Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя» (Биология, 9 класс)

0
0
Материал опубликован 9 November 2017


 

Урок биологии в 9 классе. «_____»__________________ 20_____ г.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Цель. Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности.

Задачи.

Образовательные: познакомить учащихся с экспериментом Г. Менделя, в результате которого был открыт закон независимого наследования признаков; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его формулировку.

Развивающие: продолжить формировать умения работать с генетической символикой; решать генетические задачи, развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные: бережное отношение к своему здоровью.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Повторение изученного материала.

Вариант 1.

Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.

Объект

Ген

Признак

Морские свинки

В

Курчавая шерсть

в

Гладкая шерсть


 

Р: курчавая шерсть х гладкая шерсть

___ВВ_________ ___вв_________

гаметы:_____В_________ __в__________

F1 ______Вв______ - курчавая шерсть

 

Генотип

Фенотип

Доминантная гомозигота

ВВ

курчавая

Рецессивная гомозигота

вв

гладкая

Гетерозигота

Вв

курчавая

Гибрид F1 скрестили с рецессивной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2 .

Вв х вв

F1 ВВ курчавая

вв гладкая

Вариант 2.

Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.

Объект

Ген

Признак

норка

С

Серый цвет

с

Коричневый цвет


 

Р: серый цвет х коричневый цвет

__СС____ ____сс________

гаметы:_____С_ _____с_______

F1 _________Сс_______ - серый цвет

 

Генотип

Фенотип

Доминантная гомозигота

СС

серый

Рецессивная гомозигота

сс

коричневый

Гетерозигота

Сс

серый

Гибрид F1 скрестили с доминантной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2

Сс х СС

F1 СС серый

Сс серый

Изучение новой темы.

Дигибридное скрещивание – это скрещивание по двум парам признаков.

Объект исследования: горох (стр.71-72, рис. 29)

А – желтые семена

а – зеленые семена

В – гладкие семена

в – морщинистые семена

Р: ААВВ х аавв

фенотип: ________________ _____________________

гаметы: _________________ ______________________

F1 __________________________ _______________________

Скрестим гибриды первого поколения.

Р: _________ х ________

фенотип: ________________ _____________________

гаметы: _________________ ______________________

F2

 

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

       

Ав

       

аВ

       

ав

       


 

Анализ скрещивания.

Фенотип

Количество

Генотипы

     
     
     
     

На основании полученных результатов скрещивания, ответьте на вопросы.

Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? ___1______ С зелеными морщинистыми семенами?_____1________

Какова вероятность (в%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами?___100_______ С зелеными семенами?________0_________

Сколько разных генотипов образуется среди растений первого поколения? ______1___

Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого поколения? ______1__

Сколько типов гамет образует растение первого поколения с желтыми гладкими семенами?________4____________

Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми морщинистыми? ______________ С зелеными гладкими? ___________ С зелеными морщинистыми?_________________

Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения?________

Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения?________

Третий закон Менделя – закон независимого расщепления признаков: При дигибридном скрещивании расщепление по каждому признаку идет независимо от другого признака в ряду поколений; в результате среди гибридов второго поколения появляются потомки с новыми комбинациями признаков в соотношении 9:3:3:1.

Анализирующее скрещивание проводят для определения генотипа организма, для этого данный организм скрещивают с рецессивной гомозиготой.

задача. У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальные, 112 – карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.

Закрепление.

Решение задач.

У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготного растения по обоим признакам и доминантного гомозиготного по обоим признакам родителей. Каков фенотип родительских особей? Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?

Объект

Ген

Признак

Овес

А

 

А

 

В

 

в

 


 

Решение.


 


 


 

Домашнее задание.

§20


 


 

Вариант 1.

Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.

Объект

Ген

Признак

Морские свинки

В

Курчавая шерсть

в

Гладкая шерсть

Р: курчавая шерсть х гладкая шерсть

____________ ____________

гаметы:______________ ____________

F1 __________________________ - курчавая шерсть

 

Генотип

Фенотип

Доминантная гомозигота

   

Рецессивная гомозигота

   

Гетерозигота

   

Гибрид F1 скрестили с рецессивной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2 .


 


 


 


 


 

Вариант 2.

Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.

Объект

Ген

Признак

норка

С

Серый цвет

с

Коричневый цвет

Р: серый цвет х коричневый цвет

____________ ____________

гаметы:______________ ____________

F1 __________________________ - серый цвет

 

Генотип

Фенотип

Доминантная гомозигота

   

Рецессивная гомозигота

   

Гетерозигота

   

Гибрид F1 скрестили с доминантной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2


 


 


 


 

Рабочая карта урока.

Учени ___ 9 класса _________________________________________________________________

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Дигибридное скрещивание__________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Объект исследования: горох (стр.71-72, рис. 29)

А – желтые семена

а – зеленые семена

В – гладкие семена

в – морщинистые семена

Р: ААВВ х аавв

фенотип: ________________ _____________________

гаметы: _________________ ______________________

F1 __________________________ _______________________

Скрестим гибриды первого поколения.

Р: _________ х ________

фенотип: ________________ _____________________

гаметы: _________________ ______________________

F2

 

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

       

Ав

       

аВ

       

ав

       


 

Анализ скрещивания.

Фенотип

Количество

Генотипы

     
     
     
     

На основании полученных результатов скрещивания, ответьте на вопросы.

Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? _________ С зелеными морщинистыми семенами?_____________

Какова вероятность (в%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами?__________ С зелеными семенами?_________________

Сколько разных генотипов образуется среди растений первого поколения? __________

Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого поколения? _________

Сколько типов гамет образует растение первого поколения с желтыми гладкими семенами?

Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми морщинистыми? ______________ С зелеными главными? ___________ С зелеными морщинистыми?_________________

Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения?________

Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения?________

Третий закон Менделя – ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализирующее скрещивание - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задача. У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальные, 112 – карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.

Объект

Ген

Признак

норка

А

Нормальный рост

а

Карликовый рост

А) Р: нормальное х карлик

____________ аа

гаметы:______________ ____________

F1 __________________________ - генотип

________________ - фенотип

Б) Р: нормальное х карлик

____________ аа

гаметы:______________ ____________

F1 __________________________ - генотип

________________ - фенотип

Задача. У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготного растения по обоим признакам и доминантного гомозиготного по обоим признакам и гомозиготного по обоим признакам родителей. Каков фенотип родительских особей? Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?

Объект

Ген

Признак

Овес

А

 

А

 

В

 

в

 


 

Решение.


 


 


 


 


 


 


 


 

Фенотипы родителей ___________________________________________________

Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?_________


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.