Урок географии по теме «Рельеф суши. Горы» (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Сосногорска,
Республика Коми.
Майорова Наталья Николаевна,
учитель географии
Технологическая карта с дидактической структурой урока по теме
«Рельеф суши. Горы» (6 класс)
1. Ф.И.О. учителя:
2. Класс: 6
Дата: _________
№ урока в теме:
№ урока по расписанию:
3. Тема урока: Рельеф суши. Горы. Практическая работа №5 Составление описания форм рельефа.
4. Место (текущий) и значение урока в изучаемой теме: урок формирует знания по теме «Рельеф Земли. Горы», практические навыки работы с атласом, географической номенклатурой.
5. Цель урока:
5.1. На уровне учителя - создать условия для формирования знаний об основных процессах рельефообразования на Земле.
5.2. Предметные результаты обучения (таблица 1)
Основные теоретические знания |
Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников) |
Рельеф суши. Горы. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор по абсолютной высоте. Изменение гор во времени |
Учащийся должен уметь: - объяснять значение понятий: «рельеф», «горы», «горный хребет», «горная долина», «горная система», «нагорье», «складчатые горы», «складчато- глыбовые горы», «глыбовые горы», «низкие горы», «средние горы», «высокие горы», «молодые горы», «старые горы»; -называть и показывать горы на географической карте; -работать с контурной картой; -определять по карте абсолютную высоту наивысших точек; -классифицировать горы по высоте, происхождению, строению; - составлять краткую характеристику гор; -называть меры по охране гор. |
5.3.Метапредметные результаты обучения (таблица 2) ( по А.Г.Акмолову)
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
||
общеучебные |
логические |
постановка и решение проблемы |
|||
1.Самоопределение (личностное): осознание себя как жителя планеты Земля. 2.Действие смыслообразования: осознание целостности природы Земли. 3.Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания: эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. |
1.Целеполагание: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (учебную задачу). 2.Планирование: составлять план решения проблемы. 3.Пргнозирование: выдвигать версии решения проблемы, осознать конечный результат. 4.Контроль: работая по плану сверять свои результаты с ожидаемыми. 5.Коррекция: при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 6.Оценка: оценивать работу свою и одноклассников; В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 7. Волевая саморегуляция: выбор в ситуации мотивационного конфликта преодоление препятствия. |
1.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. 2.Поиск необходимой информации. 3. Структурирование задания. 4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. 5. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. 6.Рефлексия способов и условий действия. 7.Постановка и формулирование проблемы. |
1.Анализ объектов. 2.Обобщение, сравнение, классификация. 3. Установление причинно- следственных связей. 4. Построение логической цепи рассуждений. |
1.Формулирование проблемы. 2. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2.Постановка вопросов. 3.Разрешение конфликтов. 4.Управление поведением партнера. 5.Умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 6. Владение монологической и диалогическими формами речи. |
6. Дидактические задачи урока:
-проверить усвоение обучающимися темы «Движение земной коры. Вулканизм»;
- организовать изучение нового материала и формирование умений:
объяснять значение понятий: «рельеф», «горы», «горный хребет», «горная долина», «горная система», «нагорье», «складчатые горы», «складчато- глыбовые горы», «глыбовые горы», «низкие горы», «средние горы», «высокие горы», «молодые горы», «старые горы»;
называть и показывать горы на географической карте;
работать с контурной картой;
определять по карте абсолютную высоту наивысших точек;
классифицировать горы по высоте, происхождению, строению;
составлять краткую характеристику гор;
называть меры по охране гор;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (учебную задачу);
составлять план решения проблемы; самостоятельно выявлять причинно- следственные связи между объектами и процессами; проводить контроль и коррекцию результатов обучения; оценивать свою работу;
- создать условия для самостоятельного поиска нужной информации;
- учиться анализировать, отбирать нужный материал для проведения практической работы;
-путем коллективной мыслительной деятельности обобщить материал по данной теме.
