Урок географии в 5 классе «Открытия русских путешественников»
Предмет: география
Класс: 5
Тема. «Открытия русских путешественников» уроки 8-9.
Базовый учебник: И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин География. Начальный курс. М., Дрофа, 2012 г.
Цель: сформировать знания и представления о путешественниках и их открытиях.
Задачи урока:
Образовательные: знать имена путешественников, их открытия, уметь наносить географические объекты и путешествия на контурную карту.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, работать с разными источниками информации и дополнительной литературой. Расширить кругозор и любознательность учащихся. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.
Воспитательные: способствовать развитию волевых качеств характера учащихся ; воспитывать чувство гордости и патриотизма за наших соотечественников путешественников.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: узнать имена путешественников, их открытия, вспомнить материки и океаны Земли, уметь наносить географические объекты и маршруты путешествий на контурную карту
Универсальные учебные действия:
Личностные: формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с ученым пособием, средствами информационных технологий, картой.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из Интерната, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: групповая
Техническое оборудование: портреты путешественников, интернет, персональный компьютер, физическая карта мира, мультимедийный проектор.
Структура и ход урока.
№ | Название этапа урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Организация на урок | | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Класс делится на 4 группы, выбор капитана. (Приложение №1) | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | 2 мин |
2 | Актуализация темы | ЭОР Физическая карта мира. | Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему. Скажите: Кто такой путешественник? Вы путешествовали? На чем? Как еще можно путешествовать, используя современные технические средства? Какие качества характера и навыки необходимы путешественнику? ( Приложение №2) Когда-то люди не знали об облике Земли, и на картах древнего мира было много белых пятен. А сколько материков на Земле? Сколько океанов на Земле? Древние греки знали только небольшую часть Земли. (Приложение - рамка на карту) Как люди в древнем мире могли путешествовать? Прошли многие века, чтобы человечество увидело современный облик Земли. Потом и кровью, а иногда ценой собственной жизни добывались эти знания. Ребята о чем или о ком мы будем с вами говорить? | Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). и делятся своим опытом и информацией. Работа учащихся с физической картой мира у доски Формулируют название темы урока (Р) | 8 мин |
3 | Изучение нового материала | ЭОР Слайд –эталон (маршруты путешествий) | Давайте откроем учебники параграф №6 и назовем имена путешественников, о которых мы будем беседовать. В конце урока на слайде будут эмблемы путешественников. Ваша задача их соотнести с портретами и маршрутами. Работая в группах вам необходимо составить проект об одном из путешественников (Приложение №3) Подводит к выводу: об основных путешествиях и их открытиях. | Работают с текстом учебника, ответы учащихся (П) Работа в группах (К) Защита проектов (К, П) | 1 мин 5 мин |
4 | Практикум | | Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте основных маршрутов путешествий». Формулирует задания для учеников, корректирует их работу. Организует работу в группах по заполнению контурных карт. Проверяет заполнение карт, корректирует результаты и сравнивает с эталоном. Проверяет полученный результат | Индивидуальная работа на контурной карте (П) Озвучивают результаты, сравнивая с изображением на интерактивной доске (П), Демонстрируют результат своей работы. (Л). | 8мин 2 мин |
5. | Коррекция | Карточка бегунок | | Озвучивание предварительных результатов работы каждого члена команды (К). | 4 мин |
5 | Закрепление | слайд | 1.Проверяет усвоение нового материала в тестовой форме. Соотнести имена путешественников и открытые материки. ( Причинно - следственные связи) ( Возвращаемся к приложению №2). | Демонстрируют знания (П), понимание причинно-следственных связей (Р). Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р) | 5 мин |
6 | Итог урока (рефлексия) | | Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Объясняет д/з §6, Вопросы в рабочей тетради, творческое задание «Составить маршрутный лист своего путешествия» | Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (К). | 4 мин |
Приложение №2.
Если бы я остался один на необитаемом острове… (по произведению Д. Дефо «Робинзон Крузо»)
Дефо Даниэль - Если бы я остался один на необитаемом острове... (по произведению Д. Дефо «Робинзон Крузо»)
Если бы я остался один на необитаемом острове... (по произведению Д. Дефо «Робинзон Крузо»)
Как Робинзон Крузо, я люблю море, но вижу его редко. Мы живем в городе, далеком от тех мест, откуда отплывают в дальние страны корабли, где кричат чайки и пахнет рыбой и водорослями. Но я часто представляю себе, что я, подобно Робинзону Крузо, оказался на необитаемом острове...
