайд 5)

6.Почему брошенный мячик продолжает лететь вверх уже после того, как выпустили его из рук? (На мячик действует сила притяжения Земли.) (слайд 6)

Самопроверка: (слайд 7)   1.  Да  2.  Нет  3.  Да   4.  Да  5.  Да  6.  Нет

3. Изучение нового материала:

- Сегодня на уроке мы будем говорить о таком физическом понятии как масса. Запишем тему урока «Взаимодействие тел. Масса». (слайд 8)

Демонстрация опыта с тележками.

Прежде, чем перейти к изложению нового материала, демонстрируется опыт с тележками. В первом опыте, когда мы рассматриваем систему «те­лежка - пластинка» механическое движение не возникает (см. рис. 18 учеб­ника).

При взаимодействии двух тележек и пластинки мы наблюдаем возник­новение механического движения у двух тележек. Делая разными грузы на тележках, мы замечаем, что они приобретают различные скорости.

Главный вывод: взаимодействие тел приводит к изменению их скоро­стей. Причем, скорости изменяются по-разному. Если тело при взаимодей­ствии с другим меньше изменяет свою скорость, то говорят, что оно более инертно.

Из проведенных опытов можно сделать вывод, что тела большей массы более инертны, чем тела меньшей массы.

Инертность — свойство, состоящее в том, что для изменения скорости тела на заданную величи­ну необходимо, чтобы действие на него другого тела дли­лось некоторое время. Чем это время больше, тем инертнее тело. Инертность присуща всем телам.

Для количественного сравнения инертности различных тел используют физическую величину, которая называется массой.

Таким образом, масса - это мера инертности тел. Следовательно, инертность - свойство присущее всем материальным объектам (материаль­ным точкам).(слайд 9)

Чем больше масса тела, тем меньше изменяется его скорость под действием определенного другого тела.

Зная массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого: (слайд 10)

·     если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.

·     если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотноше­ния скоростей.

Следует знать, что любое тело: Земля, человек, книга, муравей и т.д. — обладает массой.

За единицу массы в системе СИ принят килограмм (1 кг). Килограмм — это масса эталона, эталон массы хранится в г. Севре во Франции. Копии эталона хранятся в разных странах. (слайд 11)

Производные единицы массы — грамм, центнер, тонна. (слайд 12)

1г = 0,001кг  = 1000кг   1мг = 0,000001кг   1ц= 100кг

Масса в физике обозначается буквой m.  (слайд 13)

По взаимодействию тела массой mт с эталоном (телом известной массы) mэт. Для первоначально покоящихся тел отношение масс обратно пропорционально приобретенным скоростям:

Наиболее простым средством для взвешивания являются рычажные и пружинные весы. (слайд 14) Первый тип весов изображен на рис. 21 учебника.

При взвешива­нии сравниваются силы, с которыми Земля притягивает взвешиваемое тело и эталон - гирю. Для этого применяют равноплечие весы с двумя чашками. К рычажным весам всегда прилагается набор гирь, массы которых известны. Главной частью рычажных весов является коромысло.

Принцип взвешивания на рычажных весах заключается в уравновеши­вании. В состоянии равновесия суммарная масса гирь известной массы рав­на массе взвешиваемого тела весы считаются в равновесии, если стрел­ка, совершая колебания, отклоняется от «нулевой отметки» влево и вправо на одинаковое число делений.

4. Закрепление и уточнение знаний:

Выразите в системе СИ

2т =  4ц =   100г =   0,3 т =    0,5 ц =    500 г =

5. Дом. задание:

6. Рефлексия: Закончите предложение Сегодня на уроке я узнал

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.