7. Тип урока: открытия новых знаний
8. Дидактическая структура урока:
1. Организованное начало урока (1 мин)
2. Проверка домашнего задания (7 мин)
3. Изучение нового материала (содержание)
4. Обобщение и закрепление нового материала
5. Диагностика результатов обучения
6. Организация домашнего задания (3 мин)
7. Организованный конец урока (1 мин)
9. План изучения нового материала:
1. Актуализация знаний. Мотивация.
2. Постановка проблемы.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Определение темы, цели и составление плана.
5. Работа по плану.
6. Физкультминутка.
7. Первичное закрепление нового материала.
8. Практическая работа №5 «Составление описания форм рельефа»
9. Обобщение нового материала.
10. Диагностика результатов обучения. Мониторинг.
11. Организация домашнего задания.
12. Организованный конец урока.
10. Учебно – методический комплекс:
Наглядные средства обучения: физическая карта мира, физическая карта России, презентация «Рельеф суши. Горы»
Оборудование для практической работы: атласы
Технические (или электронные) средства обучения: ноутбук, экран, проектор
Дидактическое сопровождение: Карташова Т.А. География. Начальный курс.6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс» /Т.А.Карташова, С.В.Кучина. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2014г.
Литература для учителя: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс. М.: Дрофа 2014г.
Литература для учащихся: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс. М.: Дрофа 2014г.
12. Межпредметные связи: окружающий мир (понятие рельеф, горы, равнины)
13. Внутрипредметные связи: работа с атласом, таблицей, материалом предыдущей темы.
ХОД УРОКА
Этап урока (мин) |
Планируемые результаты обучения |
Компоненты УМК |
Деятельность |
||||
предметные |
метапредметные (Р,К,П) |
личностные |
учителя |
обучающихся |
|||
Организованное начало урока (1 мин) |
|||||||
|
Умение концентрировать внимание и настроиться на работу. |
Самодисциплина |
|
Проверяет готовность обучающихся, создает ситуацию успеха |
Готовят рабочее место. |
||
Проверка домашнего задания (7 мин) |
|||||||
Понятия и умения, выносимые на контроль |
Различать типы земной коры; определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. |
Осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. |
Осознание целостности природы Земли, материков; эмоционально ценностное отношение к окружающей среде. |
Физическая карта мира, физическая карта России, презентация «Рельеф суши. Горы», атласы, ноутбук, экран, проектор. |
Проводит экспресс – тестирование по теме домашнего задания (Приложение 1) Устный опрос по географической номенклатуре. |
Выполняют тестовые задания (Приложение 1) Работают у карты. |
|
Изучение нового материала (содержание) |
|||||||
1.Актуализация знаний Мотивация |
Различать типы земной коры; определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. |
Умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование , сохранение и передачу в виде монолога и диалога. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. |
Осознание целостности природы Земли, материков; эмоционально ценностное отношение к окружающей среде. |
Физическая карта мира, физическая карта России, презентация «Рельеф суши. Горы», атласы, ноутбук, экран, проектор. |
Проводит «Мозговой штурм» -Каково внутреннее строение Земли? -Что такое литосфера? -Назовите два типа земной коры, в чем отличие? - Представьте, что вы геолог и вам надо ответить на вопрос: почему происходит движение земной коры? Каков будет ваш ответ? -Предположите, в каких местах земной коры будут наиболее активными ее движения. - Сделайте предположение, как может выглядеть литосфера на поверхности Земли. |
Отвечают на вопросы «Мозгового штурма», учатся находить варианты ответов |
|
2. Постановка проблемы. |
Начало формирования представления о рельефе. |
Самостоятельно формулировать учебную проблему ,строить логическое рассуждение. |
Осознание целостности природы Земли, материков; эмоционально ценностное отношение к окружающей среде. |
Физическая карта мира, физическая карта России, презентация «Рельеф суши. Горы», атласы, ноутбук, экран, проектор. |
Организует обсуждение в парах: -Какие географические объекты вы видите на физической карте полушарий? На какие группы их можно разделить? -Какие объекты будут связаны с движением земной коры? |
Используя физическую карту полушарий учащиеся работают в парах , обсуждают и делают первичные выводы. |
|
3. Выявление места и причины затруднения.
