Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя» (Биология, 9 класс)
Урок биологии в 9 классе. «_____»__________________ 20_____ г.
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Цель. Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности.
Задачи.
Образовательные: познакомить учащихся с экспериментом Г. Менделя, в результате которого был открыт закон независимого наследования признаков; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его формулировку.
Развивающие: продолжить формировать умения работать с генетической символикой; решать генетические задачи, развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы.
Воспитательные: бережное отношение к своему здоровью.
Ход урока.
2. Повторение изученного материала.
Вариант 1.
Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.
Объект |
Ген |
Признак |
Морские свинки |
В |
Курчавая шерсть |
в |
Гладкая шерсть |
Р: курчавая шерсть х гладкая шерсть
___ВВ_________ ___вв_________
гаметы:_____В_________ __в__________
F1 ______Вв______ - курчавая шерсть
Генотип |
Фенотип |
|
Доминантная гомозигота |
ВВ |
курчавая |
Рецессивная гомозигота |
вв |
гладкая |
Гетерозигота |
Вв |
курчавая |
Гибрид F1 скрестили с рецессивной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2 .
Вв х вв
F1 ВВ курчавая
вв гладкая
Вариант 2.
Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.
Объект |
Ген |
Признак |
норка |
С |
Серый цвет |
с |
Коричневый цвет |
Р: серый цвет х коричневый цвет
__СС____ ____сс________
гаметы:_____С_ _____с_______
F1 _________Сс_______ - серый цвет
Генотип |
Фенотип |
|
Доминантная гомозигота |
СС |
серый |
Рецессивная гомозигота |
сс |
коричневый |
Гетерозигота |
Сс |
серый |
Гибрид F1 скрестили с доминантной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2
Сс х СС
F1 СС серый
Сс серый
Изучение новой темы.
Дигибридное скрещивание – это скрещивание по двум парам признаков.
Объект исследования: горох (стр.71-72, рис. 29)
А – желтые семена
а – зеленые семена
В – гладкие семена
в – морщинистые семена
Р: ААВВ х аавв
фенотип: ________________ _____________________
гаметы: _________________ ______________________
F1 __________________________ _______________________
Скрестим гибриды первого поколения.
Р: _________ х ________
фенотип: ________________ _____________________
гаметы: _________________ ______________________
F2
АВ |
Ав |
аВ |
ав |
|
АВ |
||||
Ав |
||||
аВ |
||||
ав |
Анализ скрещивания.
Фенотип |
Количество |
Генотипы |
На основании полученных результатов скрещивания, ответьте на вопросы.
Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? ___1______ С зелеными морщинистыми семенами?_____1________
Какова вероятность (в%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами?___100_______ С зелеными семенами?________0_________
Сколько разных генотипов образуется среди растений первого поколения? ______1___
Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого поколения? ______1__
Сколько типов гамет образует растение первого поколения с желтыми гладкими семенами?________4____________
Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми морщинистыми? ______________ С зелеными гладкими? ___________ С зелеными морщинистыми?_________________
Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения?________
Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения?________
Третий закон Менделя – закон независимого расщепления признаков: При дигибридном скрещивании расщепление по каждому признаку идет независимо от другого признака в ряду поколений; в результате среди гибридов второго поколения появляются потомки с новыми комбинациями признаков в соотношении 9:3:3:1.
Анализирующее скрещивание проводят для определения генотипа организма, для этого данный организм скрещивают с рецессивной гомозиготой.
задача. У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальные, 112 – карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.
Закрепление.
Решение задач.
У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготного растения по обоим признакам и доминантного гомозиготного по обоим признакам родителей. Каков фенотип родительских особей? Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?
Объект |
Ген |
Признак |
Овес |
А |
|
А |
||
В |
||
в |
Решение.
Домашнее задание.
§20
Вариант 1.
Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.
Объект |
Ген |
Признак |
Морские свинки |
В |
Курчавая шерсть |
в |
Гладкая шерсть |
Р: курчавая шерсть х гладкая шерсть
____________ ____________
гаметы:______________ ____________
F1 __________________________ - курчавая шерсть
Генотип |
Фенотип |
|
Доминантная гомозигота |
||
Рецессивная гомозигота |
||
Гетерозигота |
Гибрид F1 скрестили с рецессивной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2 .
Вариант 2.
Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.
Объект |
Ген |
Признак |
норка |
С |
Серый цвет |
с |
Коричневый цвет |
Р: серый цвет х коричневый цвет
____________ ____________
гаметы:______________ ____________
F1 __________________________ - серый цвет
Генотип |
Фенотип |
|
Доминантная гомозигота |
||
Рецессивная гомозигота |
||
Гетерозигота |
Гибрид F1 скрестили с доминантной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2
Рабочая карта урока.
Учени ___ 9 класса _________________________________________________________________
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Дигибридное скрещивание__________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Объект исследования: горох (стр.71-72, рис. 29)
А – желтые семена
а – зеленые семена
В – гладкие семена
в – морщинистые семена
Р: ААВВ х аавв
фенотип: ________________ _____________________
гаметы: _________________ ______________________
F1 __________________________ _______________________
Скрестим гибриды первого поколения.
Р: _________ х ________
фенотип: ________________ _____________________
гаметы: _________________ ______________________
F2
АВ |
Ав |
аВ |
ав |
|
АВ |
||||
Ав |
||||
аВ |
||||
ав |
Анализ скрещивания.
Фенотип |
Количество |
Генотипы |
На основании полученных результатов скрещивания, ответьте на вопросы.
Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? _________ С зелеными морщинистыми семенами?_____________
Какова вероятность (в%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами?__________ С зелеными семенами?_________________
Сколько разных генотипов образуется среди растений первого поколения? __________
Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого поколения? _________
Сколько типов гамет образует растение первого поколения с желтыми гладкими семенами?
Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми морщинистыми? ______________ С зелеными главными? ___________ С зелеными морщинистыми?_________________
Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения?________
Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения?________
Третий закон Менделя – ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализирующее скрещивание - _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Задача. У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальные, 112 – карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.
Объект |
Ген |
Признак |
норка |
А |
Нормальный рост |
а |
Карликовый рост |
А) Р: нормальное х карлик
____________ аа
гаметы:______________ ____________
F1 __________________________ - генотип
________________ - фенотип
Б) Р: нормальное х карлик
____________ аа
гаметы:______________ ____________
F1 __________________________ - генотип
________________ - фенотип
Задача. У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготного растения по обоим признакам и доминантного гомозиготного по обоим признакам и гомозиготного по обоим признакам родителей. Каков фенотип родительских особей? Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?
Объект |
Ген |
Признак |
Овес |
А |
|
А |
||
В |
||
в |
Решение.
Фенотипы родителей ___________________________________________________
Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?_________