Когда я пришел в себя, море уже не штормило. Близился вечер, и надо было подумать о еде и ночлеге. Я набрал хвороста, постелил свою куртку и прилег. Было жестко и неудобно. Я долго не мог уснуть — мучил голод. Где-то вдали прокричала какая-то птица. Мне стало страшно.
Утром я стал размышлять над тем, что мне теперь делать. Во-первых, надо позаботиться о пище. Это, как мне казалось, будет несложно: в море полно рыбы, в лесу есть орехи, ягоды, птичьи гнезда, где можно найти яйца. Ведь именно их начал есть Робинзон, когда привезенные с корабля припасы закончились. Во-вторых, надо развести огонь, найти какую-нибудь посудину, чтобы сварить уху... Но я же на необитаемом острове! Откуда здесь посудина? Даже банки жестяной не найти... Я отправился обследовать местность. В зарослях дикой лещины насобирал орехов. Наткнулся на кусты с ягодами, похожими на землянику. Что делать дальше? Конечно, лучшим советчиком здесь может быть только Робинзон Крузо. Он построил себе жилище, сам соорудил себе мебель. Я знаю, что Робинзон делал из глины посуду. Он сшил себе одежду, даже изготовил зонтик. По примеру Робинзона я должен был бы приручить диких коз, выращивать злаки. Но я этого ничего не умею. У меня нет необходимого жизненного опыта, знаний, мастерства. Это сразу отрезвляет меня и возвращает в реальность — в свою благоустроенную городскую квартиру. Страшно подумать, что я мог бы оказаться один, без родителей и друзей, даже в этом современном городе! Чтобы не растеряться в жизни, как Робинзон, мне надо еще многому научиться. Ведь на необитаемом острове мне пришлось бы стать и строителем, и поваром, и портным, и рыболовом, и даже доктором!
Нет, если бы я остался на необитаемом острове один, я бы непременно погиб!
esli-by-ya-ostalsya-odin-na-neobitaemom-ostroveесли бы я остался один на необитаемом острове... (по произведению д. дефо «робинзон крузо»)
Как Робинзон Крузо, я люблю море, но вижу его редко. Мы живем в городе, далеком от тех мест, откуда отплывают в дальние страны корабли, где кричат чайки и пахнет рыбой и водорослями. Но я часто представляю себе, что я, подобно Робинзону Крузо, оказался на необитаемом острове...
Когда я пришел в себя, море уже не штормило. Близился вечер, и надо было подумать о еде и ночлеге. Я набрал хвороста, постелил свою куртку и прилег. Было жестко и неудобно. Я долго не мог уснуть — мучил голод. Где-то вдали прокричала какая-то птица. Мне стало страшно.
Утром я стал размышлять над тем, что мне теперь делать. Во-первых, надо позаботиться о пище. Это, как мне казалось, будет несложно: в море полно рыбы, в лесу есть орехи, ягоды, птичьи гнезда, где можно найти яйца. Ведь именно их начал есть Робинзон, когда привезенные с корабля припасы закончились. Во-вторых, надо развести огонь, найти какую-нибудь посудину, чтобы сварить уху... Но я же на необитаемом острове! Откуда здесь посудина? Даже банки жестяной не найти... Я отправился обследовать местность. В зарослях дикой лещины насобирал орехов. Наткнулся на кусты с ягодами, похожими на землянику. Что делать дальше? Конечно, лучшим советчиком здесь может быть только Робинзон Крузо. Он построил себе жилище, сам соорудил себе мебель. Я знаю, что Робинзон делал из глины посуду. Он сшил себе одежду, даже изготовил зонтик. По примеру Робинзона я должен был бы приручить диких коз, выращивать злаки. Но я этого ничего не умею. У меня нет необходимого жизненного опыта, знаний, мастерства. Это сразу отрезвляет меня и возвращает в реальность — в свою благоустроенную городскую квартиру. Страшно подумать, что я мог бы оказаться один, без родителей и друзей, даже в этом современном городе! Чтобы не растеряться в жизни, как Робинзон, мне надо еще многому научиться. Ведь на необитаемом острове мне пришлось бы стать и строителем, и поваром, и портным, и рыболовом, и даже доктором!
Нет, если бы я остался на необитаемом острове один, я бы непременно погиб!
Приложение №1.
Карточка итогового контроля (бегунок)
Группа № 1
Капитан______________________________
№ | Ф.И | балл | оценка | балл | оценка | ||||
| | | | | | | |||
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Приложение №2.
Эмблемы путешественников.
Приложение № 3,
Карточка № 1.
Ф.И.О_____________________________
Годы жизни _(______________)_______
Национальность____________________
Цель путешествия__________________
Период путешествия________________
Результат путешествия______________
__________________________________
__________________________________