|
Начало формирования представления о рельефе. |
Самостоятельно формулировать учебную проблему ,строить логическое рассуждение. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. |
Осознание целостности природы Земли, материков; эмоционально ценностное отношение к окружающей среде. |
Физическая карта мира, физическая карта России, презентация «Рельеф суши. Горы», атласы, ноутбук, экран, проектор. Учебник Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс. М.: Дрофа 2014г. |
Организует работу с учебным текстом учебника стр.52 поиск ответа. - Что вы узнали из текста? - Почему мы не можем сейчас дать определение понятию рельеф? Организует составление кластера со словом «Рельеф»
|
Читают текст «Формы рельефа». Пытаются найти объяснение, что понятию «рельеф». |
|
4. Определение темы, цели и составление плана. |
Начало формирования представления о рельефе, причинах его формирования, видах рельефа. |
Самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, составлять план решения проблемы. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Создавать схематическую модель (план). Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. |
Осознание целостности природы Земли, материков; эмоционально ценностное отношение к окружающей среде. |
Физическая карта мира, физическая карта России, презентация «Рельеф суши. Горы», атласы, ноутбук, экран, проектор. Учебник Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс. М.: Дрофа 2014г. |
Подводит учащихся к теме урока, к цели и составлению плана урока. План: Понятие «рельеф». Виды рельефа. Рельеф гор. Различие гор по высоте, возрасту, строению Изменение гор во времени Значение гор. |
Формулируют тему, ставят цель и составляют план изучения новой темы. |
|
5. Работа по плану. |
Объяснять значение понятий: «рельеф», «горы», «горный хребет», «горная долина», «горная система», «нагорье», «складчатые горы», «складчато- глыбовые горы», «глыбовые горы», «низкие горы», «средние горы», «высокие горы», «молодые горы», «старые горы». Формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию. Определять по географической карте местоположение географических объектов. |
Работать по плану и сверять свои действия по целью и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Создавать схематические модели. Сравнивать классифицировать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовность к самообразованию. |
Физическая карта мира, физическая карта России, презентация «Рельеф суши. Горы», атласы, ноутбук, экран, проектор. Учебник Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс. М.: Дрофа 2014г. |
Рассказывает основные положения новой темы. Дает задание по составлению опорной схемы. (Приложение 2) Вводит новые понятия темы: «рельеф», «горы», «горный хребет», «горная долина», «горная система», «нагорье», «складчатые горы», «складчато- глыбовые горы», «глыбовые горы», «низкие горы», «средние горы», «высокие горы», «молодые горы», «старые горы». Ведет эвристическую беседу. Демонстрирует наглядные материалы презентации. |
Слушают рассказ учителя. Рисуют схему. Записывают термины. Отвечают на вопросы. Смотрят презентацию. Делают выводы. |
|
6. Физкультминутка. |
Понимание роли физкультурной паузы для здоровья. |
Проводит физкультминутку: Остановку совершим, Отвлечемся от вершин. Руки вверх, затем вперед, Приседает весь народ, Встали, дружно повернулись И друг другу улыбнулись. |
Выполняют физкультминутку. |
||||
7. Первичное закрепление нового материала. |
Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию. Определять на карте местоположение географических объектов. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. |
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений работы с картами атласа, умения управлять своей познавательной деятельностью. Умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, оценивать свои результаты. Умения вести самостоятельный поиск , анализ и отбор информации, ее преобразование, сохранение. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовность к самообразованию. |
Физическая карта мира, физическая карта России, атласы, учебник Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс. М.: Дрофа 2014г. Карташова Т.А. География. Начальный курс.6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс» /Т.А.Карташова, С.В.Кучина. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2014г. |
Организует работу в рабочей тетради: стр. 60 , задания №1, №2.
|
Выполняют задания в рабочей тетради.
