Урок географии в 7 классе
Тема «Антарктида»
Цель урока: создать условия для формирования представлений о своеобразии и уникальности природы материка, формировать умения анализировать различные источники географической информации.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование у учащихся знаний о природе Антарктиды, умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой теме;
Метапредметные:
- расширение опыта творческой деятельности учащихся, развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование;
Личностные:
- формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению;
- формирование умения взаимодействовать со сверстниками и другими людьми с выполнением различных социальных ролей, представлять себя;
-осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы.
Регулятивные (учебно-организационные):
- планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников;
Познавательные:
учебно-логические:
- выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами;
учебно-информационные:
-поиск и отбор информации в различных источниках, работа с внетекстовыми компонентами;
- выделение главной мысли, поиск определений понятий;
Коммуникативные:
- уметь вести диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Тип урока: открытия новых знаний
- Приветствие;
Актуализация опорных знаний и постановка познавательной задачи
- Составление блок-схемы на доске «Южные материки» (на основе изученного материала по Африке и Австралии)
Ребятам предлагаются контуры материков Африка, Австралия. На доске необходимо начертить особые линии географической карты (экватор, южный и северный тропики, южный полярный круг) и с учетом особенностей географического положения данных материков разместить их контуры в соответствии с положением на карте.
- Сегодня мы дополним нашу блок-схему еще одним материком. Каким? Вот что написал о нем летчик Ричард Бэр в 1947 году:
На краю планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, сверкающего аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…
Итак, тема нашего урока «Антарктида» - самый загадочный материк Земли.
Задание 1. В тетради составить кластер «Антарктида» с указанием не менее 10 географических особенностей данного материка – каждый учащийся работает индивидуально, затем проговариваем и создаем более общую картину
Задание 2. Клише «Антарктида» (учащиеся продолжают работать индивидуально)
Вместо пропусков в тексте вставь предложенные слова на основе имеющихся знаний о материке Антарктида
Антарктида – самый ………………. материк | Жаркий, сухой, холодный, маленький |
Его площадь составляет ………. млн.км² | 13; 30,3; 14; 18 |
Средняя высота материка составляет около…….. м над уровнем моря | 3050, 2700, 4050, 2050, 3000 |
Главная отличительная черта природы материка - ………….. климат | Умеренный; Арктический и субарктический; Антарктический и субантарктический |
Антарктида целиком покрыта ……. | Растительностью, ледником, инеем |
Здесь зафиксирована самая ……. Температура на Земле. Она составляет -……ºС | Высокая, низкая, 71, 59, 68, 89, 90 |
На южном полюсе все направления на ….. | Запад, восток, север, юг |
Территорию Антарктиды пересекает…….. | Экватор, южный тропик, южный полярный круг, нулевой меридиан |
Антарктида была открыта в ………. году …………… | 1911, 1912, 1820, 1800 Джеймс Кук, Михаил Лазарев, Руаль Амундсен, Роберст Пири |
Дополняем образ материка и совместно с учащимися определяем задачи урока и записываем их на доске.
Изучение нового материала
- Какими источниками мы можем воспользоваться, чтобы раскрыть тему нашего урока?
Фрагмент документального фильма «200 лет мира» (приложение 1)
Дополнение кластера на основе увиденного;
Открытие материка:
28.01.1820 года – М.Лазарев, Ф.Беллинсгаузен
1911 год – покорение Южного полюса Р.Амундсеном
Фрагмент документального фильма, озвученного В.Познером (приложение 2)
По окончании просмотра акцентируем внимание на спорном моменте – Южный океан (есть ли он на Земле?); проблеме потепления климата и ее возможных следствиях
Первичное закрепление
Дополняем кластер и корректируем клише на основе просмотренных видеофрагментов
Домашнее задание:
На выбор:
А) Провести социологический опрос (не менее 10 респондентов):
Антарктида – это….;
Будущее материка зависит от…
Результаты опроса представить на следующем уроке.
ИЛИ
Б) На контурной карте Антарктиды обозначить особенности географического положения материка.
приложение 1.http://200 лет мира