|
|
8. Практическая работа №5 «Составление описания форм рельефа» |
Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию. Определять на карте местоположение географических объектов. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. |
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений работы с картами атласа, умения управлять своей познавательной деятельностью. Умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, оценивать свои результаты. Умения вести самостоятельный поиск , анализ и отбор информации, ее преобразование, сохранение. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовность к самообразованию. Овладение географическими знаниями умениями и навыками по теме и применение их в практической деятельности |
Физическая карта мира, физическая карта России, атласы, учебник Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс, М.: Дрофа 2014г. Карташова Т.А. География. Начальный курс.6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс» /Т.А.Карташова, С.В.Кучина. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2014г. |
Организует практическую работу № 5 «Составление описания форм рельефа». Рабочая тетрадь: стр. 61, задание №4 |
Выполняют практическую работу № 5 «Составление описания форм рельефа». |
|
Обобщение и закрепление нового материала |
|||||||
Обобщение нового материала. |
Осознание роли географии в познании окружающего мира. |
Умение управлять свое познавательной деятельностью. Умение обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. |
Умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности. |
Презентация. |
Проводит беседу с целью закрепления и обобщения материала |
Участвуют в беседе. Делают самостоятельно обобщение. |
|
Диагностика результатов обучения |
|||||||
Диагностика результатов обучения. Рефлексия. |
Умение оценивать достигнутые результаты проводить коррекцию. |
Действие нравственно- этического оценивания. |
Плакат |
Проверяет достижения цели и задач урока. Учитель прикрепляет к доске заранее подготовленный плакат, где нарисована гора с отметками разных высот. Предлагает выбрать уровень овладения знаниями на уроке ( прикрепить свой вымпел) На вершине – «я изучил, понял и хорошо усвоил материал урока, работал активно и при этом не допускал неправильных ответов»; Середина склона: «я изучил, понял, но мог бы работать лучше, чем сегодня на уроке» У подножия: «Я не совсем понял тему урока, мне не удалось реализовать свои возможности» Побуждает оценить свою работу на уроке. Учит давать объективную оценку, аргументировать свою точку зрения. |
Делают вывод о достижении цели, задач и реализации плана на уроке. Вымпелом отмечают уровень овладения знаниями на уроке. Намечают дальнейшие цели деятельности. |
||
Организация домашнего задания (3 мин) |
|||||||
Организация домашнего задания |
Объяснять значение понятий темы «Рельеф суши. Горы» Формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию. Определять по географической карте местоположение географических объектов. |
Умение управлять свое познавательной деятельностью. |
Саморегуляция. |
Атлас, учебник Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс, М.: Дрофа 2014г. |
Дает домашнее задание на следующий урок и выставляет отметки. П.20, уметь показывать объекты номенклатуры на географической карте мира, России, объяснять терминологию, приводить примеры. Творческое задание. Составить синквейн со словом «Горы» |
Записывают домашнее задание |
|
Организованный конец урока |
|||||||
Организованный конец урока |
|
|
Самодисциплина. |
|
Завершает урок |
Убирают рабочее место |
Диагностика и мониторинг учебной деятельности учащихся на уроке
Этапы диагностики и мониторинга учебной деятельности |
УУД ы, проверяемые у учащихся |
Этап проверки домашнего задания (Приложение 1) |
|
1. Выполнение тестового задания. 1.Что такое литосфера? А. верхняя твердая оболочка Земли Б. водная оболочка Земли В. воздушная оболочка Земли Г. область, в которой развивалась жизнь. 2. Что занимает большую часть объема Земли? А. ядро Б. мантия В. земная кора Г. внешнее ядро 3. Какие породы НЕ относятся к осадочным горным породам? А. обломочные Б. химические В. органические Г. магматические 4. Укажите лишнее полезное ископаемое с точки зрения происхождения. А. железная руда Б. уголь В. нефть Г. природный газ 5. Укажите верное утверждение. А. толщина земной коры везде одинакова Б. океаническая земная кора толще материковой В. материковая земная кора толще океанической Г. толщина материковой земной коры одинакова. |
Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Изучение нового материала (Приложение 2) |
|
Опорная схема |
|
1. Определение понятия «Горы». |
Познавательные, коммуникативные |
2. Строение горы: |
Познавательны регулятивные |
3.Выписать определения – горный хребет, горные долины, нагорье. |
Коммуникативные, регулятивные |
4. Главная причина возникновения горных массивов |
Регулятивные, коммуникативные |
5. Заполнить схемы «Различие гор по высоте», «Различие гор по строению», «Различие гор по возрасту» |
Познавательные, регулятивные |